Урок русского языка на тему Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению (9 класс)


Урок русского языка в 9 классе.
Тема урока: «Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению».
Цель урока: дать общее представление о группах сложноподчиненных предложений по их значению, совершенствовать пунктуационные навыки.
Форма урока: комбинированный урок, включающий работу по учебнику, элементы исследовательской работы, конструирование предложений, составление схем предложений.
Ход урока.
Лингвистическая разминка. Орфографический диктант.
Блистательный, призадуматься, сверхизысканный, парламент, блестеть, интенсивный, преграда, сыграть, теннис, галерея, бок о бок, пребывать на выставке, точь-в-точь, прибыть в город, во что бы то ни стало.Задание: определить парные виды орфограмм, объяснить их.
Построение сложноподчиненных предложений. Обобщение знаний о СПП.
Форма игры: учитель слушает, учащиеся объясняют материал. Реализация индивидуальных заданий.
1-й ученик. Отличие сложноподчиненного предложения от ССП. Главное и придаточное в предложении.
Пример: Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. Счастлив тот, кому зарею теплый ветер веет.
2-й ученик. В СПП может быть не одно придаточное, а несколько.
Пример: На улице так светло, что видно, как ветер качает верхушки деревьев.
3-й ученик. Придаточное присоединяется к главному подчинительными союзами или союзными словами (относительное местоимение, наречие).
Пример: Когда поднимается солнце, мы отправляемся в путь. Мы договорились, когда отправимся в путь.
Определить, где союз, а где союзное слово, доказать это.
4-й ученик. В главном предложении могут быть указательные слова (они заключают в себе в сжатом виде содержание придаточного предложения). Указательное слово может соединяться с подчинительным союзом, образуя составной союз.
Пример: Ветер дул так, что казался одушевленным. Мы сидели на холме, так что во все стороны видели все.
5-й ученик. Место придаточного предложения непостоянно. Оно может стоять перед главным, в середине, после главного. При двойных союзах оно всегда стоит перед главным.
Пример: Чем скорее догорал костер, тем темнее становилось вокруг.
3.Учитель. Что знаете о знаках препинания в СПП. Запишите предложение, объясните знаки препинания.
Пример: Все понимают, что сейчас решается судьба страны. Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне.
Составить схемы записанных предложений.
I I , что ( ).
I I ,(что…….) и (что…….).
Понятие об основных группах придаточных предложений в СПП. Сравнение предложений простых и сложных. Конструирование сложных предложений.
Предложения, заранее написанные на доске с левой стороны. Предложения, построенные учащимися (правая сторона).
Записать в тетради.
1.Сердце предчувствовало недоброе.
2.Наша школа находится на улице Алексея Хадыкина.
3.Мы добрались до цели путешествия вечером. 1.Сердце предчувствовало, что случиться что-то недоброе.
2.Школа,в которой мы учимся, находиться на улице Алексея Хадыкина.
3.Мы добрались до цели путешествия, когда наступил вечер.
Сравним предложения и сделаем выводы.
В сложных предложениях придаточные сходны по значению с второстепенным членом предложения: дополнением, определением, обстоятельством. Поэтому мы их называем придаточными изъяснительными, определительными, обстоятельственными.
5.Как определить вид придаточного?
Самое главное правило – правильно задать вопрос (от всего главного предложения или от одного из слов его).
Пример: Грош цена тому человеку, который не может сломить дурной привычки. Художник видит то, что не видят остальные. Сломя голову он кинулся туда, откуда доносился крик о помощи.
Итог урока.
Задание на дом: параграф 9 стр. 43, упр. 98.
В случае запаса времени синтаксический разбор предложения: Никогда не говори о том, чего не знаешь. Составить схему предложения.