Урок по обществознанию на тему «Человеческое в человеке»

Учитель истории и обществознания
МБОУ «Гимназия» г. Абакана
Плеханова Е.С.

Урок по обществознанию «Человеческое в человеке»

В современном мире в суматохе сменяющихся дней мы как-то позабыли о том, что такое Человек и для чего он приходит в этот мир.
В условиях перехода к новому качеству образования социальная значимость уроков, внеклассных занятий, мероприятий приобретает особую актуальность. Одной из важных составляющих этого процесса является донесение, усвоение и преобразование полученных знаний, опыта каждым участником образовательного процесса.
Зачастую проведение таких занятий зависит не от учителя, а от ученика, его потребностей и требований, предъявляемых не только к качеству образования, но и к жизни в целом.
Ученик фактически должен сам добывать те знания, опыт, которые социально значимы для него в данный отрезок времени.
Занятие «Человеческое в человеке» посвящено оценке Человека и его деятельности глазами современных подростков. Кто же он, Человек: «Звучит гордо» (М. Горький) или это «дикое, страшное животное» (А. Шопенгауэр)? Это занятие не включено в программу по обществознанию девятого класса, а является внеклассным мероприятием. В то же время очевидна универсальность данного мероприятия: его можно использовать как внеклассное мероприятие и провести в форме классного часа или же включить в программу в форме урока-диспута или круглого стола.
Социальная значимость данного занятия обусловлена рядом проблем современного общества и современного человека: неумение найти общий язык не только с родителями, но и со сверстниками, нежелание решать спорные вопросы мирным путем. В таких условиях становится очевидным необходимость корректировки поведения современных подростков через призму корректировки их взглядов.
Цель данного занятия формирование позитивного отношения к человеку и его деятельности, поэтому задачи можно выделить следующие:
приобщить учащихся к решению социальных задач как в группе, так и индивидуально;
развить личностную активность учеников;
формировать коммуникативную и ценностно-смысловую компетенцию обучающихся.
Основными понятиями на данном занятии будут: человек, личность, человечность, гуманизм.
Занятие начинается со вступительного слова учителя, в котором говорится, что в современном мире, как-то стали забывать, кто такой Человек и для чего он приходит в этот мир.
Древние говорили: «Человек приходит в мир со сжатыми ладонями и как бы говорит: весь мир мой, а уходит из него с открытыми ладонями и как бы говорит: смотрите, ничего не беру с собой» (Талмуд). Так что тогда главное в человеческой жизни? Богатство? Власть? Любовь? А какие качества нужны человеку, чтобы считаться Человеком в современном мире?
Далее идет обсуждение вопросов, заданных учителем, учащиеся определяют цель занятия: определить, какие качества человека являются насущными и самыми значимыми, какой набор качеств позволяет говорить о Человеке с большой буквы. Так как в таких вопросах не может быть одной правильной точки зрения, работу лучше организовать в группах.
Задания для групп: назовите основные позиции, содержащиеся в высказываниях о сущности человека, его поведении и поступках и приведите доказательства в виде современных примеров человеческой деятельности, подтверждающих то или иное высказывание.

Высказывания о человеке

1 группа
Нет человека, в котором не было бы чего-нибудь ненавистного, в котором бы не был скрыт лютый зверь, но лишь немногие честно говорят, как они справляются с этим лютым зверем. (Вольтер)
Какое величие являет собой человек! Какое благородство в его уме; бесконечность в способностях, прелесть в формах, - это дух небесный, украшение света, образчик остальной природы. (В. Шекспир)

2 группа
О великом человеке судят только по его главным деяниям, а не по его ошибкам. (Вольтер)
Человек, в сущности, дикое, страшное животное. Мы знаем его лишь в состоянии укрощенности, называемом цивилизацией. Но где когда-либо падают замок и цепи законного порядка и водворяется анархия, там он показывает себя таким, каков он есть. (А. Шопенгауэр)

3 группа
Человек – индивидуальное животное, способности которого ограничены, желания же бесконечны. (Г. Газлит)
Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает; под каждой могильной плитою лежит всемирная история. (Г. Гейне)
4 группа
Что такое человек? – Муха, попавшая в бутылку и ударяющаяся об ее стены при малейшей попытке вылететь. (Г. Мопассан)
Все, что есть в мире прекрасного, красивого, идеального, насаждено не Богом, а человеком и умом человеческим. (Г. Мопассан).


Кроме этого, предлагается составить список качеств современного человека, которые необходимы для жизни в современном обществе (все: и положительные, и отрицательные).
Представитель от каждой группы озвучивает свой список качеств. (Учитель фиксирует ответы на доске).
Второе задание, связано с ранжированием качеств: предложено оставить только те пять качеств, без которых человеку не жить и не быть человеком и пронумеровать по значимости.
Представители от групп озвучивают новый список качеств, объясняя, почему оставили именно эти качества, учитель записывает его на доске. Что лежало в основе выбора этих качеств? Какую цель может преследовать человек, обладающий этими качествами?
Последнее задание звучит так: представьте, что Землю захватили представители инопланетной цивилизации, сказав, что Земля и все ее жители погибнут. Но! Есть один шанс спасти Землю: отказаться от какого-то одного качества, тогда все останутся в живых, но этого качества больше никогда не будет у людей. От какого качества вы бы отказались и почему?
Презентация итогового решения группы побуждает учащихся к активному обсуждению принятого решения.
В заключение занятия учитель спрашивает, что было самым сложным в выполнении задания? Почему?
Проводится рефлексия с использованием конверта недосказанных фраз:

Конверт недосказанных фраз:

Самое главное в человеке – это (учащиеся приводят возможные варианты: его душа, характер).
Самое главное в жизни – это(семья, любовь, вера).
Для счастья человеку нужно(взаимопонимание).
Чтобы быть Человеком с большой буквы нужно(чтобы тебя уважали, чего-то добиться).
Совершенный человек – это(неконфликтный, у которого много друзей, которому все подражают).
Без много может человек обойтись, только не без(человека, друга, любви).
О великом человеке судят по(по его делам, поступкам).
Чтобы о тебе помнили потомки нужно (что-то оставить после себя, совершить открытие, воспитать достойных детей).

Вопросы о деятельности, поведении и поступках современного человека, о смысле жизни, о том, что Человек оставит после себя, поднятые на данном занятии, способствуют приложению личного опыта ученика, влияют на его мировоззрение, личностную оценку и, соответственно, способствуют формированию ряда компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, коммуникативной.
В итоге вся работа позволяет продолжить формирование компетенции личностного самосовершенствования: стремление к непрерывному самосовершенствованию, самопознанию, способности к самоанализу, активности в решении личных, общественных проблем.

Литература:

Барулин В. С. Социальная философия. - М.: Норма, 1999.
Сайфуллин Г.Н. Интерактивные занятия. Практикум. – М.: Владос, 2004.
Скирдо М.Л. Социальная психология. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000.
Энциклопедия мысли: Сборник мыслей, изречений, афоризмов. – М.: ТЕРРА, 1996.
15