Статья на тему: Проектная технология как средство формирования универсальных учебных действий на уроке физической культуры


Чагина Яна Александровна, студентка 497Ф группы
Проектная технология как средство формирования универсальных учебных действий на уроке физической культуры
В соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение обязано:
обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;
обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;
привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;
обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии - инновации педагогического процесса на занятиях по физической культуре, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания.
По мнению Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Мудрика, П. Я. Гальперина, Д. Э. Эльконина и др. используя разнообразие современных образовательных технологий в процессе обучения, т.е. технологии рейтинговой оценки, критического мышления, информационно- коммуникационные технологии, технологии проектной деятельности. Помогут современному учителю достичь поставленные перед ним задачи.
На наш взгляд, наиболее яркой, интересной, активно развивающейся технологией является – проектная технология.
По мнению А.П.Матвеева проектная деятельность – целенаправленная творческая активность обучающихся, проявляющаяся в самостоятельном планировании и выполнении практических задач, ориентированных на достижение конкретного результата, оформленного соответствующим образомВ иных источниках говорится, что проект – это самостоятельная работа учащихся, выполняемая под руководством учителя. Здесь учитель должен выступать лишь в роли консультанта, советчика, направляющего. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально.
По мнению В.С.Рохловой, А.П. Матвеева и других исследователей применение проектной технологии делает учебный процесс более увлекательным для учащихся: ребята самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования, воспитания морально-волевых качеств. Некоторые проекты становятся интегрированными, охватывают содержание других учебных предметов. Проектная технология может помочь в разрешении части проблем, так как в урок двигательной активности она привносит и интеллектуальную деятельность. У учащихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Такой вид работы при отсутствии у ребят учебных пособий формирует и некоторый уровень образованности в области физической культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания.
Информация, самостоятельно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроке двигательных умений. Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного выполнения физических упражнений.
Основной целью проектного метода на занятиях по физической культуре является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Таким образом мы считаем, что одним из путей решения выявленной нами проблемы будет являться использование технологии проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе по физической культуре на всех ступенях образования.
Цель – выявить комплексное воздействие проектной технологии на формирование универсальных учебных действий у младших школьников.
Объект нашего исследования – процесс формирования УУД у младших школьников.
Предмет исследования – использование проектной технологии на уроке физической культуры.
Методы исследования:
- метод анализа научно-методической литературы, нормативных документов по проблеме исследования;
- метод педагогического наблюдения;
- метод анкетирования, опроса.