Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе по теме Научно-популярная статья Соловьи.

Ф.И.О. Архипова Н.Н.
Предмет: литература
Класс:4
Тип урока: открытие новых знаний
Технологическая карта урока

Тема
Научно-популярная статья «Соловьи»

Цели
Расширить кругозор учащихся, выделять существенную информацию из научной статьи, сопоставлять героев произведений разных жанров.

Задачи
Образовательные :формирование навыка чтения вслух и про себя, расширение читательского кругозора, умения пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями, развитие воображения, формирование эстетического вкуса
Воспитывать любовь к родному языку, умение правильно выражать свои мысли, высказываться самому и выслушивать своих товарищей


УУД
Формировать УУД:
- Личностные: развивать чувство сопричастности с жизнью своего народа, осознание этнической принадлежности, формировать представления об общих нравственных категориях(добре и зле), регулировать поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями.
-Предметные: читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного, читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выделять смысловые части, пересказывать текст сжато, подробно, с заменой диалога повествованием.
Метапредметные
- Регулятивные : планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью, выполнять учебные действия в устной и письменной форме.
- Коммуникативные работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных, аргументировать свою позицию, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
- Познавательные : находить нужную информацию используя справочную литературу, выделять существенную информацию из текстов различных видов, устанавливать причинно- следственные связи между поступками героев произведений.

Планируемые результаты
Работать с учебной статьёй: выделять узловые мысли, составлять план статьи, находить нужную информацию.

Основные понятия
Соловьиная трель, колена соловьиной песни.




Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Учебники, рабочие тетради, презентация о соловьях, запись «Звуки леса».


Технология проведения
Ход урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников

I.Организационный момент

Приветствует детей и настраивает их на работу.
- Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю злость, обиду. Вдохните в себя свежесть нового дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.

Обеспечивает рабочий настрой
Самоорганизация и самоконтроль готовности к уроку.

II. Актуализация знаний









Постановка задач урока.



Организует диалог с учащимися.
- Сегодня у нас будет необычный урок. В ходе него мы попытаемся разобраться в довольно сложных вопросах. О чём пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку.
Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поёт, поёт, поёт. (соловей).

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
- Какие задачи для себя определим?





Мотивирует учащихся на работу, организует подключение к постановке задач урока.





Высказывают предположения, ставят задачи.

III. Работа по теме урока

.




1. Знакомство с научно-популярной статьёй «Соловьи».
2. Словарная работа.
- Объясните значение словосочетаний «каскад звуков», «колена соловьиной песни».
3. Работа со статьёй.
- Найдите в статье сведения справочного характера.
- Если убрать эти сведения, будет ли название статьи соответствовать её содержанию?
- Какое название вы бы тогда предложили? (гимн пению соловья, соловьиная песня).
4. Составление плана статьи.
а) Соловей обыкновенный.
б) Колена соловьиной песни.
в) Учёный о пении соловья.
г) Курские соловьи.
д) Забота о птенцах.

Мотивирует учащихся на высказывания.




Стимулирует на выполнение заданий.







Организует работу в парах.
Дети читают текст вслух цепочкой. Ориентируясь на текст, высказывают свои предположения.


Работают в соответствии с поставленной задачей.







Умение работать в парах.



IV. Закрепление изученного материала

Сопоставление рассказов о пении соловья из сказки Андерсена и статьи Р. Бёме.
Стимулирует интерес и желание работать с текстом
Привлекают знания полученные ранее. Умение анализировать текст.

V. Рефлексия


VI. Итог урока



VIII. Д /з
- Сумели ли вы справиться с задачами урока?
- В чём была сложность?
- Что нового узнали на уроке?
- Как можно использовать знания, полученные на уроке?

с.32 подготовиться к внекл. чт.
Организует рефлексивное обсуждение результатов работы на уроке.




Комментирует задание.
Осмысливают и формулируют, в чём состоит личный результат каждого. (Л, К).




15