Рабочая программа по русскому языку 7 класс к учебнику А. Д. Шмелёва ФГОС


Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО МБОУ "СШ №18", примерной программы основного общего образования по русскому языку (Стандарты второго поколения, 3-е издание, доработанное. Москва: «Просвещение» 2011), с учетом авторской программы Русский язык. 5-9 классы / под ред. Л.О. Савчук и Е.Я Шмелевой, - М.: Вентана – Граф, 2014.
Согласно учебному плану МБОУ "СШ №18" в 7 классе в 2016-2017 учебном году 34 учебных недели, следовательно, программа рассчитана на 136 ч. в год (4часа в неделю). В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией А. Д. Шмелёва.
В УМК данной линии предложен модульный принцип организации учебных материалов как способ целостного представления системы языка, правил и законов его существования и осуществления связи между разделами учебной дисциплины. Модуль в этом случае понимается как логически завершенная часть учебного материала, в которой объединены учебное содержание, соответствующие ему учебные действия, обеспечивающие комплексное освоение всех видов речевой деятельности. Каждый такой блок учебного материала сопровождается контролем достигнутых результатов.
В УМК включены задания, дифференцированные по уровням сложности, а также проектные задания, предусмотрена работа в парах и группах.
Программа предусматривает проведение как традиционных уроков (60%), так и уроков в неурочной форме (40%): урок-проект, урок-исследование, урок-практикум, мастер-класс. Выбор таких форм уроков связан с возрастными особенностями семиклассников.
Программа содержит: отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка; сведения о пунктуации; перечень видов орфограмм и название пунктуационных правил. Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся 7 класса.
Результаты промежуточной аттестации в 6-ых классах по русскому языку за 2015-2016 год следующие: 6 "А" -на высоком уровне - 0 ч. - 0 %; на повышенном - 7 ч. - 24%; на базовом - 14 ч. - 48%; ниже базового - 8ч. - 27,5%. 6 "Б" - на высоком - 1 ч. - 4%; на повышенном - 6 ч. - 25%; на базовом - 9 ч. - 37,5%; ниже базового - 8 ч. - 33%.
В соответствии с положением о промежуточной и итоговой аттестации МБОУ "СШ № 18" темы заканчиваются контрольными работами, а в конце каждого триместра выставляется оценка.
Целью данной программы является:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Содержание курса соответствует рабочей программе по предмету русский язык для 5-9 классов.
Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.
Рабочая программа направлена на достижение следующих задач:
1. Дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве, выразительности; обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразовании, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также применять данные знания на практике;
2. Развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевойдеятельности;
3. Формирование и совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
4. Формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;
5. Формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.
Технологии, используемые в учебном процессе:
1. Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения.
2. Технологии реализации межпредметных связей в учебном процессе.
3. Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала учащимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
4. Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах;
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения (подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке:
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
Формы организации образовательного процесса: поурочная система обучения с использованием объяснительно- иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения.
А также такие формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Виды и формы контроля: контрольные диктанты, сочинения, изложения, тесты.
В ходе изучения разделов «Язык и культура», «Лексика и фразеология», «О языке и речи», «Текст» учащиеся смогут выполнить проектное задание, создать презентацию, подготовить рассказ, используя приведённые факты и найденную информацию, написать отчет о проведённом исследовании, составить карточки для словарной работы, провести исследование.
Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты
Русский язык является приоритетным для формирования познавательных универсальных учебных действий:
По завершении 7 класса обучающиеся смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
обучающийся научится:
основам реализации проектно - исследовательской деятельности
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты;
давать определение понятиям; устанавливать родо-видовые отношения;
обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
обучающийся получит возможность научиться:
основам рефлексивного чтения;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
Также с помощью русского языка достигаются следующие результаты освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
понимание русского языка как одной из основных национально - культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенные грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
метапредметные:
владение всеми видами речевой деятельности:
(понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
применение приобретенных знаний, умений и навыков:
в повседневной жизни;
для использования родного языка как средство получения знаний по другим учебным предметам;
анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми и овладение национально-культурными нормами речевого поведения:
в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;
в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
предметные:
4. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
5. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи.
