Разработка открытого урока по кубановедению в 5 классе по теме Меоты – земледельческие племена Северо –Западного Кавказа в соответствии с ФГОС.


Открытый урок
по кубановедению в 5 классе
«Меоты – земледельческие племена Северо –Западного Кавказа»
Подготовила и провела:
учитель кубановеденияПилюгина Д.Д.
Тип урока: комбинированный
Цель: Познакомить учащихся с оседлыми племенами меотской культуры Прикубанья и Причерноморья в эпоху раннего железного века.
Предметные задачи:
- формирование представлений учащихся о меотских племенах, территории их обитания, культурой, занятиями и общественным строем.
-развитие навыков исторического мышления через определение причин и следствий изменений, происходящих в обществе с начала истории человечества; развитие навыков работы с терминами и понятиями, историческими источниками;
-привитие уважительного отношения к древней истории и культуре родного края.
Метапредметные задачи (УУД):
Познавательные:
-умение анализировать, делать обобщения, выводы;
- умение аргументировать высказываемую точку зрения.
- умение владеть смысловым чтением
– умение самостоятельно вычитывать фактуальную информацию.
Регулятивные:
-развитие практико – ориентированных самостоятельных действий в процессе самостоятельной деятельности с понятийным аппаратом, контурной картой.
Коммуникативные:
- излагать своё мнение в письменной форме, аргументируя его, подтверждая фактами
Этапы урока Действия учителя Действия учеников Формирование УУД, Технология оценивания
I. Входная диагностика.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

2. Предлагает учащимся ответить на вопросы:
- о каких народах, обитавших в Северном Причерноморье, впервые сообщают письменные источники?
- где на Кубани обитали скифские племена?
-какой учёный дал первые сведения о скифах?
- сравните занятия, вооружение и обряд захоронения скифов и сарматов. Какой вывод можно сделать? 1.Отвечают на вопросы № 1, 3-5 на стр. 53 учебника.
Демонстрируют иллюстрации к одному из эпизодов рассказа «Курган в степи»:
- «На раскопках кургана»,
- «Военный поход сарматов под предводительством Гатала»;
- «Похороны знатного сарматского воина».
2.Формулируют ответы.
Познавательные УУД:
-анализировать, делать обобщения, выводы;
- аргументировать высказываемую точку зрения.
II. Открытие нового знания. 1. Интерактивная беседа (передача и объяснение информации)
- Рассказ учителя (возможен вариант использования текста из учебника В. Н. Ратушняка «Родная Кубань», стр. 26 -28);
- просмотр фрагмента видеофильма «История Кубани»
Работа с терминами: городище, торевты.
Роль учителя – контроль усвоения первичных знаний.
3. Проработка содержания темы:
-предлагает работу с текстом учебника (п.3 стр. 58-59);
1. Первичное усвоение новых знаний.
используя текст учебника на стр. 57 -59 дают определение понятиям городище, торевты.
2.Первичное закрепление знаний.
Выполняют задания № 1-3
Задание № 1
Работа с картой (учебник стр. 60)
Выполнить задание № 1 на стр.60 учебника
Задание № 2
Разгадать слова – перевёртыши
Оемыт - _ _ _ _ _, аанддиир - _ _ _ _ _ _ _ _ , тефаи - _ _ _ _ _, ныисд - _ _ _ _ _.
Прорабатывают текст параграфа на стр. 58 -59
Выполняют задание № 3
Задание № 3
Проверить себя
Заметное место в жизни меотских племён занимала торговля. Через греческие города – колонии Азовского Боспора меоты втягивались в торговые и культурные связи с античным миром. Какими товарами приходил обмен?
Выбрать из предложенного списка товары и
заполнить таблицу
Список товаров: вино, бусы, оливковое масло, рыба, чаши, чёрно – лаковая посуда, скот, дорогие ткани, меха, флаконы, рабы, ювелирные изделия.Поставки древним грекам Приобретения у древних эллинов
Регулятивные УУД:
-развитие практико – ориентированных самостоятельных действий в процессе самостоятельной деятельности с понятийным аппаратом, контурной картой.
Познавательные УУД:
- владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную информацию.
III. Применение нового знания. Роль учителя – координатор деятельности учащихся. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Выполнение задания № 4
Задание № 4
Работа с иллюстрацией: представить себя гостем меотского жилища, внимательно осмотреть его, «поговорить с хозяевами». Свои впечатления изложить в виде письма другу.
Коммуникативные УУД:
- излагать своё мнение в письменной форме, аргументируя его, подтверждая фактами
IV. Рефлексия. Анализ и содержание итогов работы. Формирование выводов по изученному материалу. Подведение итогов занятия учащимися – определение лучших иллюстраций к рассказу «Курган в степи». Познавательные УУД:
Анализировать, обобщать полученную информацию
V. Домашнее задание. Информирует о домашнем задании, инструктирует по его выполнению. 1. Прочитать параграф № 9
2. Ответить на вопросы № 2, 3, 5 стр.60
*выполнить задание № 4 на стр.60
Познавательные УУД:
Анализировать, обобщать полученную информацию.