Конспект занятия в объединении Игровая экология Наши пернатые друзья


Тема урока: «Наши пернатые друзья»
Цели:
создать условия для формирования понятия « птицы»; создать условия для выявления отличительных признаков птиц, их внешнего строения и образа жизни; создать условия для определения принадлежности животного к своей группе; выражать свою точку зрения по данной теме; организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий вида: личностных УУД: - самоопределение; - смыслообразование и нравственно – этическая ориентация; регулятивных УУД: - контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности; познавательных УУД: 1. общеучебных: - поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом); - анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; - умение ставить, формулировать и решать проблемы 2. информационных: - обучение работе с разными видами информации; - поиск и выделение необходимой информации 3. логических: - подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; - формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное; коммуникативных УУД: - инициативное сотрудничество; - планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками (распределение ролей в коллективной работе) Ожидаемые результаты формирования УУД по данному уроку: В области познавательных (общеучебных) УУД школьник научится: ориентироваться в учебной книге - находить и выделять необходимую информацию, выделять существенные признаки. В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий) ученик научится понимать, что можно по-разному отвечать на вопросы, используя личный опыт. В области коммуникативных УУД ученик научится планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте – пробовать проверять часть работы. В рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения и понимать необходимость присоединиться к одной из них.Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, аудиозапись «Голоса леса», презентация, аудиозапись песни «Всем нужны друзья», учебник, тетрадь, перья птиц, стакан с водой, ножницы, чучело вороны, цветные карандаши, кормушка с кормом, костюмы птиц, плакат «Перелётные и зимующие птицы».Структура (план) урока: 1. Организационно-мотивационный этап.2. Актуализация субъективного опыта.3. Применение новых знаний.4. Физкультминутка.5. Практическая работа.6. Первичное закрепление нового материала.7. Инсценированное выступление учащихся.8. Итог урока.9. РефлексияХод урока:
ОРГАНИЗАЦИОННО - МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Цель: организовать направленное внимание на начало урока.
Ведущий:
Вновь звенит для нас звонок,
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас!
ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ
Цель: выявить систему опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала обучающимися; фиксировать на экране необходимые понятия, формировать способность к работе с учебником.
Ведущий: С какими группами животных мы уже знакомы?
- Кто такие насекомые? (Это животные, у которых 6 ног)
- Как отличить рыб от других животных? (Их тело покрыто чешуёй)
III. Этап применения новых знаний Цель: привлечь внимание детей к новым сведениям, выявить осознанное понимание смысла текста.
- Я побывалав гостях у наших друзей насекомых и рыб, но у нас остались еще и другие друзья - животные. Чтобы легче было догадаться о ком идет речь, послушайте голоса. (Включается аудиозапись с голосами птиц).
Ведущий: Как одним словом можно назвать наших пернатых друзей? (птицы)
- Где вы встречали птиц?
- Что вы знаете о птицах?
(Отвечают дети)
Ведущий или дети: Они создают красоту в природе.
Ведущий или дети: Они являются санитарами леса.
Ведущий или дети: Например, синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
Ведущий или дети: Сова за лето съедает около тысячи серых мышей полевок, сохраняет почти тонну хлеба.
- Как можно отличить птиц от других животных? ( Они летают)
- Давайте сейчас посмотрим на картинку. Умеет ли это животное летать? (нет)
- Можно ли всех этих животных назвать птицами? (нет)
- Вот страус и пингвин – тоже птицы, но они не летают.
Ведущий: Давайте, разберемся, кто же на самом деле птицы?
Птицы – одни из самых распространенных животных на земле. Они и в воздухе, и на суше, и в воде, обитают везде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы крошечные, другие – большие, некоторые – быстроногие.
- Посмотрите внимательно.
- Какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных. (перья)
- Все птицы покрыты перьями и являются единственными существами, обладающими ими. Несмотря на различия, все птицы откладывают яйца. В яйце птенца защищает твердая оболочка. Родители обычно согревают, или насиживают, яйца в гнезде.
Физкультминутка – игра на внимание:
«Летает – не летает»
(хлопнуть в ладоши, если не птица)
Прилетели птицы:
голуби, синицы,
мухи и стрижи.
Прилетели птицы:
голуби, синицы,
аисты, вороны,
белки и коровы.
Прилетели птицы:
голуби, синицы,
чибисы, чижи,
галки и стрижи,
комары, кукушки.
Прилетели птицы:
голуби, синицы,
галки и стрижи,
чибисы, чижи,
аисты, кукушки,
совы и лягушки.
Игра: «Перетеные птицы»
Ведущий: Есть у нас игра одна, вам понравится она.