Используемый учебно-методический комплекс А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, С. Н. Митюрёв, Г. И. Кустова, Л. О. Савчук, Е. Я. Шмелёва. Русский язык. 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2015
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
Всего часов в рабочей программе 136 ч (учитывая 34 уч.недели)
В томчисле:
повторение 8 ч
контрольныеработы 10 ч
сочинения и изложения 9 ч
Содержания каждого раздела в модуле, а также характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне формирования универсальных учебных действий)
Кол-во часов Название раздела модуля Основное содержание и описание разделов учебника
Характеристика основных видов деятельностиучащихся (на уровне формирования универсальных учебных действий) Формы неурочной деятельности
В начале курса несколько уроков отводится на систематизацию знаний и повторение изученного в 5-6 классах. Проводится входной диктант.
9 О языке и речи Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Исторические изменения в лексике. История формирования современного русского языка. Иметь представление о генеалогическом древе языков. Знать славянскую ветвь индоевропейских языков и понимать, что такое праславянский язык и что подразумевают под древними письменными памятниками. Уметь находить и определять роль в тексте лексических синонимов, антонимов, омонимов. Уметь назвать факты в доказательство того, что русский язык прошёл длинный путь развития. Уметь определять историзмы и архаизмы в речи, знать примеры неологизмов. Понимать особенности формирования русского литературного языка. 64 Система языка Рассматриваются такие разделы науки о языке как «Морфология», «Словообразование» и «Синтаксис».
Изучается наречие как самостоятельная часть речи, даётся понятие категории состояния. Предлог, союз, частица рассматриваются как служебные части речи, междометия как особый разряд слов в речи.
Изучение синтаксиса начинается со словосочетания как единицы синтаксиса. Здесь же показан фразеологизм в сравнении со словосочетанием. Далее учащиеся более подробно знакомятся с конструкциями простого предложения, детально рассматривают различные виды сказуемого, второстепенные члены предложения и неполные предложения. Знать способы словообразования и уметь их различать.
Знать морфологические признаки наречий и служебных частей речи. Владеть умением различать эти части речи в тексте, проводить морфологический разбор. Знать теоретические сведения синтаксиса словосочетания и простого предложения. Уметь находить в тексте простые предложения и неполные, проводить синтаксический разбор, находить главные и второстепенные члены, определять по цели высказывания и по интонационной окраске. Уметь вычленять словосочетания из предложения, определять тип и вид, строить простые предложения, осложнённые причастными и деепричастными оборотами, однородными членами предложения и др.
Вырабатывать умение проводить самоконтроль, работать в паре, в группе. 25 Правописание Орфография представлена правописанием наречий, предлогов, частиц, союзов и междометий. Пунктуация рассматривает правильную постановку знаков препинания в неполных предложениях и при написании тире между подлежащим и сказуемым. Вырабатывать орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность. Знать основные правила письма под диктовку, правила при написании тестов разного типа, вырабатывать навык письма с аудиопрослушиванием. Заниматься самовоспитанием как личности грамотной, ответственной за изменения в языке, за чистоту русской речи. Осознавать себя как культурную личность, стремящуюся совершенствовать особенности своей письменной речи через знание законов и правил русской орфографии и пунктуации. 9 Текст
Структура текста. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Лексические, грамматические, смысловые средства связи предложений и частей текста. Основная и дополнительная информация текстов. Разные виды плана (простой, сложный, тезисный, вопросный и др.)
Описание как функционально-смысловой тип речи, его особенности (описания предмета, состояния, процесса); сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи. Виды информационной переработки текста. Стили литературного языка.
Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста.
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи.
Выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка).
Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей.
Делить текст на смысловые части, различать темы и подтемы текста, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (сложного), аннотации. Владеть устным пересказом авторского текста и уметь составлять устный рассказ по заданной теме.
Правильно использовать в речи самостоятельные и служебные части речи.
Создавать и редактировать собственные письменные тексты по воображению и реальным событиям в разных стилях и жанрах.
