Программа элективного курса предпрофильной подготовки учащихся с задержкой психического развития в 9 классах


Ожиганова Е.Ф.
ГКОУ СО «Асбестовская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат», г. Асбест
Объёмные барельефы из гипса
(программа элективного курса предпрофильной подготовки учащихся с задержкой психического развития в 9 классах).
Содержание учебного материала соответствует целям предпрофильной подготовки и в определённой степени обладает новизной для учащихся с задержкой психического развития.
Данный элективный курс является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент ГОСа основного общего образования по направлению «Технология» в рамках модулей «Художественная обработка материалов», «Основы проектирования», «Профессиональное самоопределение».
Курс применим для групп школьников с задержкой психического развития с различным уровнем подготовки, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний.
Актуальность курса определяется тем, что даёт представление о разнообразии профессий связанных с дизайнерской деятельностью, способствует выбору профессии, развитию профессиональных качеств в области проектной деятельности.
Цель курса: Образовательная – создание условий для развития познавательного интереса к сфере профессиональной деятельности для учащихся с задержкой психического развития.
Воспитательная – доброжелательное отношение к деятельности одноклассников; воспитывать личную ответственность за выполнение выбранной работы. Развивающая – развивать воображение, расширять кругозор, развивать навыки публичных выступлений.
Задачи:
1. Планировать, организовывать, контролировать и оценивать собственную деятельность.
2. Понимать необходимость и готовность учиться и переучиваться самостоятельно всю жизнь
3. Самоопределиться и самоутвердиться, найти себя.
Элективный курс рассчитан на 8 часов (1 час в неделю).
№ Название темы Количество часов Контроль
Всего Лекции Практика 1 Презентация курса «Объёмные барельефы из гипса» 1
05.09 0,6 0,4 Тест
2 Дизайн среды и его направления. Инструменты, материалы и приспособления. ТБ при ручных работах 1
12.
09 0,6 0,4 Обсуждение
3 Дизайн интерьера гипсовыми барельефами. Технология изготовления формы декоративного изделия. Виды смесей 1
19.
09 0,3 0,7 Практическая работа
4 Дизайн – проект. Технология заливки гипсовой смеси. Профессии типа Ч-художественный образ, Ч-техника 1
26.
09 0,2 0,8 Практическая работа
5 Дизайн – проект. Технология производства гипсовых изделий. Выбор фона для декоративной отделки изделия 1
03.
10 0,2 0,8 Проект
6 Дизайн – проект. Технология декоративного решения фона 2
10.10
17.10 0,2 1,6 Проект
7 Защита проекта 1
25.10 0,6 0,4 Доклад
Итого 8 2,9 5,1 Учащиеся должен знать: понятие «дизайн»; проектная деятельность; способы и приёмы оформления интерьера лепниной; основы гармонии цветовых решений; основы формообразования; направления дизайнерской деятельности.
Учащиеся должны уметь: создавать проекты в области дизайна; применять технологию создания объёмных барельефов; защищать выполненный проект.
Содержание курса.
Тема№1. Презентация курса «Объёмные барельефы из гипса».
История русского дизайна. Сферы применения дизайна. Подготовка специалистов по направлению дизайна, смежные профессии.
Практическая работа: анкета «Профессиональная направленность».
Тема №2. Дизайн среды и его направления.
Направления дизайна: промышленный, графический, среды и имиджа.
Тема №3. Дизайн интерьера гипсовыми барельефами.
Свойства гипса: преимущества и недостатки. Выгодный малый бизнес.
Практическая работа: изготовление рельефной композиции из бумаги.
Тема №4. Дизайн – проект.
Что такое дизайн - проект? Основные этапы реализации.
Практическая работа: формопластовая форма из папье – маше.
Тема №5. Технология производства гипсовых изделий.
Лепной декор (отделочные материалы, отделка стен, картин и т.п.).
Практическая работа: отливка барельефов из гипса.
Тема №6-7. Технология декоративного решения фона.
Основные материалы используемые в работе: краски, эмали, лаки и т.п.
Практическая работа: выполнение фона по выбранной технологии.
Тема №8. Защита проекта. (см. рис.1)
Завершение дизайн проекта в направлении объёмные барельефы из гипса. Анализ результатов деятельности.

Рис. 1. Выставка работ учащихся по курсу «барельефы из гипса»
Список литературы
1. Карпова, Г.А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников / Методические рекомендации для классного руководителя
Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 2000, 2-е издание.
2. Нестеренко, О.И. Краткая энциклопедия дизайна / Москва.: Молодая гвардия, 1994.
3. Симоненко, В.Д. Методика предпрофильной технологической подготовки учащихся 9 класса / В.д. Симоненко, Н.В. Матяш // Методическое пособие. Москва.: Вентана – Граф, 2006.