Классный час О здоровом питании


МОУ Школа-детский сад с.Харсаим
Учитель: Рочева Галина Гавриловна
Предмет: Классный час
Класс: 4А
Тема: Здоровое питание – путь к отличным знаниям. Цели занятия:
Формирование представлений о здоровье.
Формирование привычки есть то, что требуется организму, а не то, что хочется есть.
Расширить знания детей о полезных продуктах и витаминах, содержащихся в них.
Повторить основные правила правильного питания.
Познакомить с правилами здорового питания.
Оборудование: ПК, ИД, на доске плакат: «Овощи и фрукты – здоровые продукты», корзинки с муляжами овощей и фруктов, карточки с иллюстрациями продуктов.
Ход мероприятия.
1.Подготовка детей к занятию.
2.Введение в проблему.- Ребята, сегодня на уроке мы поговорим об одной из важных составляющих здоровья человека. А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, прослушав стихотворение К.И. Чуковского.
Робин Бобин БарабекСкушал сорок человек, И корову, и быка,И кривого мясника,И телегу, и дугу,И метлу, и кочергу,Скушал церковь, скушал дом,И кузницу с кузнецом,А потом и говорит:“У меня живот болит”.- Ребята, почему заболел живот у Робина Бобина? (ответы детей)
- Верно. Кто догадался, о чем мы сегодня поговорим? (слайд 1) Пища нужна человеку для поддержания здоровья и работоспособности, поэтому так важно соблюдать правила рационального питания во все возрастные периоды жизни человека. Особенно велика роль питания в детском возрасте. Это обусловлено рядом причин. Детский организм отличается от взрослого бурным ростом и развитием, формированием и становлением структуры многих органов и систем, совершенствованием их функций, развитием и усложнением высшей нервной деятельности. Все это требует поступления в организм достаточного количества белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ.
- Какие правила правильного питания вы знаете? (ответы детей)
3. -Какое питание можно считать здоровым? (слайд 2) - Слово витамин происходит от двух слов: вита- жизнь, амин- вещество. Витамины обозначаются латинскими буквами А, В, С и др.
"Витамины" (слайды 3-5)
Очень многие продукты есть советуем тебе. Витамины "А", "В", "С" - так мы называемся! Быть здоровыми всем вам, мы помочь стараемся. "А", "В" Ешьте печень и желток, и морковь, и рыбу, Чтобы вырасти могли, видеть всё могли бы. «В» и «С» Чёрная смородина, шиповник и лимон- Всё полно "С" витамина, как полезен всем нам он Витамины "Е" и "Д" мы советуем тебе, Чтобы рос ты и жил, ни о чём бы не тужил. Витамин "Д" всегда в бобах, в рыбьем жире, молоке, В масле, сыре, рыбе, Чтобы вы всё это-съесть смогли бы.
"С" (- Витамин С – один из важных витаминов. Если его не хватает в организме человека, то тот быстро утомляется, часто простужается. А где же человек может взять этот витамин? (Из продуктов.)
(ВИТАМИНЫ – А,В,С, Д) СТИХИ О ВИТАМИНАХ (слайд 6)
Пословицы. (Игра собери пословицу)
Поел моркови - прибавилось крови.
Сахар зубы разрушает, а морковь укрепляет. Ранняя зелень болезни не пустит.
Обед без овощей, что праздник без музыки. Королева овощей - капуста.
Яблоко в день, и доктор не нужен.
За ягодами пойдешь – здоровье найдешь,Зелень на столе – здоровье на сто лет.
Лук от семи недуг.
Не вырастишь овощей – не сваришь и щей.
Ешь, да не жирей - будешь здоровей. – А как вы понимаете смысл этой пословицы. (плакат)
Нужно есть то, что требуется моему организму, а не то, что хочу есть я.
Употреблять всегда свежие продукты, овощи и фрукты.
- А сейчас каждая команда построит пирамиду полезных продуктов. Я буду читать стихотворение, а вы наклеивать карточки с перечисленными продук-тами на ступени. (Один ученик работает у доски).
Пирамида полезных продуктов (слайды 7-10)
Охотно мы едим картофель,
Тушеный или отварной.
