Исследовательская деятельность — основа развития и формирования универсальных учебных действий школьников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31» поселка Краснобродского









Исследовательская деятельность –
основа формирования и развития
универсальных учебных действий школьников
методические рекомендации


Исполнитель:
Рогова Ирина Александровна,
учитель физики
МБОУ «СОШ № 31» поселка Краснобродского,
Кемеровская область
















Краснобродский 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.3
1. Теоретические основы формирования и развития универсальных
учебных действий на основе организации исследовательской
деятельности обучающихся..6
Универсальные учебные действия...6
1.2. Исследовательская деятельность.11
Психологический аспект исследовательского обучения.............14
2. Организация учебно-исследовательской деятельности
школьников как механизм формирования и развития универсальных учебных действий......16
2.1. Организация исследовательской деятельности16
Урочная деятельность..19
2.2.2. Урок-исследование...23
Заключение..28
Литература...29













Введение
Способности формируются в деятельности и в ней же проявляются.
Л.С. Рубинштейн
17 декабря 2010 года приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт), который «представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования» [5].
В федеральном государственном образовательном стандарте подчеркивается, что в общеобразовательной школе модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных способностей. Важнейшей задачей системы образования является формирование и развитие универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Происходит процесс перехода системы образования на процесс формирования определенных качеств личности обучающихся посредством активного участия самих учеников в усвоении знаний.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. В том числе, метапредметным результатам, включающим «универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории» [5].
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности [5].
Из вышесказанного вытекает, что использование в образовательном процессе технологии исследовательского обучения как нельзя лучше отвечает вышеперечисленным требованиям. Исследовательская технология служит для развития познавательных навыков обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, то есть служит основой для формирования и развития универсальных учебных действий. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неуёмная жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения [4].
Целью данной работы является разработка методических рекомендаций по формированию и развитию универсальных учебных действий через организацию исследовательской деятельности обучающихся.
Задачи:
Изучить требования ФГОС основного общего образования к результатам освоения основной общеобразовательной программы.
Изучить теоретический материал, связанный с организацией исследовательской деятельностью обучающихся.
Составить методические рекомендации по формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся через организацию их исследовательской деятельности.
Таким образом, формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся является актуальной задачей образования в настоящее время.












1. Теоретические основы формирования и развития универсальных учебных действий на основе организации исследовательской деятельности обучающихся
Универсальные учебные действия
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности обучающихся самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия:
- обеспечивают обучающемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 1. Универсальные учебные действия.

В основе концепции универсальных учебных действий лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
На сегодняшний день именно системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева,  Д. Б. Эльконина,  П. Я. Гальперина,  В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова, В. В. Рубцова наиболее полно описывает структуру учебной деятельности обучающихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Концепция универсальных учебных действий также учитывает опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение обучающимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.
Как органично встроить универсальные учебные действия в воспитательно-образовательный процесс? Основой решения данной проблемы является обучение на основе организации исследовательской деятельности.
Сравним универсальные учебные действия с общими исследовательскими умениями и навыками.
Таблица 1
Сравнительные черты универсальных учебных действий
и общих исследовательских умений и навыков

Традиционное обучение
Исследовательское обучение

Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание)
Самоконтроль и самооценка

Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция)
Умение ставить цель и планировать свою работу

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли)
Задавать вопросы.
Умение доказывать и выражать свои идеи.

Познавательные (общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
логические: анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование
действия постановки и решения проблемы: формулирование проблемы, самостоятельное создание способа решения проблем творческого и поискового характера)
Умения и навыки наблюдения, проведения экспериментов.
Умения и навыки структурирования материала.



Умение давать понятия, классифицировать.
Умение делать выводы и умозаключения.
Умение выдвигать гипотезы.

Умение видеть проблемы и пути их решения.






Анализ таблицы показывает, что универсальные учебные действия тесно связаны с исследовательской деятельностью.






















