Урок-презентация по русскому языку Виды словосочетаний.Синтаксический разбор словосочетания


Урок русского языкав 5 классеТема «Виды словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетания» Учитель русского языка и литературыМАОУ «Белоярская СОШ №1»Башкурова Людмила Петровна * Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний * Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления информации путем применения её в знакомой и новой учебной ситуации. Осуществить контроль уровня сформированности знаний и умений по теме.Результаты деятельности:Личностные: развитие мотивации к обучению и познанию; осознание языка как основного средства общения между людьми. Метапредметные: овладение способностью самостоятельно определять цель, результат и способ деятельности; активное использование речевых средств; развитие умения взаимодействовать с окружающими.Предметные: формировать навыки устной и письменной речи, отрабатывать умения отличать виды словосочетаний, формировать умение проводить синтаксический разбор; использовать знания, умения и навыки применительно к новой ситуации учебной деятельности. * Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая.Технология достижения цели урока: технология личностно-деятельностного подхода.Необходимые ресурсы: компьютер,проектор, карточки по теме. * Этапы урока: Организационный этап. Приветствие – 2 мин.Целеполагание – 2 мин.Подготовка к основному этапу занятия. Актуализация –5 мин.Усвоение новых знаний и способов действий – 10 мин.Физминутка – 2 мин.Первичная проверка понимания – 11 мин.Подведение итогов – 3 мин.Рефлексия – 3 мин.Домашнее задание – 2 мин. * 1. Организационный этап. Приветствие Дидактическая задача: создание психологически комфортного настроя обучающихся для успешной работы на уроке.Содержание этапа: * Деятельность учителя Деятельность обучающихся 1.Создаёт положительный эмоциональный настрой обучающихся для успешной работы на уроке. Приветствует обучающихся. 2. Определение девиза урока.-Здравствуйте, мои собеседники! У нассегодня необычный урок. Сегодня мыотправимся в увлекательное путешествие. Девизом нашего урока будут слова: «Хочешь альпинистом быть - иди в горы,хочешь грамотным стать – учись думать и мыслить!» 1. Приветствуют учителя, выражают готовность работать на уроке. 2. Целеполагание Дидактическая задача: постановка цели и учебных задач на основе соотнесения известного, усвоенного и того, что предстоит изучить на уроке.Содержание этапа: * Деятельность учителя 1.Обращает внимание на термины на доске, предлагает заполнить карту мыследеятельности 2.Предлагает посмотреть на тему и сформулировать цель и задачи урока.3. Корректирует предположения учащихся о цели и задачах урока. Деятельность обучающихся 1.Читают термины и заполняют карту мыследеятельности. (Приложение 1, слайд 1-2)2. Делают предположения о цели и задачах урока. 3. После формулирования целей и задач записывают тему урока в тетради. 3. Подготовка к основному этапу занятия.Актуализация. Дидактическая задача: создание условий, способствующих повторению и закреплению пройденного материала, актуального для изучения новой темы.Содержание этапа: * Деятельность учителя Деятельность обучающихся 1. Первая станция, на которой мыделаем остановку «Да-нетка».Учитель предлагает ответить на вопросы.Учащиеся отвечают да, если утверждениеправильное, нет - если утверждение неверное. - Состоит ли словосочетание из главного и зависимого слова?- Имеет ли словосочетание интонационную законченность?- Показывает ли модель словосочетания, какие части речи входят в его состав ?- Являются ли союзы и предлоги средствами грамматической связи в словосочетании?-Является ли сочетание предлога со словом словосочетанием? 1. Учащиеся отвечают на вопросы да или нет. Читают ответы. 4. Усвоение новых знаний и способов действий Дидактическая задача: создание условий, способствующих усвоению новых знаний Содержание этапа: * Деятельность учителя Деятельность обучающихся 1. Станция «Теоретическая».Организует деятельность обучающихся по работе с новой темой:А. Изучение теории вопроса - индивидуально, стр. 105 учебника.Б. Организация ответов в парах. 2.Предлагает выполнить упражнение 231 на стр.106 и заполнить таблицу по одному примеру в каждый столбик.«Виды словосочетаний» (Приложение, слайд 3).3. Станция «Отыщи-ка». Предлагает сравнить таблицы на стр. 105 учебника и на слайде и сделать вывод.(Приложение, слайд 3).4. Станция «Расскажи-ка». Организует знакомство с планом синтаксического разбора по части 3 учебника. (Приложение, слайд 4-5).Учитель сообщает, что данная опора будет помощником в течение всего урока. 1. Работа с учебником ( знакомство со схемой), проводят взаимоопрос в парах по вопросам.2. Читают упражнение, находятсловосочетания и заполняют таблицу.Приложение, слайд 3).3.Сопоставляют и дополняют сведения о наречныхсловосочетаниях, делают вывод.4. Знакомятся с планом разбора, читают образец вчасти 3 учебника 5.ФизкультминуткаДидактическая задача:снять усталость, напряжениеСодержание этапа: * Деятельность учителя Деятельность обучающихся 1. Учитель создаёт ситуацию для снятия усталости и напряжения. 2. Обращает внимание на экран и демонстрирует упражнения при помощи слайда. (Приложение 2). Упражнение учащиеся повторяют три раза. Выполняют соответствующие движения под музыкальное сопровождение. . 6.Первичная проверка понимания Дидактическая задача: проверить уровень освоенияизученной темыСодержание этапа: * Деятельность учителя Деятельность обучающихся 1. Станция «Потрудись-ка». Решение лингвистической задачи. Работа в группах. Предлагает составить из слов словосочетания: 1 группа –глагольные, 2 группа - именные, 3 группа наречные. (Приложение, слайд 6).2. Предлагает произвести синтаксический разбор предложенных словосочетаний с последующей самопроверкой(Приложение, слайд 7-9). 