8 Изложения и сочинения
Развитие речи в форме создания своих собственных текстов в виде сочинений, сочинений- миниатюр описаний предмета, картины, комнаты, события и др. Изложение авторского текста после прочтения или аудиотекста. Вырабатывать умения создавать тексты разных стилей, типов и жанров. Работать над своим авторским стилем тематического письменного и устного изложения. Владеть умением пересказа, умением создавать планы к текстам, перерабатывать тексты.
Осознавать себя как личность способную к творчеству, к умению передавать прочитанное, услышанное, сказанное другим носителям языка. 7 Язык и культура. Культура речи Употребление самостоятельных и служебных частей речи в живом общении и на письме. Роль старославянизмов в современном русском языке. Синтаксические нормы и обороты речи. Орфоэпические нормы современного русского языка. Нормативные словари и справочники современного русского языка. Осознавать важность соблюдения языковых норм для культурного человека на основе освоения национальных ценностей, традиций, культуры, готовности к самообразованию и самовоспитанию. Овладеть основными нормами русского литературного языка при употреблении изученных частей речи; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности, в случае необходимости корректировать речевые высказывания. Анализировать и оценивать соблюдение основных норм русского языка в чужой и собственной речи; корректировать собственную речь.
Овладеть нормативным ударением в словах и их формах, трудных с акцентологической точки зрения.
Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка.
Осознавать связь русского языка с культурой и историей России.
Уместно использовать правила речевого поведения в учебной деятельности и повседневной жизни на основе уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим, потребности в социальном признании, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий. 10 Контроль Проводится в разных формах по вариантам или группам после повторения и обобщения знаний, полученных в рамках изученного раздела «Правописание» и модуля в целом. В конце учебного года проводится итоговый контроль. Уметь показать приобретённые знания по темам и предметным разделам в разных формах контроля (тест, диктант, диктант с грамматическим заданием, контрольная работа, сочинение, изложение и др.) 4 Анализ контрольных работ Проводится после написания контрольной работы любого типа (диктант, тест, диктант с грамматическим заданием, контрольная работа, сочинение, изложение и др.). Умение анализировать диктанты, тестовые и контрольные работы, сопоставлять результаты знаний, находить и осознавать свои ошибки. Строить планы по совершенствованию знаний по предмету, грамотности. 136

График проведения контрольных работ по русскому языку в 7 «А» классе
Дата № урока п/пТема контрольной работы
6 Стартовая (диагностическая) работа (диктант с грамматическим заданием)
37 Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология».
59 Контрольный диктант по итогам I полугодия
66 Контрольный диктант по теме «Правописание наречий».
93 Контрольная работа «Служебные части речи».
98 Контрольный диктант «Правописание служебных частей речи».
106 Контрольная работа по теме «Словосочетание».
124 Контрольная работа «Главные члены предложения».
128 Контрольный диктант по теме «Простое предложение».
138 Контрольная работа «Второстепенные члены предложения».
График проведения контрольных работ по русскому языку в 7 «Б» классе
Дата № урока п/пТема контрольной работы
6 Стартовая (диагностическая) работа (диктант с грамматическим заданием)
37 Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология».
59 Контрольный диктант по итогам I полугодия
66 Контрольный диктант по теме «Правописание наречий».
93 Контрольная работа «Служебные части речи».
98 Контрольный диктант «Правописание служебных частей речи».
106 Контрольная работа по теме «Словосочетание».
124 Контрольная работа «Главные члены предложения».
128 Контрольный диктант по теме «Простое предложение».
138 Контрольная работа «Второстепенные члены предложения».
