Дети с задержкой психического развития, имеющие общее недоразвитие речи. Методы коррекции.


Тема: Дети с задержкой психического развития, имеющие общее недоразвитие речи. Методы коррекции.1. Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.
Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекла к себе внимание педагогов, психологов, медиков и социологов. Ими была выделена определенная группа детей, которые не могут быть отнесены к умственно-отсталым, т. к. в пределах имеющихся знаний они обнаруживали достаточную способность к обобщению, широкую «зону ближайшего развития». Эти дети отнесены особой категории детей с задержкой психического развития (ЗПР). У них наблюдается психофизический или только психический инфантилизм, и дети, у которых инфантилизм сохранения в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту, сочетается с задержкой в развитии познавательной деятельности произвольного внимания, логического запоминания, пространственных представлений, восприятия, мышления.
Страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Им необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации.
У детей данной категории отмечается низкий навык самоконтроля, что особенно проявляется в их учебной деятельности. У этих детей не сформированы основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, но в отличие от у/о у них выше обучаемость, они лучше используют помощь и способы действия на аналогичное задание, речевая активность этих детей очень низкая, словарь беден, высказывания односложны, а их грамматическое оформление неполноценно, интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная направленность или не обнаруживается, или весьма слаба и не стойка, преобладает игровая мотивация, плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя и выполнять школьный режим, что мешает нормальному осуществлению учебной деятельности. Трудности в обучении связаны с неподготовленностью детей, усугубляются ослабленным функциональным состоянием их ЦНС, ведущим к низкой работоспособности, быстрой утомляемости, легкой отвлекаемости, двигательной расторможенности или, наоборот, вялости, апатичности.
Причины ЗПР разные: расслабленность после инфекций, интоксикаций, травм головного мозга и др.
У детей с ЗПР наблюдается ОНР, поэтому эти дети должны заниматься у логопеда, который проводит коррекционную работу, дает рекомендации учителям, воспитателям и родителям. Учителя должны правильно спланировать свою работу, чтобы коррекция осуществлялась на каждом уроке у всех учителей.
При планировании уроков чтения важно учитывать степень сформированности навыка чтения учащихся данного класса, предусматривать работу над техникой чтения, более углубленно заниматься развитием речи, анализом содержания прочитанного. При этом необходимо остерегаться перегрузки уроков.
Учитывая сниженную познавательную активность детей, ограниченность представлений, бедность чувственного опыта, что затрудняет для них восприятие и понимание прочитанного, целесообразно планировать специальную направленную подготовку к восприятию текста путем более ярких образов и реальных представлений о предметах, явлениях или событиях, описанных в произведениях (рассматривание картин, географических карт, натуральных объектов).
В связи с характерным для детей недостаточным пониманием значения слов и словосочетаний в тексте, которые приводят к затруднениям осмысления читаемого, ограничивает возможности расширения словарного запаса, тормозит речевое и общее развитие учащихся, важно уделять особое внимание словарной работе во всем многообразии форм, а так же работе по развитию творческого воображения школьников. При составлении календарных планов работы необходимо в конце каждой темы предусматривать уроки обобщения пройденного, во время которых дети с ЗПР учатся обобщать материал, делать выводы. Эти уроки содействуют развитию у детей логического мышления и памяти.
Для успешного развития фонематических процессов полезно с первых занятий привлечь внимание учащихся к работе артикуляционного аппарата.
Письменная речь.
Формируется только в условиях целенаправленного обучения. На протяжении первых трех лет обучения школьники упражняются в различных видах письма, каждый из которых имеет определенное значение для формирования письменной речи.
Списывание:
А) с рукописного текста,
Б) с печатного,
В) осложнено заданиями логического и грамматического характера.
2. Слуховой диктант.
3. Графический диктант.
Неотъемлемой частью коррекционного обучения детей с ЗПР является нормализация их деятельности в процессе специальной коррекционной работы. Она осуществляется на всех уроках и во внеурочное время, специальных занятиях. Во время учебно-коррекционной работы нужно придерживаться следующих правил:
необходимо осуществить индивидуальный и дифференцированный подход,
нужно предотвратить наступление утомления, используя для этого разнообразные средства:
- чередование умственной и практической деятельности,
- преподнесение материала небольшими дозами,
- использование интересного, красочного дидактического материала и игровых моментов,
- максимально активизировать познавательную деятельность,
- развивать речь,
- проявить особый педагогический такт,
- очень важно подмечать малейшие успехи,
- своеобразно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы,
- совершенствовать тонкую моторику кистей и пальцев рук.