Пюре из отварной картошки
Уплетаем мы с душой.
И макароны не забудем:
Ракушки, вермишель, лапша,
И самый главный — хлеб —
Всем продуктам голова!
(Дети ставят карточки с перечисленными продуктами на нижнюю ступень пирамидки.)
Овощей нам нужно много:
Свекла, редька, кабачок,
Огурцы, и помидоры,
И капуста, и лучок!
Как говорили здесь ребята,
Фрукты витаминами богаты!
Мандарины и лимоны,
Персик, слива и хурма,
Много фруктов для здоровья
Нам природа создала!
(Дети ставят карточки с перечисленными продуктами на вторую ступень пирамидки.)
Мясо, рыбу, птицу,
И горох, и чечевицу
Будем кушать день за днем,
Чтобы вырасти скорее,
Русским стать богатырем.
Чтобы кости сильными были,
О молоке мы не забыли.
Чтоб зубки, как жемчуг, блестели,
Мы творог свежий с ребятами ели.
(Дети ставят карточки с перечисленными продуктами на третью ступень лесенки.)
Сладости все обожают,
Но скажу я вам, друзья,
Что конфет и шоколадок,
Печенья, мармеладок,
Пастилы, халвы, зефира
Много есть никак нельзя!
(Дети ставят карточки с перечисленными продуктами на четвертую ступень лесенки.)
Ну а если у вас гости —
Торт поставим мы на стол,
Можно съесть один кусочек,
Чтобы не обиделся никто.
Дети ставят карточку с изображением пирожных и торта на верхнюю ступень пирамиды.
Обратите особое внимание —
Есть вредные и полезные продукты питания.
Кто даст правильный ответ,
Что полезно, а что нет? (слайды 11-12)
Дети показывают руками на пирамиду, говорят, что лежит в ее основании, а что — наверху. Карточки с изображением вредных продуктов (чипсы, сухарики, гамбургеры, кока-кола и т.д.) дети бросают в корзину.
Все полезные продукты снабжают организм энергией, чтобы можно было двигаться, играть, заниматься, помогают организму расти, питают его витаминами. Особенно много витаминов содержится в овощах и фруктах. Так где живут витамины? Ну а во фруктах их тоже очень много. Ребята, какие фрукты вы любите? А есть фрукты, какие вы не любите? (Ответы детей). Вывод: Итак, здоровым питанием считается то, которое богато витаминами. (слайд 13)
Надо есть как можно больше овощей и фруктов, они помогают человеку быть всегда бодрым и здоровым, т.к. в них много витаминов. А вы много едите фруктов и овощей? Если вы кушаете фрукты и овощи, то вы должны быть сильными, здоровыми, красивыми и внимательными. Вот насколько вы внимательны, мы сейчас и посмотрим.
Игра «Вершки и корешки»
- Я буду называть овощ. Если мы у него едим то, что растёт над землёй, то руки поднимаем вверх – это «вершки».
Если едим то, что растёт под землёй, то приседаем – это «корешки». (Учитель называет овощи: огурец, картофель, капуста, морковь, перец, кабачок, свёкла, укроп, редис, щавель, репа).
Загадка. (слайды 14-15)
Две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает?
- Это пшеница, из которой делают муку, пшеничную и манную крупы. Почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел»?
- А каша самая полезная еда на завтрак. Она помогает вам вырасти здоровыми и сильными. Какая польза от каш?
Хлеб да каша-пища наша.
Крупяные блюда – Это просто чудо!
Каши, запеканки Из гречки и манки,
Из овсянки и пшена, Из пшеничного зерна – Полезны без сомнения, Легки в приготовлении.
(слайды 17-27) (у детей на тарелочках разные виды круп)
Польза гречки. Витамины группы "В". Мы советуем тебе. Они в гречневой крупе, в чёрном хлебе обитают, укрепляют аппетит, памяти нам добавляют.
Польза риса. Рисовая каша укрепляет нервную систему и превращает питательные вещества в энергию, но и повышает интеллект. В ней много углеводов и самого полезного вещества – клетчатки.