Дети: Птицы все на юг летят, зимовать они хотят
Там где солнышко, тепло, ждать весны будет  легко
Только ветер им мешает и с дороги их сбивает.
 Правила игры: По считалке выбирается «ветерок». Дети стоят на одной стороне зала, читают речитатив, по окончанию слов дети перебегают на противоположную сторону зала «теплые страны», «ветерок» ловит их «сбивает с пути», кого запятнали, тот пропускает одну игру.
Ведущий: На что похожа птица во время полета? (на самолет). Такая форма помогает ей летать.
- У птиц есть клюв - это и рот, и нос. С помощью клюва они могут добывать пищу, разгрызать орехи и твердые семена, разрывать мясо. Форма клюва у птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят.
Ведущий: Сейчас ребята мы поиграем в игру «Отгадай кто же я?»
Нет того, кто не боитсяЭтой грозной хищной птицы.Кто, куда бы не забрёл,Сверху видит всё ...(Орёл)
Не самолет, а летает,не певец, а поет,не человек, а разговаривает. (попугай)
Очень уж пугливая,
Птица эта милая,
Крякнет с перепугу,
И нырнёт под воду! (Утка)
Ведущий: У всех птиц две ноги и пара крыльев. У птиц, обитающих на деревьях, на ногах по 4 пальца, 3 из которых направлены вперед, а четвертый повернут назад .Ведущий: Теперь ребята мы поиграем в игру «Птица без гнезда»
Игра «Птица без гнезда»
Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит первым, т. е. ближе к кругу, - гнездо, второй за ним - птица.
В центре круга чертят небольшой кружок - там водящий. Он считает: «Раз...» - игроки, изображающие гнезда, ставят руки на пояс; «Два...» - игрок-птица кладет руки на плечи впереди стоящему, т. е. птица садится в гнездо; «Три!» - птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего «Все птицы по домам!» каждая птица стремится занять свой дом-гнездо, т. е. встать за игроком-гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно, водящий, стремится занять одно из гнезд.
Ведущий: Перья согревают птицу и делают ее тело обтекаемой. Они не пропускают ветер, отталкивают воду. Перья могут быть разного цвета и отличаться по форме и размеру. Самыми большими и крепкими перьями являются маховые перья – перья хвоста и крыльев, более мягкие контурные перья покрывают тело, а расположенные под ними нижние кроющие перья или пух помогают сохранить птице тепло.
VII. Физкультминутка.
Птицы на юг улетают - (маховые движение руками из-за головы вперёд)
Гуси, грачи, журавли - (приседают по очереди 1, 2, 3 ряд)
Вот уж последняя стая – (все встали)
Крыльями машет вдали - (движения руками имитируют махи крыльев).
Ведущий:
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
- Как называются такие птицы? (перелётные)

Ведущий:
Другие - те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
- Как называются такие птицы? (зимующие) (слайд 18,19)
Ведущий: Отгадайте, что за птица прилетела к нам на урок?
1) На дереве сижу,
«Кар-кар» кричу.
Окраской сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Так кто же я? (ворона)
Ведущий: Отгадайте, что за птица?
2) Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найду приют:
Не боюсь никак простуды
С первым снегом – тут как тут!
Каждый год я к вам лечу-
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко- красный галстук мой.
-Кто это? (снегирь)
Ведущий:
3) Красный берет,
Чёрный жилет.
Все время стучу,
Деревья долблю,
Но их не калечу,
А только лечу. ( дятел)
Ведущий:
4) С вами я давно знакома,
Я живу на крыше дома –
Длиннонога, длинноноса,
Длинношея, безголоса.
Я летаю на охоту
За лягушками к болоту. (аист)
Ведущий: А это что за птица прилетела к нам?
5) Я непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока)
Ведущий: Отгадайте, что за птица?
6) Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
По дворам шныряю,
Крохи подбираю,
По полям ночую,
Зёрнышки ворую. (воробей)
Игра «ФИЛИН И ПТАШКИ»
Играющие выбирают филина, он уходит в свое гнездо. Подражая крику той птицы, которую выбрали, играющие летают по площадке.
На сигнал «Филин!» все птицы стараются улететь в свои гнезда. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, какая это птица, и только тогда пойманный становится филином.
Правила игры
Дети делятся на 3—4 подгруппы и договариваются, каких птиц они будут изображать. Затем подходят к филину и говорят: «Мы сороки, где наш дом?»; «Мы чайки, где наш дом?»; «Мы утки, где наш дом?» Филин называет место, где птицы должны жить. Птицы летают по площадке, на слово «Филин» прячутся в свои гнезда. Пойманную птицу филин должен узнать.