1. 2. Исследовательская деятельность
Организации исследовательской деятельности обучающихся опирается на такие понятия как «исследовательская деятельность», «исследовательский метод» обучения и «исследовательское поведение».
Идея использования исследования, как метода обучения, известна со времен Сократа. Организация целенаправленного обучения, при котором ученик ставился в положение первого исследователя определенной проблемы и должен был самостоятельно найти решение и сделать выводы, появилась в педагогике в конце 19 века (А.Я. Герд, М.М. Стасюлевич, Р.Э. Армстронг, Т. Гексли), а впоследствии широко использовалась в отечественной практике (Б.В. Всесвятский, И.П. Плотников, В.Я. Стоюнин, И.И. Срезневский, К.П. Ягодовский и др.).
Термин «исследовательский метод» был предложен доктором педагогических наук Борисом Евгеньевичем Райковым в 1924 году, под которым он понимал «метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте».
Исследовательский метод можно определить как самостоятельное (без пошагового руководства учителя) решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и её проверка, формулирование выводов, закона или закономерности.
Возросший интерес современной педагогики к анализу процесса обучения в различных аспектах научного познания объясняется переориентацией обучения с традиционного предъявления готовых знаний на самостоятельное получение их обучающимися. «Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения - формирование у обучающегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Рассмотрим сравнительные черты традиционного и исследовательского обучения (таблица 2) [1].
Таблица 2
Сравнительные черты традиционного и исследовательского обучения
Традиционное обучение
Исследовательское обучение

Учителю следует излагать основные представления и понятия, заложенные в содержание учебного предмета и отраженные в изучаемой теме
Обучающийся самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их в готовом виде от учителя

обучающиеся узнают жизненно важные идеи и понятия благодаря их прямому изложению учителем
При изучении естествознания следует создавать такие ситуации, которые предоставляют обучающимся возможность знакомиться с представлениями, понятиями и в то же время требуют от них самостоятельно устанавливать, обнаруживать эти понятия на предлагаемых примерах

Учебное познание должно строится на четкой логической основе, оптимальной для изложения и усвоения
Обучающимся принадлежит ведущая роль в принятии решений о выборе способа работы с изучаемым материалом

Основная цель лабораторных опытов – формирование практических манипулятивных навыков, а также способности следовать указаниям, направленным на достижение запланированных результатов
Материалы лабораторных опытов побуждают обучающихся выдвигать идеи, альтернативные тем, которые изучают в классе

Изучение материала в ходе лабораторных опытов следует точно установленным указаниям и определяется методикой, направленной к тому, чтобы проиллюстрировать изученные в классе понятия и представления
Обучающиеся сталкиваются с новыми явлениями, представлениями, идеями в лабораторных опытах, прежде чем они будут изложены и изучены на уроках

Лабораторные опыты должны быть спланированы учителем так, чтобы правильные ответы, результаты достигались лишь теми обучающимися, которые четко придерживаются инструкций к лабораторной работе
В лабораторных опытах обучающимся предоставляется возможность самостоятельно планировать свое исследование, определять его аспекты, предполагать возможные результаты

Для настоящего понимания изучаемого содержания ученикам следует усвоить свод связанной с этим содержанием информации фактологического характера
Обучающиеся подвергают сомнению принятые представления, идеи, правила, включают в поиск альтернативные интерпретации, которые они самостоятельно формулируют, обосновывают и выражают в ясной форме

Взяв за основу работы кандидата психологических наук Александра Владимировича Леонтовича, можно сформулировать следующее определение исследовательской деятельности в школе.
Исследовательская деятельность обучающихся – это такая форма организации воспитательно-образовательного процесса, которая предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы [2].
Основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её обучающиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности.
















