Конспект-урока Классификация неорганических соединений. Оксиды. Определение, состав, номенклатура, классификация

номер урока __31___ дата урока_13.01.2016 г._____
Конспект урока по химии в 8 классе

Тема урока: «Классификация неорганических соединений. Оксиды. Определение, состав, номенклатура, классификация»

Цель урока: начать формирование понятия оксидов; научить давать названия на примере формулировки определения оксидов; по молекулярным формулам вещества научить записывать структурные формулы оксидов.

Образовательные задачи:
- обеспечить в ходе урока усвоение понятия «оксиды»,
- обеспечить формирование умения работать в группе, вести дискуссию по теме;
- обеспечить обобщение изученного материала и закрепление знаний по теме.

Развивающие задачи:
- развитие умения применять новые знания на практике;
- умение обнаруживать отличительные и сходные признаки;
- формирование умения анализировать, сопоставлять, и обобщать знания по теме.

Воспитательные задачи:
- воспитание осознанной потребности в знаниях;
- совершенствовать умение выслушивать мнение каждого члена коллектива, делать самостоятельные выводы;
- развитие любознательности;
- совершенствование учебных умений, навыков, развитие любви к предмету и к науке;
- формирование культуры речи.
Тип урока: урок изучения нового материала, и применения новых знаний на практике.
Место данного урока в теме: первый урок в теме «Классификация сложных неорганических веществ».
Метод: комбинированный (словесно – наглядно – практический)
Оборудование: проектор, компьютер, учебник.
II. Структура урока
Организационный момент 1мин
Целевая установка 1 мин
Актуализация опорных знаний 9 мин
Изучение нового материала 23 мин
Физкультминутка 1 мин
Демонстрационный опыт 7 мин
Домашнее задание 2 мин
Итог 1 мин

III. Собственно конспект
Взаимное приветствие, проверка отсутствующих по журналу, подпись рапорта. Проверка готовности к уроку.
Актуализация знаний.
1. Сравнение процессов горения и медленного окисления и за полнить таблицу (Приложение2)
Приложение 2
Вопросы
Горение
Медленное окисление

1. Примеры





2. К каким группам реакций относятся


3.Каковы признаки протекания?





4.При каких условиях реакции медленного окисления переходят в горение?


5.При каких условиях прекращаются реакции воспламенения?



Ответ:

Вопросы
Горение
Медленное окисление

1. Примеры
Горение топлив: торфа, угля, природного газа, бензина и др. горючих веществ - серы, парафина и др.
Дыхание живых организмов, окисление органических удобрений, прогоркание сливочного масла, ржавление чугуна, стали

2. К каким группам реакций относятся
Реакции окисление экзотермические

3.Каковы признаки протекания?
Выделение теплоты и света
Выделение незначительного количества теплоты

4.При каких условиях реакции медленного окисления переходят в горение?
Разогрев до температуры воспламенения

5.При каких условиях прекращаются реакции воспламенения?
1) прекратить доступ О2
2) Понизить температуру среды ниже температуры


3. Упражнения для самоконтроля
1. В ряду формул веществ выберите оксиды, дайте им название
CS2, MgO, PH3, SO2, CO2, Al2O3, Mg3N2, ZnO.
2. Продолжите уравнения реакций окисления
а) Zn + O2 ( в) CH4 + O2 ( б) Al + O2 (

Вопросы группам
 1вопрос. Почему горение веществ на воздухе происходит медленнее, чем в кислороде?
Ответ: Кроме кислорода, который составляет 1/5 часть воздуха, в состав воздуха входят другие компоненты, которые не поддерживают горение. Поэтому горение на воздухе происходит медленнее.
2 вопрос. Почему перед уходом со стоянки туристы засыпают землей угли костра?
Ответ: Так перекрывают доступ кислорода к углям, чтобы костер не смог снова загореться и не возник пожар. 
3 вопрос. Сорные куры строят гнезда из мусора и гниющих остатков растений. В них на определенной глубине они откладывают яйца. Самец время от времени помещают клюв в кучку мусора и частично раскидывают ее сверху или, наоборот, делают выше. Для чего он это делает?
Ответ: В гнезде происходит медленное окисление с постепенным выделением теплоты. Клюв птицы играет роль термометра, измеряя температуру в гнезде. Если там становится жарко, самец раскидывает кучу мусора. И наоборот, нагревает ее, если в гнезде прохладно.

Изучение нового материала.
Сегодня мы начинаем знакомство с важнейшими классами неорганических соединений. Неорганические вещества по составу делятся, как вы уже знаете, на  простые и сложные. 
Сложные неорганические вещества подразделяют на четыре класса: оксиды, кислоты, основания, соли. Мы начинаем с класса оксидов.

