Конспект урока по ФГОС по математике на тему Сложение, законы сложения (5 класс)


Дата проведения __16.09.2016____ 5 класс
Тема урока: Сложение, законы сложения.
Цели: актуализировать знания учащихся о сложении многозначных чисел; повторить назначение компонентов и результатов действия сложения.
Тип урока: комбинированный.
Предметные: знать переместительный и сочетательный законы сложения. Уметь находить слагаемые, дающие круглую сумму, оканчивающуюся нулями
Метапредметные: уметь составлять план и последовательность действий. Уметь самостоятельно ставить цели, умение выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных задач.
Личностные: уметь контролировать процесс обучения и результат учебной деятельности.
Ход урока
1. Организационный момент: Здравствуйте, я рада вас всех видеть в хорошем настроении на уроке математики и надеюсь, что оно не измениться.
Устный счет. Предлагаю вам поиграть в математическое лото. Всем ученикам раздается карточка лото.
Я буду задавать вам примеры, а вы будете зачеркивать те буквы которые соответствуют полученным ответам:
214
С 42
В 92
М 326
У
141
Ю 52
К 517
У 99
Е
88
Ф 345
А 26
П35
К
49
М 58
Р 17
Д 36
Ч
Примеры: 75 уменьшить в 5 раз;
108 вычесть 91;
200 увеличить на 126;
168 уменьшить в 4 раза;
11 увеличить в 8 раз;
9 умножить на8;
72 разделить на 2;
47 увеличить в 3 раза;
от 78 вычесть 26;
34 увеличить на 65;
28 уменьшить на 2;
29 увеличить в 2 раза.
А теперь из оставшихся букв вам необходимо составить слово. (сумма)
Какое арифметическое действие мы будем сегодня повторять?
2. Формулировка темы и целей урока
3. Актуализация знаний
историческая справка о возникновении знака «+»
А задумывались ли вы хоть раз о том, откуда эти знаки пришли и что означали?
Говорят, что «+» и «-» возникли в результате торговли. Торговцы вином отмечали черточками сколько мер вина они продали, а когда доливали в бочку новые запасы, то их перечеркивали. Так появились знаки сложения и вычитания.
Считают, что «+» появился в 15веке. До этого слагаемые записывали без знака друг за другом. В начале 15 века для обозначения действия сложения использовали начальную букву лат.слова «PLUS» - сложить.
Существуют и др. объяснения, вместо а+в (в лат. писали а et в, писали много и для сокращения стали писать a t в, а вскоре и вовсе а+в).
4. Первичное освоение новых знаний.
Законы сложения используются для упрощения вычислений. Для натуральных чисел есть два закона сложения: переместительный и сочетательный.
Правило: От перемены мест слагаемых сумма не изменяется (переместительный закон сложения).
Например: 37 + 42 = 42 + 37 = 79.В общем виде: а + b = b + а.
Правило. Чтобы к сумме двух слагаемых прибавить третье слагаемое, можно к первому слагаемому прибавить сумму второго и третьего слагаемых (сочетательный закон сложения).
Например: (37 + 42)+ 13 = 37 + (42 + 13).В общем виде: (а + b) + с = а + (b + с).
Часто в примерах для вычислений используются сразу оба закона сложения.
Например: 1 300 + 400 + 700 + 600 = (1 300 + 700) + (400 + 600) = 2 000 + 1 000 = 3 000.
5. Первичная проверка понимания.
Устно номер 45 учебника
- Назовите компоненты сложения.
164+237+363+236 (228+453)+772 486+(351+514)
Подумайте и примените свойства сложения вычислите удобным способом
138+173+37+262= (138 + 262) + (173 + 37) = 400 + 200 = 600
107+132+93+268 = (107 + 93) + (132 + 268) = 200 + 400 = 600
6. Первичное закрепление.
Вычислите: а) 558+433+42+167;б) 411+419+145+725+187;
в) 635+408+365+292;г) 11+12+13+14+15+16+17+18+19.
Решите задачи: а) две девочки собирали в лесу грибы. Маша собрала 10кг 750 г, а Катя – на 900г больше. Сколько грибов собрали девочки вместе?
б) В одной папке 54 листа и в ней на 8 листов меньше, чем во второй, а в третьей папке на 12 листов больше, чем во второй. Сколько всего книг в трех папках?
в) В первый день путешественники прошли 26км, что на 3км меньше, чем во второй день. В третий день прошли на 5км больше, чем в первый день. Какой путь преодолели путешественники?
7. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция.
8. Подведение итогов: Предлагаю продолжить предложение «Сегодня на уроке
Я повторил …
Я закрепил …
Я научился …
Я узнал …»
Выставление оценок.
Домашнее задание п.1.4 прочитать, №48.