1.3. Психологический аспект исследовательского обучения
Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности нужны только узкой группе специалистов, для всех остальных они – ненужная роскошь. Но современный мир столь динамичен и меняется так стремительно, что выжить в нем, опираясь на наработанные стереотипы, невозможно. Современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность.
Как развить у ребенка потребность и способность искать новое? Как научить его видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы?
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшая черта детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира и хочет его познать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. От степени развития способностей исследовать окружающий мир напрямую зависят успехи ребенка в познавательном и личностном развитии.
Доктор педагогических и психологических наук Александр Ильич Савенков предлагает рассматривать исследовательское поведение как вид поведения, выстроенный на базе поисковой активности и направленный на изучение объекта или разрешение нетипичной (проблемной) ситуации [4]. В фундаменте исследовательского поведения  психическая потребность в поисковой активности. Она выступает в качестве мотива  двигателя, который запускает и заставляет работать механизм исследовательского поведения.
Само исследовательское поведение может быть качественно разным. Оно может развиваться спонтанно, на основе интуитивных стремлений с использованием «метода проб и ошибок», а может быть и более конструктивным, сознательным, выверенным логически. То есть построенном на анализе собственных действий, синтезе, получаемых результатов, оценке  логическом прогнозе. Но в данном случае уже можно говорить не столько об исследовательском поведении, сколько о специфическом виде деятельности  деятельности исследовательской.















2. Организация учебно-исследовательской деятельности
школьников как механизм формирования и развития
универсальных учебных действий

2.1. Организация исследовательской деятельности
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.
А. Дистервег

Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: "Как делаются открытия?" Эйнштейн ответил: "А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие". Конечно, это была лишь шутка. Но, вероятно, Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Ведь дело не в том, чтобы "не знать". Знать надо! А дело в том, чтобы "сомневаться".
Как часто, к сожалению, мы видим безынтересных, равнодушных ко всему окружающему людей, без искры в глазах. Думаю, каждый педагог сталкивался с подобным явлением. Вопрос о том, в какой момент человек теряет эту чувствительность к окружающему миру, пытливость ума, способность удивляться, с интересом открывать для себя новое в обучении и науке, начал терзать меня давно. Как выработать иммунитет к потере интереса исследовать мир, к обучению. Как привить потребность душе совершать открытия.
Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Потребность ребёнка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Исследовательская, поисковая активность естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира.
Исследовательское поведение один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Поэтому исследование – один из четырех универсальных типов мыслительной деятельности, наиболее адекватно соответствующий социокультурной миссии образования.
Детская любознательность, высокая поисковая активность легли в основу концепции моей педагогической системы.
Подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего, а именно “исследовательское обучение” может являться одним из наиболее эффективных способов не получения, а «добывания» знаний. Поэтому одной из важнейших задач учителя сегодня, по-моему мнению, является поиск способов эффективного формирования у обучающихся исследовательской компетенции – вооружение учащегося инструментом познания.
Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
С чего начинается исследование? С удивления Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а не иначе?”. С этого момента, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования
В организации исследовательской деятельности обучающихся выделяю
следующие направления:
- исследовательская работа, выполняемая школьниками в учебном процессе;
- конкурсные мероприятия;
- исследовательская работа во внеурочное время (отличается от исследовательской работы в учебном процессе тем, что связана с решением творческих исследовательских задач и предполагает наличие основных этапов, характерных для научной работы).
Специфика учебно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм её организации. В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность может приобретать разные формы (рис.2). Сочетание всех этих форм позволяет каждому ученику проявить свои способности [3].



















Рисунок 2. Формы организации учебно-исследовательской
деятельности с обучающимися.

Многообразие форм учебно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД.
Несомненно, постижение, открытие учеником нового знания, поиск ответов на личностно-значимые для него вопросы обеспечивается, прежде всего, через формирование и развитие универсальных учебных действий при обучении в школе.



