Исследовательская работа Человек-мера всех вещей


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 г. Амурска
Амурского муниципального района
Хабаровского края
Человек – мера всех вещей
Выполнили: Королёв Дмитрий,
ученик 5 класса Б
Руководитель:
Соловьева Зинаида Владимировна,
учитель математики и информатики,
МБОУ СОШ № 6
Аннотация
С незапамятных времён человеку приходилось измерять расстояния в связи с изготовлением простейших орудий труда, со строительством жилищ и добыванием пищи. Подобно тому, как при счёте человек пользовался вначале пальцами рук и ног, так и при измерении расстояний он прибегал к рукам и ногам. Отсюда и известный афоризм: «Человек – мера всех вещей».
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u 1. Введение PAGEREF _Toc412476422 \h 52. Старинные меры длины PAGEREF _Toc412476423 \h 62.1 Вершок PAGEREF _Toc412476424 \h 62.2 Пядь PAGEREF _Toc412476425 \h 62.3 Локоть PAGEREF _Toc412476426 \h 72.4 Сажень PAGEREF _Toc412476427 \h 72.5 Аршин PAGEREF _Toc412476428 \h 73. Современные измерительные приборы PAGEREF _Toc412476429 \h 84. Эксперимент. Опрос PAGEREF _Toc412476430 \h 95. Заключение PAGEREF _Toc412476431 \h 116. Список литературы PAGEREF _Toc412476432 \h 127. Приложение 1 PAGEREF _Toc412476433 \h 13Приложение 2 PAGEREF _Toc412476434 \h 14
Тезисы
«Всяк купец на свой аршин мерит»
«Косая сажень в плечах»
«От горшка два вершка, а уже указчик»
«Семь пядей во лбу»
«Сам с ноготок, а борода с локоток»
«Видеть на сажень сквозь землю»
«Ты от дела на пяденьку, а уж оно от тебя на саженьку».
1. ВведениеНельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и механики, и обыкновенные школьники. А что же существовало до того, как изобрели линейку, сантиметр, метр?
Не имели наши предки
Ни линейки, ни рулетки.
Но могли предмет любой
Измерять самим собой.
Ткани мерили локтями,
Землю мерили лаптями,
И имели пальцев пять –
Щели в доме измерять.
В общем, жили не тужили,
Не хлебали лаптем щей…
И всему на свете были
Люди – мерою вещей!
На уроках математики, истории, литературы встречаются старинные русские меры. Пытаясь соотнести их с современными мерами длины и объёма, встречаешься с определенными трудностями: нет точных определений аршина, сажени и др. Поэтому я считаю, что это тема очень актуальна.
Соотношения между единицами мер были самые разнообразные. У всех народов складывалась сложная и запутанная система мер. Каждое, даже самое маленькое государство, каждый хоть немного самостоятельный народ, каждый город стремились измерять своими мерами. Это вносило большую неразбериху при учете ценностей, особенно в торговле. Я заинтересовался этой проблемой и решил провести исследование удобно ли использовать старинные меры длины в современном мире.
Гипотеза: Старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения, принятые во всем мире.
Цель: Выяснить почему старинные меры длины не используются в настоящее время.
Задачи:
1. Изучить старинные меры длины;
2. Выяснить какими измерительными приборами измеряют длину в настоящее время;
3. Провести эксперимент с измерением длины;
4. Сделать опрос учащихся;
5. Сделать выводы.
Предмет исследования: старинные меры длины.
Объект исследования: учителя, учащиеся 5Б и 5Г класса, парта.
Методы исследования: эксперимент, анкетирование, наблюдение, статистические.
2. Старинные меры длиныДревними русскими мерами длины, употреблявшимися уже в XI—XII вв., были: вершок, пядь, локоть, сажень, аршин. Все они связаны с частями человеческого тела.

2.1 Вершок42900608890Для измерений часто использовали верхнюю часть пальца – вершок.
Вершок равен 4,45см.
2.2 ПядьДля мелких мер длины, применялась на Руси мера - "пядь"
Малая пядь - расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев = 17,78 см.
Большая пядь – расстояние между концами большого пальца и мизинца = 22-23 см.
Пядь с кувырком – пядь с прибавкой двух суставов указательного пальца = 27-31 см.