Оксиды - это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород, с валентность равной 2.
Примеры оксидов: Mq O, Al 2 О3 ,СО2.
Есть исключение: Лишь один химический элемент - фтор, соединяясь с кислородом, образует не оксид, а фторид кислорода OF2. 
Классификация оксидов
Все оксиды можно разделить на две группы: солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и несолеобразующие или безразличные.

Оксиды металлов МехОу
Оксиды неметалловнеМехОу

Основные
Кислотные
Амфотерные
Кислотные
Безразличные

I, II
Ме
V-VII
Me
ZnO,BeO,Al2O3,
Fe2O3, Cr2O3
> II
неМе
I, II
неМе
CO, NO, N2O










1). Основные оксиды – это оксиды, которым соответствуют основания. К основным оксидам относятся оксиды металлов 1 и 2 групп, а также металлов побочных подгрупп с валентностью I и II (кроме ZnO - оксид цинка и  BeO – оксид берилия):

2). Кислотные оксиды – это оксиды, которым соответствуют кислоты. К кислотным оксидам относятся оксиды неметаллов (кроме несолеобразующих – безразличных), а также оксиды металлов побочных подгрупп  с валентностью от V до VII (Например, CrO3-оксид хрома (VI), Mn 2O7 - оксид марганца (VII)):

3). Амфотерные оксиды – это оксиды, которым соответствуют основания и кислоты. К ним относятся оксиды металлов главных и побочных подгрупп с валентностью III, иногда IV, а также цинк и бериллий (Например, BeO, ZnO, Al2O3, Cr2O3).
4). Несолеобразующие оксиды – это оксиды безразличные к кислотам и основаниям. К ним относятся оксиды неметаллов с валентностью I и II (Например, N2O, NO, CO).
Вывод:  характер свойств оксидов в первую очередь зависит от валентности элемента.
Например, оксиды хрома: CrO (II - основный); Cr 2O3 (III  - амфотерный); CrO3 (VII -кислотный).


Классификация оксидов (по растворимости в воде)
Кислотные оксиды
Основные оксиды


Растворимы в воде. Исключение –SiO2 (не растворим в воде)
В воде растворяются только оксиды щелочных и щелочноземельных металлов (это металлы I «А» и II «А» групп, исключение Be ,Mg)
С водой не взаимодействуют. В воде не растворимы



Физкультминутка:
А теперь – физкультминутка. Но она у нас сегодня необычная и напрямую связана с темой нашего урока. На слайде вам будет показана формула вещества. Если оно является оксидом - вам нужно встать (слайд)
Н2SO4, FeО, NН3, P2О3, NaН, Li2О, NO2, Н2, О2 ,  НNО3, PbO, Н2О2
Демонстрационный эксперимент. 
Закрепление материала.
Задание 1. Из приведенного перечня веществ выпишите только формулы оксидов:
CaO, HNO3, SiO2, KOH, H2SO4, P2O5, MgO, CaCO3, HF, HNO3, Al(OH)3, B2O3

Ответ: CaO, SiO2, P2O5, MgO, B2O3.
Задание 2. Назовите следующие оксиды: а) СаО, б) SO2 и SO3, в) Аl2О3, г) Мn2О7 и МnО, д) СrО3 и Сr2О3 .
Ответы:
а) оксид кальция,
б) оксид серы (IV) и оксид серы (VI),
в) оксид алюминия
г) оксид марганца (VII) и оксид марганца (II),
д) оксид хрома (VI) и оксид хрома (III).

Задания 3 Выпишите отдельно химические формулы солеобразующих кислотных и основных оксидов.
NaOH, AlCl3, K2O, H2SO4, SO3, P2O5, HNO3, CaO, CO.
Задание 4. Даны вещества: CaO, NaOH, CO2, H2SO3, CaCl2, FeCl3, Zn(OH)2, N2O5, Al2O3, Ca(OH)2, CO2, N2O, FeO, SO3, Na2SO4, ZnO, CaCO3, Mn2O7, CuO, KOH, CO, Fe(OH)3
Выберите из перечня: основные оксиды, кислотные оксиды, безразличные оксиды, амфотерные оксиды и дайте им названия.
Задание 5. 
Закончите УХР, укажите тип реакции, назовите продукты реакции
Na2O + H2O = N2O5 + H2O = CaO + HNO3 =
NaOH + P2O5 = K2O + CO2 = Cu(OH)2 = ? + ?
Задание 6.
 Осуществите превращения по схеме:
1) KK2OKOHK2SO4 2) SSO2H2SO3Na2SO,
3) PP2O5H3PO4K3PO4
Домашнее задание: конспект § 37
Итог: Выставление оценок


















13PAGE 15


13PAGE 14115




15