Статья Информационные технологии в обучении аудированию на уроках английского языка


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В современном мире знание английского языка есть неотъемлемая часть нашей жизни. Английский язык- один из самых востребованных языков.
В школе при изучении английского языка большое внимание уделяется трудностям усвоения иностранной речи на слух. Научить учеников понимать язык на слух — первоочередная и наиболее важная задача каждого учителя английского языка.
Не так давно считалось, что при обучении устной речи учителю достаточно помочь ученикам усовершенствовать навык говорения, и тогда они смогут понимать иностранную речь без дополнительной подготовки. Но, хотя навыки говорения и аудирования взаимосвязаны, добиться у учеников понимания конкретно устной речи можно только за счет применения специальной технологии.
Аудирование –это процесс слушания текстов для тренировки восприятия и усвоения их сути. Материальная база аудирования- аудиотекст. Как и у любого текста, у него имеется своя тема повествования, композиция, основная мысль. Его отличие от изложенного на бумаге текста в том, что аудиотекст оформлен интонацией, его воспроизведение определяется соответствующим ритмом, одноразовостью и необратимостью воспринятия. При освоении английского языка в школе тексты аудирования обязаны быть понятными по смыслу и языковому составу, краткими и лаконичными.
В последнее время все активнее ставится вопрос об использовании цифровых технологий в школе. Имеющиеся в современном мире технологии дают возможность выводить на монитор обучающие материалы в виде разнообразных игр, звуков, изображений или видео. Проведение школьного урока с помощью компьютера позволяет учителю сделать урок в разы более увлекательным и захватывающим, отдав часть своих функций компьютеру. Процесс обучения иностранному языку при помощи цифровых программ вызывает значительное любопытство у учащихся. Область использования компьютера при изучении английского языка чрезвычайно широка. Его можно применять с целью улучшения способностей и навыков чтения, письма, говорения и аудирования. При аудировании ученику предоставляется возможность слышать иностранную речь.
Аудиокниги имеют очень большую значимость для обучения аудированию. В России они начали применяться преподавателями во время обучения детей английскому языку относительно недавно. На уроках чаще всего используется упрощенная художественная литература, делящаяся по степени сложности от элементарного уровня до профессионального. Прослушивание аудиокниг закрепляется написанием различных упражнений, нацеленных на понимание полученной информации. Хотелось бы подчеркнуть, что работа с аудиокнигами в процессе обучения целесообразна, так как ученикам нужно быть способными на реальное общение за стенами кабинета иностранного языка, к примеру, во время общения с носителями языка при путешествии в другую страну или при участии в онлайн-конференции.
Учебные кинофильмы способны помочь преподавателю дать ученикам представление о повседневной жизни, обычиях, законах и культуре в странах изучаемого языка, что является немаловажным как для общего развития, так и для мотивации речевой деятельности.
Огромным достоинством видеофильма выступает объективная возможность эмоционального воздействия на обучающихся. Просмотр фильма на английском языке способствует формированию сосредоточенности и памяти учащихся, возникновению атмосферы групповой познавательной деятельности на уроке. Для усвоения смысла и сюжета видеофильма учащимся нужно приложить некоторые усилия, что оказывает положительное влияние на запоминание. С помощью различных заданий, для верного выполнения которых учащиеся должны усвоить общий смысл фильма, а также суметь описать героев и события, преподаватель может контролировать понимание содержания фильма. При выполнении заданий учениками будет использоваться лексика из звукового сопровождения фильма.
Таким образом, я считаю справедливым утверждать, что применение информационных технологий в обучении аудированию учеников школы действительно целесообразно и помогает в обеспечении высокого уровня навыка аудирования у большей части учащихся.