2.3 Локоть45974006985Локоть равнялся длине руки от пальцев до локтя.
Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам, составляла от 38 см до 47 см.
Локоть широко применяли в торговле как особенно удобную меру.
2.4 СаженьСажень - одна из наиболее распространенных на Руси мер длины. Различных по назначению саженей было больше десяти.
"Маховая сажень" - расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины (1м 76 см).
"Косая сажень" - самая длинная: расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки (2 м 48 см).
2.5 АршинАршин - старинная русская мера длины, равная 71 см 12 мм.
Возможно, первоначально, "аршин" обозначал длину человеческого шага
Было и другое название этой меры – ШАГ.
3. Современные измерительные приборыМожно измерять шагами.
Можно измерять локтями.
И линейкой, и веткой,
Сантиметром и рулеткой.
Я постарался увидеть, вспомнить, чем измеряют длину люди в повседневной жизни:
чертят линии, отрезки, фигуры на уроках с помощью линейки (в школе);
рост человека с помощью специального ростомера (в поликлинике);
высоту холки собаки, кошки с помощью метровой линейки (в ветеринарной клинике);
длину обложки для учебника с помощью линейки (в магазине);
объём (длину) талии, груди и т.д для пошива одежды с помощью метра на тканевой основе (в ателье);
длину, высоту, ширину при покупке мебели с помощью рулетки (в магазине);
расстояние между ягодными кустами при разбиении сада с помощью рулетки (на дачном участке);
длину, высоту, ширину стройматериалов во время постройки дома с помощью рулетки.
Я выяснил, что измеряют длину, высоту, ширину с помощью привычных для нас измерительных материалов: линейка, ростомер, рулетка, метр на тканевой основе, деревянный метр, уровень, курвиметр (приложение 1).
4. Эксперимент. ОпросЯ провел эксперимент, измерил вершок, маховую сажень, косую сажень, аршин у одноклассников (приложение 2).
Результаты измерений представлены в таблице:
Ф.И Вершок
(см) Косая сажень (см.) Маховая сажень (см.) Аршин (см.)
1. Борисова Наталья 4,5 186 150 62
2. Воробьёва Елизавета 4,5 201 163 71
3. Ефименко Валерия 4,5 201 160 68
4. Зяблицкая Анна 4,0 192 150 60
5. Иванов Семён 4,3 191 151 57
6. Ким Ирина 4,0 192 153 64
7. Кириченко Антон 5,0 192 153 57
8. Кондакова Олеся 5,0 209 157 64
9. Королев Дмитрий 4,5 199 153 60
10. Корольков Данил 4,0 181 140 51
11. Лысых Людмила 4,5 184 149 60
12. Михалёва Виоллета3,3 178 142 56
13. Петрокина Алина 4,5 196 158 64
14. Пильдунча Кирилл 3,5 163 129 51
15. Пранькова Анастасия 4,0 172 134 51
16. Просвирина Мария 4,4 185 144 57
17. Самченко Даниил 4,3 177 143 57
18. Седов Степан 4,4 177 141 57
19. Скиперская Полина 4,6 197 152 58
20. Тарасенко Владимир 4,5 182 152 61
21. Телепнев Владислав 4,3 191 150 60
22. Толла Диана 4,5 190 152 61
23. Филиппова Анастасия 4,3 186 149 61
24. Хитрова Мария 4,0 171 139 59
25. Цыран Екатерина 4,5 196 156 63
Среднее значение 4,3(-0,2) 187(-61) 149(-27) 60(-11)
На основании полученных результатов я пришел к выводу о том, что:
у каждого человека разные значения вершка, маховой сажени, косой сажени и аршина, а мера длины должна быть постоянной,
из 25 участников эксперимента все показали результаты по маховой сажени, косой сажени намного меньше, чем есть на самом деле,
1 из 25 участников показал точное значения старинной меры длины аршин 71 см,
самую наименьшую разницу со стариной мерой длиной показало измерение вершка.
Измеряя длину и ширину парты с помощью единицы измерения «вершка» получились следующие результаты:
Ф.И. Длина парты в вершках Ширина парты в вершках
Аня 28 11
Ира 25 10
Даша 28 12
Сережа 28 12
Алексей 28 12
Вадим 30,5 12,5
Саша 29 13
Вадим 28 12
Оказывается, одна и та же единица измерения получилась у всех «измерителей» разной и длина, и ширина парты разная. Как же тогда измерять? Ведь показатели получаются разные.
В анкетировании принимали участия
Опрос учащихся «Старинные меры длины»
Какие старинные единицы мер вы знаете?
Назовите старинную русскую меру длины.
В каких ситуациях вы встречали старинные русские меры длины в повседневной жизни.
В каких художественных произведениях вы встречали старинные русские меры?
Как вы считаете, необходимо ли знание старинных мер в современной жизни? Если да, то где?
Результаты опроса показали:
Вопросы Ответы учащихся
1. Какие старинные единицы мер вы знаете? 2. Назовите старинную русскую меру длины. 3. В каких ситуациях вы встречали старинные русские меры длины в повседневной жизни. 4. В каких художественных произведениях вы встречали старинные русские меры? 5.Как вы считаете, необходимо ли знание старинных мер в современной жизни? Если да, то где?
5. ЗаключениеВ ходе исследования я узнал много интересного и познавательного:
выяснил, какие меры длины существовали в старинные времена и все они были связаны с частями тела человека;
в ходе наблюдения выяснил какими измерительными приборами измеряют длину в настоящее время;
в ходе эксперимента пришел к выводу, что измерения с помощью старинных мер длины оказываются не точными, они не удобны для измерений;
Выполнив все задачи моего исследования, можно сказать что гипотеза подтвердилась: старинные меры длины утратили свою значимость по причине неточности и были заменены на единицы измерения, принятые во всем мире.
6. Список литературы7. Приложение 11460503510280352044028054303147695375920-213360519430
23196555100955
Приложение 29582154765675
555625419481055816540354256915154556760