2. 2. Урочная деятельность
Всякий урок должен быть ответом, который тем легче усвоится учеником, чем самостоятельнее он формулировал вопросы, вызвавшие этот ответ.
Э. Клапаред

Основное общение ученика с учителем происходит на уроке. Как же должен быть построен урок, пробуждающий интерес к исследовательской деятельности?
Еще со времен Сократа известна притча о трех каменщиках
«Три человека тащат тяжелые камни в город. Пот катится со всех трех. Одного спросили:
-Что ты делаешь?
- Тащу эту проклятую ношу.
Второго спросили:
-Что ты делаешь?
- Зарабатываю на хлеб себе и семье, - бодро ответил он.
Третий на тот же вопрос улыбнулся:
- Строю замечательный Храм, который простоит века на радость людям и утешение им!»
Становится ясным, что при одном и том же содержании деятельности эффективность труда, как и самочувствие работников может принципиально отличаться. Следовательно, учитель должен владеть приемами, повышающими в глазах детей значимость тех видов деятельности, которыми они занимаются вместе с учителем в школе. Особенно важно не упустить этот момент, когда педагог приступает к изучению нового для школьников предмета, новой темы, подводит итог работы, а также организует учебно-исследовательскую, творческую деятельность.
От того, какой настрой мы дадим детям (тащить «проклятые камни» или строить храм знаний) в самом начале изучения того или иного предмета, так и будет протекать сам процесс обучения.
Для успешного развития исследовательских умений важно учитывать степень подготовленности обучающихся к этой деятельности. Очень важно, чтобы такая работа по включению детей в активную учебную деятельность была ежедневной, чтобы такой вид деятельности стал привычным. На уроках с элементами исследования обучающиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность. Впоследствии процесс исследовательской деятельности ученика позволяет применять сформированные умения при организации обучения любому предмету.
Насколько быстро обучающиеся овладеют начальными исследовательскими умениями, насколько осознанными будут их знания методологии исследования, зависит успешность всего учебно-воспитательного процесса в школе. Именно поэтому первые уроки физики я посвящаю вопросам методологии учебного познания:
а) знакомлю обучающихся с основными элементами физических знаний (физическое явление, физическая величина, физический закон);
б) раскрываю обучающимся структуру процесса познания и показываю, с помощью каких методов получаются знания;
в) учу выполнять следующие операции:
1) определять по внешнему виду назначение прибора;
определять пределы измерений приборов;
определять цену деления шкалы прибора;
измерять предложенные величины;
5) определять абсолютную и относительную погрешность прямых и косвенных измерений;
6) оформлять отчет практической работы.
Предваряющие исследование знания и умения формируются не сразу. Знакомя учеников с основными методами физики, большое внимание уделяю эксперименту, его функциям, важнейшая из которых – проверка предположений ученых, побуждение к открытию ранее неизвестного. Часто использую эксперимент на этапе догадок, стимулирую их появление.
Дальнейшее изучение физики сопровождаю расширением представлений обучающихся о методах познания. Последовательность ознакомления обучающихся с приемами учебного познания обусловлена структурой, сложностью и последовательностью их применения в формировании физических понятий при изучении фактического материала. В ходе учебного процесса раскрываю значение и практическое применение любого изучаемого метода. На конкретных примерах рассматриваю их использование для получения физического знания. А также создаю условия для самостоятельного практического применения их самими обучающимися. Здесь основным средством обучения становятся обобщенные планы и комплекс экспериментальных, исследовательских задач.
Экспериментальные, исследовательские задачи, сохраняя все свойства, присущие эксперименту, и выполняя все функции, присущие задачам, обеспечивают реализацию поставленных целей. Их использование соответствует особенностям подросткового возраста обучающихся (конкретно-образный тип мышления, желание большей самостоятельности, зависимость внимания и памяти от характера деятельности).
При изучении физики в основной и старшей школе исследовательская деятельность школьников не одинакова по объему и продолжительности. На начальном этапе изучения предлагаю исследований больше по количеству, но при этом они значительно меньше по объему и продолжительности. В основной школе дети учатся быть исследователями: работают над совершенствованием элементов познавательных процессов, обоснованно используют физические методы, приобретают навыки практических действий в учебном познании, неуклонно следуют этапам физического познания. В старшей школе каждое исследование включает в себя большое число этапов и может длиться продолжительное время – до нескольких уроков. Важное отличие исследовательской деятельности обучающихся в основной и старшей школе – уровень ее самостоятельности. Но ни в коем случае нельзя утверждать, что в старшей школе ученики становятся готовыми исследователями.






