1. Решают лингвистическую задачу. Конструируют словосочетания разных видов из слов на слайде. (Приложение, слайд 6).2. Разбор словосочетаний в группах. Самопроверка. Двое учеников работают у доски. * Деятельность учителя Деятельность обучающихся Станция «Умница и умник». Вампредстоит самостоятельно добавить недостающую информацию в данный текст. (Приложение, слайд 10).2. Организует взаимопроверку по образцу,выполненному на компьютере одним из учеников3. Предлагает проверить задание по образцу(компьютер) 1. Читают текст, добавляют недостающую информацию.2. Один ученик работает за компьютером, выполняет задание потексту для образца.3. Проверяют задание по образцу, задают вопросы тому, кто работал за компьютером, исправляют ошибки. 7-8. Подведение итогов урока. Рефлексия Дидактическая задача: развитие навыков самооценки, рефлексия учебной деятельности. Содержание этапа: * Деятельность учителя Деятельность обучающихся 1.Подведение итоговОбращает внимание на карту мыследеятельности2. Учитель организует самооценку деятельности обучающихся на уроке.Предлагает самим обучающимся проанализировать работу на уроке и выставить оценки каждому, учитывая как устные ответы, так и письменные в таблицу оценки деятельности на уроке. 1. Анализируют уровень понимания.2. Заполняют таблицу «Оценка деятельности на уроке». (Приложение, слайд 11) ое сопровождение. * Деятельность учителя Деятельность обучающихся 2. Рефлексия Организует беседу, позволяющую ученикам проанализировать результаты работы на уроке, закончив предложения в рефлексивных экранах. 2. Анализируют и осмысливают свои достижения, заканчивая предложения:-Чего достиг на уроке…..-Что было трудным на уроке….-Могу научить другого…… (Приложение, слайд 12). 9. Информирование о домашнем задании Дидактическая задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Содержание этапа: * Деятельность учителя Деятельность обучающихся Информирует о домашнем задании. (задания разноуровневые).Упражнение 230, стр.106. Записать словосочетания, распределяя их на пять групп по схеме на стр. 105.2. Упражнение 233 (индивидуальное задание)3. Упражнение 232, стр. 107. Провести мини-исследование, самостоятельно придумать подобное задание-загадку (Творческая работа).4. Заканчивает урок, комментирует оценки. Записывают домашнее задание в дневники, делают свой выбор, выставляют оценки. Источник информации Васильевых И.П.. Уроки русского языка. Пособие для учителя – М.: «Мнемозина», 2009г..С.И.Львова, В.В.Львов. Русский язык учебник для 6 класса 2 часть – М.: «Мнемозина», 2012.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. Книга для учителя. – М.: «Просвещение», 2012. * Самоанализ урока Данный урок является вторым по теме «Синтаксис» и связан с общим курсом русского языка. Содержание учебного материала соответствует программным требованиям. Гигиенические условия урока соответствуют требованиям СанПиН (рациональное освещение класса и доски, водный и температурный режим). Урок проводился в 5а классе. Класс с сильным учебным потенциалом, с высокой мотивацией к обучению (из 26 обучающихся 15 учатся на «4» и «5» по предмету «Русский язык»). Учащиеся данного класса активны, открыты к общению. Тип урока – изучение и первичное закрепление новых знаний. Структура занятия соответствует типу урока. Этапы связаны между собой логично, каждый последующий этап вытекает из предыдущего. Структура и темп проведения урока обеспечивают успешное решение поставленных задач. На каждом этапе цели и задачи реализованы, подведены краткие итоги. Работоспособность детей в течение урока обеспечивается за счёт реализации следующих принципов обучения: - личностно-ориентированный характер обучения, который проявляется в осознании школьниками их собственного участия в образовательном процессе как субъектов обучения, в постановке целей обучения, соответствующих реальным потребностям учеников; в отборе содержания, отвечающего интересам и уровню психофизического и нравственного развития обучающихся данного возраста. - соблюдение деятельностного характера обучения: условия реального общения моделируются в выполнении упражнений, при этом используются разные формы работы (фронтальная, парная, индивидуальная) как способы подготовки к условиям реального общения; - приоритет метапредметной деятельности в обучении, который проявляется в выборе приёмов обучения и в организации деятельности учеников; задания формулируются так, чтобы в их выполнении был смысл и был виден конечный результат; - создание благоприятного психологического климата, располагающего к общению. * На занятии созданы условия для сохранения психического и физического здоровья обучающихся. Культура общения, взаимодействие учителя и учеников на уроке доброжелательное с опорой на личностно-ориентированную модель общения. Деятельность учителя направлена, в первую очередь, на создание условий для развития и совершенствования способностей учащихся, на овладение ими способности самостоятельно определять цель, результат и способ деятельности; на формирование у детей умений контроля и самоконтроля. На этапе целеполагания учащиеся под руководством учителя формулируют цели урока, с которыми ассоциируется у них тема урока. На этапе актуализации знаний учитель использует различные приемы (игра, работа по карточкам) с целью обеспечения развития у обучающихся познавательный интерес к изучаемому материалу. Школьники активны, заинтересованы ходом урока. Содержание физкультминутки преследует цель развивать умение взаимодействия с окружающими, воспитывает дружеское, уважительное отношение друг к другу. На протяжении всего урока осуществляется комплексный подход к самоконтролю деятельности. Учащиеся сами оценивают свой уровень овладения материалом на каждом этапе урока. На этапе рефлексии используется приём «незаконченного предложения» - школьники анализируют свои достижения на уроке, заканчивая фразы из рефлексивного экрана на доске. Домашнее задание (разноуровневое). Рационально распределено время, отведённое на каждый этап урока. Поставленные цели на уроке достигнуты. *