Волонтёрство как эффективное средство формирования социальной активности школьников

Силаева Д.М.
Муниципальное автономное
общеобразовательное
учреждение Белоярского района
«Средняя общеобразовательная
школа № 3 г. Белоярский»

Волонтёрство как эффективное средство формирования социальной активности школьников
Добрый день, уважаемые коллеги!
Современный мир может быть представлен бегущими стрелками часов, символизирующими стремительные изменения в обществе. Такие перемены коснулись и образовательного пространства, которое стало рассматриваться как социально активное. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать ответственные решения, воплощать идеи, реализовывать социально значимые инициативы.
В педагогике понятие «социальная активность» рассматривается как свойство личности и совокупность социально-значимых действий, направленных на активное, осознанное взаимодействие с социальной средой, осуществляющееся в процессе внутренней и внешней деятельности по преобразованию себя и социума. Необходимость развития у детей социальной активности отражено в целях и задачах стандартов нового поколения, результатом которой должно стать воспитание нравственного, гармоничного и ответственного гражданина России.
Процесс воспитания на сегодняшний день предполагает подготовку такого поколения, которое способно поддерживать свое физическое моральное здоровье, адаптироваться к любой ситуации, обучаться, проявлять активность и талант на благо не только самого себя, но и общества в целом.
Уверены, волонтерская деятельность – это эффективное средство формирования и развития социальной активности обучающихся. Сложность этапа социализации обусловлена разнообразными системами ценностей и взглядами на мир, которые несут разные агенты социализации – родители, учителя, сверстники и т.д., а также стремлением добиться определенного статуса и играть свою социальную роль. Возрастает значение социальной микросреды, товарищеского окружения. Именно волонтерская деятельность способна удовлетворить потребности обучающихся: готовясь к новым социальным отношениям, школьники в процессе волонтёрской деятельности учатся участвовать в общественном процессе, разрешать конфликты в социуме, приносить пользу, саморазвиваться и самосовершенствоваться.
Участие в волонтерском движении помогает подрастающему поколению и в профессиональном самоопределении, так как это прямой путь к самостоятельной жизни, здесь всегда есть возможность проявить себя, попробовать в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути, реализуя свои идеи в решении социальных проблем. Волонтерство для школьника - это возможность приобрести первоначальный профессиональный опыт, опыт общения, взаимодействия, партнерства.
Таким образом, в процессе подготовки и реализации добровольческой деятельности учащиеся обретают уверенность в своих способностях и выстраивают новые социальные связи, обучаются новым навыкам, получают возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволят человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь, стать полноценным членом общества.
В результате конвергенции (процесс сближения) реального поведения и взаимодействия личности с внешним миром происходит нравственное (готовность к служению, сострадание, толерантность), социальное (формирование социальной ответственности, навыки эффективного взаимодействия в обществе), психическое (развитие различных психических функций) и деятельное (социальная активность, деятельностная состоятельность) развитие личности, являющееся основой саморазвития и самосовершенствования.
Уже несколько лет учащиеся СОШ №3 г. Белоярский принимают активное участие в волонтёрском движении. С 2013 года создано объединение волонтёров «По зову сердца».
Основными направлениями деятельности волонтёров являются:
пропаганда здорового образа жизни;
пропаганда правовых знаний;
помощь социально уязвимым людям, остронуждающимся слоям населения;
организация творческой деятельности;
нравственное воспитание личности и др.
Виды деятельности волонтёров: помощь таким социальным категориям граждан, как: престарелые, люди с ограниченными возможностями, мигранты, беженцы и другие; просветительская работа, направленная на профилактику табакокурения, наркомании, подростковой преступности; благотворительные концерты и театральные выступления в БУ ХМАО-Югры «КЦСОН «Милосердие»; экологические марши, уборка мусора и загрязнений; пропаганда здорового образа жизни.
Заповеди волонтёра
Будь верен общему Делу.
Цени важность своей роли. Нет маленьких ролей – есть общее дело.
Понимай задачу, которую ты выполняешь.
Сопоставляй свои интересы с потребностями окружающих и с задачей, которую выполняешь.
Работай искренне и делись с другими новыми идеями о том, как сделать работу еще более эффективной.
Дорожи командным духом, стремись к разрешению конфликтных ситуаций без вовлечения в них руководства.
Открой себя возможностям развития сопереживания, уверенности в себе и ответственности.
Развивай свою самооценку и готовность спрашивать.
Гордись карьерой волонтёра. Она значительно увеличивает богатство души.
Волонтёры школы стали частыми гостями дошкольных учреждений («Снегирёк», «Сказка»), в которых проводят мастер-классы и театрализованные представления по ПДД, экскурсии в музей Боевой славы. (слайд 2,3,4).
Ежегодно в нашей школе усилиями волонтеров проводится фестиваль «Дружба народов» (слайд 5,6).
Волонтёры готовят поздравительные открытки, театральные выступления и сувениры для ветеранов ВОВ, одиноких людей (слайд 7,8,9).
В рамках патриотического воспитания волонтеры активно участвуют в акциях, посвященных Дню неизвестного солдата, 9 мая, 23 февраля (слайды 10,11,12,13, 14).
Волонтеры неравнодушны к проблемам экологии. Они ежегодно в апреле организуют участие детей в экологическом марафоне (слайд 15).
Понимая значимость пропагандистской работы, наши волонтёры выходят на улицы города, привлекая внимание к проблемам курения. Также они совместно с сотрудниками ГИБДД призывают противодействовать нарушению правил дорожного движения (слайд 15,16) .
В волонтёрском движении участвуют учащиеся, состоящие на учёте ВШК, находящиеся в СОП. Это оказывает на них положительное влияние. В работе используется реализация принципа «равный обучает равного». Волонтёрское движение поддерживают и выпускники школы, и законные представители несовершеннолетних.
Наши волонтёры не только сами предлагают помощь, но и откликаются на предложения.
Количество учащихся, вовлечённых в волонтёрскую деятельность, постоянно увеличивается. На сегодняшний день их более ста человек, более ста открытых детских сердец, готовых поделиться теплом души, взять на себя ответственность за своё будущее и будущее своей страны.
Для нас это очень значимый результат, который выражается не столько в цифрах, сколько в горящих идеями, энергией и добром лицах детей, в понимании, что они нужны школе, городу, стране, миру.
Наши ребята понимают, что волонтёр - это не профессия, это не увлечение, это образ жизни. И пусть иногда, кажется, что на фоне мира этот человек совсем крохотный, но стоит ему появиться в нужном месте и в нужное время, как он сразу становится самой незаменимой личностью в мире, потому что делает его счастливее.
В заключении, необходимо отметить, что волонтерская деятельность создает благоприятные условия для развития личности подростка, помогая проявиться индивидуальности, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
Волонтерское движение – это перспективное, активное будущее для выпускников школ, которые обязательно станут отличными сотрудниками, ценными кадрами и хорошими родителями!















13PAGE 15