2. 3. Урок-исследование

Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей.
К.Д. Ушинский

Урок-исследование способствует формированию целостной системы универсальных учебных действий.
Передо мной, как и перед любым другим мыслящим учителем, всегда стояла проблема поиска эффективных форм и способов учебной деятельности учащихся, которые не просто вовлекали бы их в исследовательскую работу, но и способствовали обучению самой этой деятельности.
В моей голове всегда крутился вопрос: «Почему не происходит так, чтобы знания, попадая в голову ученика, задерживались там на долгое время?». Может быть, все дело в том, что память у младших школьников яркая, эмоциональная, и запоминать факты, с эмоциями не связанные, они пока просто не умеют? Несомненно, труднее всего воспринимаются и понимаются те явления и понятия, которые нельзя "потрогать", пронаблюдать в реальном мире, поэтому целесообразно работать с фантазиями, образами, ориентированными на собственный опыт учеников, свое мироощущение, поскольку именно они позволяют приблизиться к формированию научной картины мира. И главный помощник в этом – детская любознательность.
Цель урока-исследования для обучающихся состоит в том, чтобы научиться находить ответы на свои вопросы самостоятельно. Главная задача учителя на уроке-исследовании – создать среду, провоцирующую ученика на появление вопросов и желания найти ответы самостоятельно, то есть на проявление черт исследовательского поведения.
На уроке-исследовании обучающиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. По уровню самостоятельности обучающихся, проявляемой в исследовательской деятельности, уроки-исследования разделяю на начальный (урок «Образец исследования»), продвинутый (урок «Исследование») и высший (урок «Собственно исследование»). Естественно, что освоение обучающимися исследовательских знаний и умений должно проходить поэтапно, с постепенным увеличением степени самостоятельности ученика в его исследовательской учебной деятельности.
В структуре урока-исследования выделяют следующую последовательность действий:
1) актуализация знаний;
2) мотивация;
3) создание проблемной ситуации;
4) постановка проблемы исследования;
5) определение темы исследования;
6) формулирование цели исследования;
7) выдвижение гипотезы;
8) проверка гипотезы (проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д.);
9) интерпретация полученных данных;
10) вывод по результатам исследовательской работы;
11) применение новых знаний в учебной деятельности;
12) подведение итогов урока;
13) домашнее задание.
Основные этапы конструирования урока-исследования представлены в таблице 3.





Таблица 3
Деятельность учителя при конструировании урока-исследования
Этап
Содержание деятельности
Что нужно знать учителю


1
Сформулировать обобщение урока (содержательно-смысловой стержень урока)
Осознать, какое правило, принцип, закономерность или связь должны быть выявлены или обоснованы


2
Определить материал для изучения, на основании которого можно выявить или обосновать обобщение
Определить объём, характер, сложность и форму предъявления информации на основании значимых критериев


3
Определить тип учебного исследования
Учесть специфику обобщения, особенности материала, задачи, которые ставит учитель


4
Сконструировать проблемную ситуацию для учеников
Обеспечить возникновение потребности в раскрытии неизвестного (планируемого обобщения)


5
Продумать состав групп, распределение материала для изучения по группам, форму представления работы
Учесть принципы и правила организации работы в малых группах


Планирование и проведение такого урока является не только трудным и требующим много времени, но и по-настоящему захватывающим, личностно значимым событием.
Учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность учащихся на уроках-исследованиях:
- выделение основной проблемы в предложенной ситуации;
- определение темы и цели исследования;
- формулирование и отбор полезных гипотез;
- определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;
- планирование эксперимента для проверки гипотезы;
- анализ планируемых опытов, выбор наиболее подходящего из них;
- планирование результата;
- проведение эксперимента;
- систематизация фактов, явлений;
- интерпретация данных;
- использование обобщений, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;
- формулирование определений и выводов.
Деятельность учителя и обучающихся определяется уровнем урока-исследования (табл. 4).