Пшенная каша полезна, это строительный материал для мышц и клеток кожи. Пшено отлично очищает организм от различных токсинов и шлаков.. Практически все витамины группы В благотворно влияют на память, улучшают роботу мозга и повышают работоспособность. Поэтому, если хотите стать интеллектуалом, кушайте пшенку! Съедая пшеничную кашу, вы поставляете в свой организм железо, необходимое для нормального кровообращения и здорового цвета лица, фтор, без которого невозможно сохранить здоровые зубы, магний, который незаменимый для спортсменов и трудоголиков и марганец отвечающий за нормальный обмен веществ. Пшеничную кашу издавна считают продуктом питания, дающим силу, и не зря, ведь в пшене содержатся элементы, укрепляющие ткани нашего организма.
Польза манной каши. Помимо того, что манка поддерживает энергетический баланс организма, она укрепляет костную ткань, благотворно отражается на пищеварительной системе. Какой бы ни была манка полезной, необходимо соблюдать меру в ее употреблении.
Кукурузная каша полезна, т. к. в ней содержится много витамина К, который просто необходим для работы сердечно-сосудистой системы, обилие витамина Е, который хорошо влияет на состояние волос и кожи. Витамины группы В, необходимые для нервной системы, а также для профилактики бессонницы, витамин С, который повышает иммунитет, витамин D, делающий кости крепкими, а зубы здоровыми, железо, необходимое для хорошего цвета лица и правильного состава крови, калий и магний, защищающие сердце и благотворно влияющие на обмен веществ.
Игра «Угадай»
В тарелочках крупы (рис, манка, гречка, пшено), дети с завязанными глазами на ощупь угадывают, что за крупа.
День нужно с каши начинать! (слайд 28-29)
Пшено и рис, овсянка, гречка
И каша манная, конечно, —
Вот что нам может сил придать!
- Но ведь каждый день есть кашу невкусно! Что делать?
- Мы её сами можем сделать вкусной и разнообразной. (укрась кашу)
золотые правила питания(слайд 30)
1. Свежеедение. Наиболее полезны свежие растения.
2. Сыроедение. Издавна считалось, что в сырых растениях содержится наибольшая живительная сила. Они повышают обмен веществ в организме.
3. Разнообразие. Чем больше разных продуктов включено в рацион, тем больше активных веществ поступает в организм. Это особенно важно в связи с тем, что при физических и умственных нагрузках потребность в них увеличивается.
4. Определенное чередование продуктов. Оно указывает на то, что нельзя долго использовать одно и тоже блюдо или продукт.
5. Сезонность питания. Весной и летом нужно увеличивать количество растительных продуктов. В холодное время года добавить в рацион пищу, богатую белками и жирами.
6. Ограниченность питания.
7. Получение удовольствия от пищи. Отказаться от спешки, когда мы садимся за стол. Следует отказаться от привычки читать во время еды и разговаривать на повышенных тонах.
Чтобы вы здоровыми были, (слайд 31)
Нужно, чтоб вас правильно кормили,
Чтоб не осталось без внимания
Сбалансированное питание!
Счастья вам, радости,
Здоровыми быть до глубокой старости!
- Что мы выяснили? (слайд 32)
Продолжи мысль:
Я понял(а), что ...
Я узнал(а), что...
Мне было интересно...
Я не буду...
Я хочу...
Теперь я буду...
Молодцы!
Наше занятие закончилось. Я его хочу закончить словами старых людей.
Пока мы живы, пища нам нужна,
В ней сил исток, дает нам рост она.
Когда же нужной пищи не хватает,
Слабеем мы, и тело наше тает.
Хвалы достойна пища, если вновь
Она заменит и очистит кровь.
Используемая литература:
Безруких М.М. и др. Разговор о правильном питании.- М, 2013г
Воробьёв В.И. Слагаемые здоровья. – М, 1987.
Надеждина Н. Что растёт в саду и огороде. – Смоленск, 2012.
Пивоваров В.Ф. Овощи России. – М, 2004.
Похлёбкин В.П. Уроки здоровья. – М, 2004.
Ликум А. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. – М, 2006