Конспект профилактического занятия Жизнь без сигарет

Занятие на тему: «Жизнь без сигарет»
Разработано психологом ГБУ ВО «ЦПППиРД» Пищиковой В.Е.
Цель: информирование подростков о пагубном влиянии табака на организм человека.
Задачи:
показать последствия влияния табакокурения на здоровье человека, развитие болезней;
информировать учащихся об этапах развития зависимости от никотина;
дать возможность осознать ответственность за собственный выбор;
обсудить варианты эффективной антитабачной рекламы.
Контингент: учащиеся 9-11 классов.
Время работы: 45 минут.
Приветствие (2 минута)
Вопросы аудитории (3 минуты):
«1. Знаете ли вы курящих людей?
2. Известно ли их знакомым курильщикам, что курение вредно?»
Диалог с аудиторией «Актуальный вопрос» (10 минут)
Инструкция: Карточки с вопросами вывешиваются на доске, далее следуют ответы учащихся и дополнительная информация от педагога.
Вопрос 1. Сколько процентов вредных веществ способен задержать сигаретный фильтр?
Ответ: Сигаретный фильтр способен задержать не более 20 % вредных веществ.
Фильтр нейтрализует термическое воздействие сигареты и предотвращает микроожоги слизистых оболочек (а значит, значительно снижает возможность развития злокачественных опухолей полости рта). Фильтр снижает такой неприятный эффект, как пожелтение зубов, губ и пальцев, делает курение более приятным и эстетичным. Фильтр объективно снижает, хоть и незначительно, количество вредных примесей в дыме, попадающем в ваш организм.
Казалось бы: вот же она, эффективность! Но в реальности все те же независимые исследования ясно показывают три тенденции: : 1. С тех пор, как люди начали массово курить сигареты с фильтром, заболеваемость раком легких и другими типичными «табачными» болезнями нисколько не снизилась и даже наоборот, увеличилась. 2. Куря сигареты с фильтром, человек ощущает более легкий и мягкий дым – и инстинктивно старается вдохнуть поглубже, тем самым нанося своим легким еще больший вред. . 3. Так как фильтр задерживает часть никотина, курильщик автоматически начинает курить больше, компенсируя оптимальную дозу никотина. Этот эффект был официально подтвержден исследованиями психологов, занимавшихся проблемами курения.
Вопрос 2: Какое количество химических соединений входит в состав табака?
Ответ: 4000 химических соединений.
Давайте же тогда узнаем всю правду о химическом составе сигарет, табачного дыма и как каждая их составляющая действует на организм. К настоящему времени табачные изделия содержат около 4000 химических соединений, а табачный дым – около 5000 химических соединений, из которых примерно 60 вызывают рак.
Вопрос 3: Какие вещества входят в химический состав сигарет?
Ответ (показ на слайде)


Установлено, что 25 процентов вредных веществ табачного дыма сгорают, 25 процентов поглощает курящий, 50 процентов отравляет воздух помещений, где курят. Выкурил сигарету – и вся таблица Менделеева в тебе! В составе табачного дыма присутствуют радиоактивные элементы, особенно опасен полоний в виде изотопа с атомным весом 210. Табачный дым содержит несколько сотен ядов, включая никотин, мышьяк, углекислый газ, окись углевода, синильную кислоту и т.д. От одной сигареты образуется два литра дыма, содержащего более 6 тысяч мельчайших частиц сажи и других вредных компонентов. Все эти вещества работают вместе, усиливая действие друг друга и постепенно разрушая организм изнутри.

Вопрос 4: Какой процент курильщиков хотя бы раз в жизни пытались бросить курить?
Ответ: По статистике 81 процент курильщиков пытались расстаться с вредной привычкой.
Слова ведущего:
«А как вы думаете, почему их попытки не увенчались успехом?
·»
Стадии формирования зависимости (15 минут).
Зависимость – это процесс. Он имеет 4 стадии.
Стадии развития зависимости.
1 этап. Первый опыт.
Характерно:
- естественное любопытство, желание «просто попробовать»;
- неумение сказать «НЕТ»;
- трудности с оценкой собственных возможностей;
- попадание под влияние различных мифов о табаке;
- страх прослыть «белой вороной» или «маменькиным сынком»;
- неосознанное желание убежать от сложностей жизни (или осознанное);
- незнание того, как на самом деле действует табак на психику и организм человека.
Есть два пути после первых опытов:
( полностью прекратить употребление (около 50% людей так и поступают);
( продолжать употребление, что неминуемо ведет к переходу на следующий этап развития зависимости от табака;
( третьего не дано.
2. этап. Начинает нравиться.
Характерно:
- осознанное желание закурить;
- планирование употребления;
- поиск разумных оправданий употребления;
- поиск «подходящей» компании;
- табак становится необходимым атрибутом веселья и отдыха;
- можно заметить рост требуемой для получения нужных ощущений дозы;
- формируется особая «тусовка» - свои марки сигарет, своя музыка, стиль одежды, юмор;
- табак начинают использовать как:
( средство против «комплексов»;
( лекарство от стресса;
( способ общения.
Если человек не прекращает употребление, начинается следующая зависимость.
3 этап. Возникают проблемы.
Характерно:
- проблема со здоровьем;
- финансовые трудности.
Возникает физическая зависимость. Курение табака не приносит желаемого удовольствия, и употребляется для приведения организма в нормальное состояние. Возникшие проблемы служат оправданием дальнейшего употребления. Употребление вызывает новые проблемы. Причина и следствие меняются местами. Продолжение употребления обязательно ведет к переходу на следующий этап развития зависимости.
4. этап. Употребление становится целью.
Характерно:
- употребление ради употребления;
- постоянная потребность в табакокурении;
- серьезные проблемы со здоровьем, возникновение хронических заболеваний.
Эксперимент «Коробочка с запретом»(5 минуты)
Слова ведущего:
«Представьте следующую ситуацию. Эта коробочка содержит в себе нечто запрещенное для использования. Вы знаете, что данную коробочку открывать нельзя, т.к. там содержится то, что находится под запретом. Вам очень интересно посмотреть, что же находится внутри и Вам предоставляется удачная возможность, т.к. именно сейчас за данной коробочкой никто не следит. Каковы Ваши действия?»
Обсуждение.
Почему ты поступил именно таким образом?
Что ты чувствовал в этот момент?
«Действительно, порой нам очень сложно сказать «Нет», а порой мы просто не знаем, как это сделать. Ведь даже в данном эксперименте не многие смогли отказать себе в желании узнать, что внутри коробочки. На самом деле там»(открываем коробочку).
Слова ведущего:
«Ребята вспомните, что изображено на трети пачки сигарет?
Всемирная организация здравоохранения представляет в качестве антирекламы табачной продукции изображения на пачках сигарет последствий влияния табакокурения на здоровье человека. Данные изображения размещаются на 1/3 пачки сигарет.

Как вы считаете, эффективна ли подобная форма антирекламы?»
Мозговой штурм «Антиреклама»(10 минут)
Инструкция: Разделить участников на команды по 7-9 человек. Каждая команда в совместной работе должна представить идею (изображение, слоган) того, что можно разместить на пачке сигарет, с целью антитабачной рекламы. В завершении работы следует представление и защита идей каждой из команд, обсуждение результатов.


Минздраз предупреждает Заголовок 515