Таблица 4
Деятельность ученика и учителя на разных уровнях
урока-исследования
Уровень урока
исследования
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

Урок « Образец исследования»
На доске обязательно пишет названия основных ступеней исследовательской деятельности. Формулирует проблему, сообщает тему и цель исследования.
Даёт готовый алгоритм исследовательской работы.
Ведёт учебный процесс, используя термины « проблема»,
« гипотеза», « подтверждение гипотезы», « вывод» и т.д.
Использует вопросы. В чём проблема? Каковы этапы деятельности исследователя? Что такое гипотеза? Какое можно выдвинуть предположение? Данное высказывание предполагаемое или доказанное?
Отвечают на вопросы учителя. Следуют алгоритму работы, предложенному учителем. Сверяют свои действия с образцом исследования, используя информация, записанную на доске.

Урок «Исследование»
На доске может записать называния ступеней исследовательской деятельности (при необходимости).
Формулирует проблему.
Подводит учащихся к пониманию темы и цели исследования.
Направляет деятельность учащихся в русло исследовательской работы без использования терминов «гипотеза», «проверка гипотезы», «интерпретация данных» и т.д.
Обращает внимание учеников на схему исследовательской деятельности (при необходимости).
Использует вопросы. С чего необходимо начать исследование? Что нужно выяснить? Как это сделать? Как поступил бы исследователь на этом этапе работы?
Верно ли вы сделали выбор?
Самостоятельно планируют и выполняют исследовательскую работу. При необходимости консультируются с учителем или экспертом. Получает оценку учителя (правильно или неправильно) за каждый этап исследовательской работы.

Урок «Собственно исследование»
Формулирует проблему.
Подводит учащихся к самостоятельному формулированию темы и цели исследования. Создает условия для исследовательской деятельности учащихся:
Обеспечивает учебный процесс дидактическим материалом, организует индивидуальную работу и деловое общение учащихся в группах и ли в парах.
Использует вопросы. Ясна ли цель работы? Все ли понятно в выданных материалах? На каком этапе работы находитесь? Уложитесь ли по времени? Каков итог урока?
Оценивает результаты работы в конце урока.
Планируют и проводят исследовательскую деятельность самостоятельно, без помощи и консультации учителя или эксперта.


Что приобретает ученик, пройдя через такой процесс обучения? Самое главное – у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении любых задач. Он умеет доказать свое мнение и уважает чужое, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию, испытывает яркие эмоции.
Ученики начинают понимать мотивы учения – они изучают гармоничный и целостный мир природы и людей, у них появляется интерес к познанию окружающего мира и себя в нем. У ребенка возникает радость от того, что он умеет применять полученные знания. Такой подход к обучению делает педагога не «истиной в последней инстанции», а всего лишь проводником на пути к ней.
Конечно, развитие универсальных учебных действий не должно ограничиваться только исследовательской деятельностью, но она, несомненно, является одним из условий формирования универсальных учебных действий школьников.






Заключение
Общеизвестно, что нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь.
Исследовательская деятельность является уникальным инструментом развития личности обучающихся, действенным фактором образовательного процесса. В рамках учебно-исследовательской деятельности развиваются способности учащихся к самоанализу и самопознанию, формируются коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи, которые способствуют его успешной адаптации в социуме.
Данные методические рекомендации позволят педагогам использовать технологию исследовательского обучения при формировании и развитии универсальных учебных действий обучающихся.
Методические рекомендации адресованы работникам общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, которые используют в образовательном процессе технологию исследовательского обучения.













Список литературы
Кларин, М.В. Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решения проблем [Текст] / М.В. Кларин // Школьные технологии.-2006. - №3. -С.22-23.
Леонтович, А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии [Текст] / А.В. Леонтович // Народное образование. – 1999. - №10. – С. 152-158.
Рождественская, И.В. Система работы по интеллектуально-творческому развитию учащихся [Текст] /И.В. Рождественская //Исследовательская работа школьников.-2006.- №1.- С.165-174.
Савенков, А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников [Текст]: методическое пособие для школьних психологов/ А.И. Савенков.- М., Генезис, 2005.- 2003с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

























15