Календарно – тематическое планирование уроков русского языка
(учебник «Русский язык 7 класс» под ред. А.Д. Шмелева)
№ урока Тема урока Типы уроков Кол-во часов Дата
7 "А" 7
"Б"
I Язык и речь 1 Русский язык – один из индоевропейских языков 1 2-3 Повторение изученного в 5-6 классах. Сильные и слабые позиции звуков Урок-практикум 2 4-5 Синонимичные, омонимичные, антонимичные приставки и суффиксы Урок-практикум 2 6 Способы словообразования 1 7 Сращение как способ словообразования. Переход из одной части речи в другую 1 8 Стартовая (диагностическая) работа (диктант с грамматическим заданием) 1 9 Анализ диктанта 1 10-11 Именные части речи. Глагол и его формы Урок-практикум 2 12-13 Правописание окончаний прилагательных и причастий. Правописание суффиксов существительных. 2 Текст. Язык и культура речи. 14 Р/р Беседа и спор. Правила эффективного общения Урок-исследов. 1 II Какие языки-предки были у русского языка 15 Происхождение русского языка. 1 16 Однозначные и многозначные слова. 1 17 Группы слов в лексике языка. 1 18 Лексика исконная и зависимая. 1 19 Р/р Сочинение-рассуждение «Что значит слово «семья»?» Урок-исследов. 1 20 Старославянизмы. 1 21 Устаревшая лексика. 1 22 Неологизмы. 1 23-24 Правописание корней с чередованиями оро/ра, ере/ре, оло(ело)/ла(ле). Урок-практикум 2 25 Двойные согласные. 1 26-27 Гласные после шипящих и Ц. Лабораторная работа 2 28 Р/р Сочинение-описание «Зимний сад». Творческая мастерская 1 29-30 Н и НН в именах прилагательных и причастиях. Урок-практикум 2 31 Н и НН в именах существительных. 1 33-33 Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных частей речи. Урок практикум 2 34 Р/р Конспект. 1 35 Р/р Выразительные средства языка. Творческая мастерская 1 36 Повторение изученного в главе «Какие языки-предки были у русского языка?» 1 37 Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология». Урок контроля 1 III Какие языки-родственники есть у русского языка? 38 Русский язык в кругу других славянских языков. Урок-конференция 1 39 Наречие как часть речи. 1 40 Словообразование наречий. 1 41 Разряды наречий. 1 42 Степени сравнения наречий. 1 43 Морфологический разбор наречий. 1 44 Р/р Подготовка к сочинению-повествованию «Как я стал самостоятельным». Творческая мастерская 1 45 Р/р Написание сочинения-повествования «Как я стал самостоятельным». Творческая мастерская 1 46 Слова категории состояния. 1 47 Ь после шипящих на конце наречий. 1 48 Ь после шипящих на конце наречий. 1 49 О и Е после шипящих на конце наречий. 1 50 А и О на конце наречий. 1 51 Н и НН в наречиях. 1 52-53 НЕ с наречиями. Урок-практикум 2 54 Р/р Контрольное сочинение по картине К.Е.Маковского «Боярышня». 1 55 Правописание отрицательных наречий. 1 56 Дефис в наречиях. 1 57-58 Слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Урок-практикум 2 59 Контрольный диктант по итогам I полугодия. Урок контроля 1 60 Анализ контрольного диктанта. 1 61 Использование наречий в текстах разных типов. 1 62 Р/р Отзыв. Урок-исследов. 1 63 Р/р Употребление наречий в речи. 1 64 Р/р Контрольное изложение (упр. 110). 1 65 Повторение изученного в главе «Какие языки-родственники есть у русского языка?» 1 66 Контрольный диктант по теме «Правописание наречий». Урок контроля 1 67 Анализ контрольного диктанта. 1 IV Как изменяются языки? 68 Изучение письменных памятников. Урок-проект 1 69 Предлог – служебная часть речи. 1 70 Группы предлогов по структуре. 1 71 Морфологический разбор предлога. 1 72 Союз – служебная часть речи. 1 73 Сочинительные союзы. 1 74-75 Подчинительные союзы. Урок-практикум 2 76 Морфологический разбор союза. 1 77 Р/р Сочинение-рассуждение «Что такое счастье?» Творческая мастерская 1 78 Частица – служебная часть речи. 1 79 Морфологический разбор частицы. 1 80 Междометия. 1 81 Звукоподражательные слова. 1 82 Правописание предлогов. 1 83 Правописание предлогов. 1 84 Правописание союзов. 1 85-86 Употребление частиц НЕ и НИ. Урок-практикум 2 87-88 Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ. Урок-практикум 2 89 Раздельное и дефисное написание частиц. 