VIII. Итог урока.
Цель: контроль за результатами деятельности.
- С какой новой группой животных мы познакомились?
- Что мы узнали о птицах?
- Кто же такие птицы? (слайд 28)
- Что вам понравилось на уроке?
- Ребята, мы говорим: птицы - наши друзья. Как вы думаете, почему так говорят? А мы – друзья птицам? Что значит быть друзьями птиц?
- Спасибо за хорошую работу на уроке.
IХ. Рефлексия
Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности
- Выполнение какого задания вызвало затруднение?
- Ребята, какое задание выполнили без труда?
- Какое задание было самым интересным на уроке?
- Поднимите руку, кто из вас теперь знает, кто же такие птицы?
- Урок окончен.
Список использованной литературы:
Касаткина Н.А. Учебно – воспитательные занятия в группе продлённого дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации.1 – 4 классы, – Волгоград: Учитель, 2005.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 1 класса начальной школы в 2 частях (1 часть), - М.: Просвещение, 2008.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь.1 класс, - М.: Просвещение, 2010.
Фефилова Е.П., Поторочина Е.А., Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.
Самоанализ урока (занятия) и методические рекомендации:
Самоанализ урока по окружающему миру (1 класс)
УМК: «Школа России»
Тип урока - «Урок изучения и первичного закрепления новых знаний»
Тема урока: «Кто такие птицы?»
Цели:
продолжить знакомить с разнообразием животного мира;
познакомить детей с отличительными признаками птиц, их внешним строением, образом жизни;
учить определять принадлежность животного к своей группе;
формировать познавательные процессы учеников;
воспитывать бережное отношение к природе и потребность в охране окружающей среды.
При подготовке к уроку подбирала материал в соответствие с потребностями детей данного возраста, способствующий развитию кругозора, общения, разнообразной продуктивной деятельности. Использовала основные принципы образования, положенные в основу работы с младшими школьниками: разноуровневость в достижении результативности; создание ситуации успеха ребенку, формировании положительной установки к окружающему миру, к процессу обучения.
В ходе работы на уроке царила атмосфера сотрудничества и взаимного уважения. В общении с детьми соблюдала следующие представления о правах ребёнка:
Я могу учиться, исследовать, делать открытие сам;
Я имею право голоса при принятии решений;
Меня нужно принимать таким, какой я есть – Ребёнок.
При проведении урока старалась учитывать психологические особенности и возможности учащихся, создать благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения, обеспечить высокий уровень психического и личностного развития школьников, формировать учебную деятельность.
В начале урока была сделана установка на эмоциональный настрой детей, использовала возможность для развития у уч-ся эстетических чувств.
При повторении ранее изученного материала был проведен опрос в форме беседы, что активизировало детей.
Свой урок я строила, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся, использовала частично-поисковый метод. Дети сами определили тему урока. Старалась ставить такие вопросы (проблемы), где у учащихся возникала необходимость обосновывать свою точку зрения, т.е. использовался принцип обоснованного ответа.
В ходе урока объясняла материал на уровне восприятия, осмысления и запоминания, используя различные формы работы, вырабатывала умения целеполагания и планирования деятельности, отбор главного из основного. Перед детьми была поставлена проблема, которая раскрывалась путём доказательного решения. Этап усвоения новых знаний и способов действий происходил на уровне применения знаний в новой ситуации.
Весь урок был направлен на развитие речи учащихся. Применение мультимедийных технологий способствовало созданию эмоционального фона (слайды с фотографиями, музыкальное сопровождение)
Физкультминутки были проведены в игровой форме, подобраны с учетом физиологических особенностей детей, соответствовали теме урока, оказывали эмоциональный настрой, развивали внимание уч-ся, способствовали проверке знаний.
В ходе урока стимулировала уч-ся к активному выражению собственного мнения, формировала умения доказывать его. На уроке прослеживались межпредметные связи в учебном материале (чтение и окружающий мир). Присутствовали игровые технологии. Использовала задания различной сложности. Была проведена практическая работа.
Урок носил воспитательный характер. На уроке царила доброжелательная атмосфера. Все дети активно работали. Прослеживалась смена видов деятельности. Были созданы условия для проявления индивидуальных способностей уч-ся.
Ученики без затруднений подвели итог урока. На основании этого я сделала вывод, что тема урока была раскрыта, поставленные цели достигнуты. Урок старалась вести таким образом, чтобы мои ученики были активными участниками учебного процесса. Считаю, что мне это удалось.Приложения к уроку: презентация.