1 90 Правописание междометий. 1 91 Служебные части речи как средство связи предложений в тексте. 1 92 Контрольная работа «Служебные части речи». Урок контроля 1 93 Р/р Статья. 1 94 Р/р Стилистическая роль служебных частей речи. Урок-исследов. 1 95 Повторение изученного в главе «Как изменяются языки?» 1 96 Повторение изученного в главе «Как изменяются языки?» 1 97 Контрольный диктант «Правописание служебных частей речи». Урок контроля 1 98 Анализ контрольного диктанта. 1 V Как появился русский литературный язык? 99 Роль церковнославянского языка в формировании русского литературного языка. Урок-конференция 1 100 Словосочетание как единица синтаксиса. 1 101 Грамматическое значение словосочетаний. 1 102-103 Виды подчинительной связи в словосочетании. Урок-практикум 2 104 Схема словосочетания. Нечленимые словосочетания 1 105 Контрольная работа по теме «Словосочетание». Урок контроля 1 106 Р/р Сочинение по картине Б.М. Кустодиева. Творческая мастерская 1 107 Употребление прописных и строчных букв. 1 108 Глаголы с суффиксами ОВА/ЕВА, ЫВА/ИВА, ВА. 1 109 Суффиксы причастий. 1 110 Р/р Деловые бумаги: расписка. Творческая мастерская 1 111 Синтаксические формы употребления словосочетаний. 1 112 Повторение изученного в разделе «Как появился русский литературный язык?» 1 VI Как связаны история народа и история языка? 113 Исторические изменения в лексике русского языка. Урок-семинар 1 114 Предложение – основная единица синтаксиса. 1 115 Виды предложений по цели высказывания. 1 116 Виды предложений по эмоциональной окраске. 1 117 Простое двусоставное предложение. 1 118 Подлежащее двусоставного предложения. 1 119 Типы сказуемого простого двусоставного предложения. 1 120 Простое глагольное сказуемое. 1 121 Составное глагольное сказуемое. Урок-практикум 1 122 Контрольная работа «Главные члены предложения». Урок контроля 1 123 Знаки пунктуации. 1 124 Тире между подлежащим и сказуемым. 1 125 Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым. 1 126 Контрольный диктант по теме «Простое предложение». Урок контроля 1 VII Как лингвисты изучают историю языка? 127 Историческая лингвистика. Нераспространённые и распространённые предложения. Урок-семинар 1 128 Дополнение. 1 129 Р/р Контрольное изложение (упр. 180). 1 130 Определение. 1 131 Приложение. 1 132 Обстоятельство. 1 133 Дефисное и раздельное написание приложений. 1 134 Р/р Способы связи предложений в тексте. Урок-исследов. 1 135 Контрольная работа «Второстепенные члены предложения». Урок контроля 1 136 Морфология. Синтаксис (повторение изученного в 7 классе). 1 № п/пАвторы Название учебных и методических изданий Выходные данные
Авторы: А.Д. Шмелёв, Э.А. Флоренская, Ф.Е.
Л.О. Савчук,
Е. Я. Шмелёва; под ред. А.Д. Шмелёва; Учебник. Русский язык: 7 класс.
М.: Вентана – Граф, 2015г.
Шмелёв А.Д. и др. Русский язык. 7 класс Приложение к учебнику: учебные словари, проектные задания и учебные инструкции (печатное пособие для ученика)
Савчук Л.О., Аверьева М.В. Русский язык. 7 класс.
[Электронный ресурс] / – Аудиоприложение к учебнику «Русский язык: 7 класс» под ред. Шмелёва А.Д. М.: Вентана- Граф, 2015
Антонова С.В., Гулякова Т.И. Русский язык. Контрольные работы тестовой формы. 7 класс. М.: Вентана-Граф, 2014.
Методическое пособиедля учителя:
. Богданов Г. А. «Уроки русского языка в 7 классе» М, «Просвещение» 2010 г
Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2005.
Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх: нетрадиционный подход / М. Бройде. -М.: Айрис-Пресс, 2001.
Дейкина А. Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 7 класс/А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: Дрофа, 2001.
Костяева Т. А. Тесты, проверочные контрольные работы по русскому языку: 7 класс / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2004.
Ладыженская Т. А. Обучение русскому языку в 7 классе / Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов. - М.: Просвещение, 2005.
Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс/Л. Г. Ларионова. -М.: Просвещение, 2006.