Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Страна пластилиния (1 класс)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детей
«Дом детского творчества города Белово»
Рассмотрена Утверждаю:
Методическим советом Директор МОУ ДОД ДДТ
Протокол №………….. города Белово
От……………….2015г …………….А.Н. Карпова

Рабочая программа внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«Страна Пластилиния»
1 класс
Срок реализации 1год
Составитель:
Захарченко Валентина Парфирьевна
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ДДТ города Белово

Белово 2015

Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………2-11
Тематическое планирование……………………………………………..12
Содержание программы ………...……………………………………13-14
Методическое обеспечение ………...………………………………........15
Список литературы для педагога ………………………………………16
Список литературы для учащихся ……………………………………....17
Терминологический словарь……………………………………………..18
Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Страна Пластилиния» по общекультурному направлению для 1 класса разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Программа воспитания школьников на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.
Программа разработана на основе типовых программ для внешкольных учреждений «Чудесный кувшинчик» (Иванова Е.Н. 2009г.), «декоративно – прикладное искусство» (Тимошина Е.А. 2001г.)
Актуальность программы:
Младший школьный возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии красоты эстетической и духовной. Как в прошлые годы, так и сегодня в структуре содержания образования доля эстетического воспитания более чем скромна. Поэтому учителя - практики ищут и разрабатывают новые подходы к приобщению к искусству. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
В процессе занятия по программе реализуются как учебные, так и социально-воспитательные задачи.
Новизна программы:
Программа содержит теоретическую и практическую часть. Даются общие знания о народных промыслах. В процессе занятий у учащихся развиваются художественный вкус, творческие способности, оригинальность творческой деятельности.
Особенности программы:
- педагог использует дифференцированный подход в работе с каждым ребёнком, имеющих различный уровень базовых знаний и умений;
- педагог использует творческий подход к выбору заданий при изучении новой темы, интересной для детей и актуальной на данный момент;
- образовательная программа нацеливает учащихся не только на освоение теоретических и практических знаний и умений, но и на активное участие в выставках.
Педагогическая целесообразность программы:
- развитие творческой инициативы;
- накопление навыков работы с пластилином. Программа способствует развитию интереса к изучению:
изобразительного искусства;
пластилиновой графики;
конструирования по замыслу детей.
В процессе творчества у ребенка проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.
Программа «Страна Пластилиния» способствует:
- творческому развитию обучающихся, повышению качества базовых знаний и умений изобразительного искусства, технологии, окружающего мира, развивает пространственное воображение, память, творческие и  исследовательские способности, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию  внимания, уверенность в своих силах и  способностях, так как неуспевающих на занятиях нет.
- созданию творческой атмосферы в группе учащихся на основе взаимопонимания коллективной работы;
- знакомству с историей пластилина.
Цель данной программы - формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работах из пластилина.
Задачи программы: Образовательные:
научить понимать и применять профессиональные термины, ориентироваться в разновидностях декоративно – прикладного искусства;
знакомить с основами знаний в области композиции, цветоведения,
декоративно - прикладного искусства;
закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии,
изобразительного искусства, математики, литературы способствовать
их систематизации;
научить наблюдать и передавать в сюжетных работах пропорции, композиции, содержание и форму предметов живой и неживой природы;
научить замечать и выделять основные средства выразительности изделий;
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, глазомер;
развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
воспитывать интерес к искусству декоративно – прикладного творчества;
осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Цели и задачи данной программы соответствуют целям и задачам основной образовательной программы образовательного обучения. Содержание программы отображает единство учебной и вне учебной деятельности связь с предметами (окружающий мир, изобразительное искусство, технология, литературное чтение, история).
Программа «Страна Пластилиния» рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю, для обучающихся 1 классов.
Особенностью данной программы является построение на основе дидактической и сюжетно – ролевой сказки и игры. Эти формы и методы являются ведущими в воспитании и образовании детей младшего школьного возраста. Работа в объединении состоит из теоретических и практических занятий. Основой содержания теоретических занятий являются беседы о природе, животных, птицах, профессиях. Теоретические сведения по основам цветоведения, материаловедения представлены в форме художественно – дидактической игры. Также запланированы встречи с художниками, посещение творческих выставок, экскурсии на природу.
Дети увлечённо изучают литературу, связанную с декоративно – прикладным творчеством, находятся в постоянном поиске нового.
Программа создана на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам декоративно – прикладного творчества.
Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания простых композиций до сочинения сказок, коллективных работ, творческих проектов детей, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Формы работы
Программа предполагает использование, как традиционных методов работы, так и нетрадиционных для более глубокого усвоения знаний и эмоционального их восприятия.
Теоретические занятия.
Экскурсии (в музей, на природу).
Конкурсы и викторины.
Коллективные творческие дела.
Тематические праздники.
Встречи с интересными людьми.
Просмотр и обсуждение фильмов.
Выступление перед сверстниками по итогам проделанной работы.
10. Подвижные игры.
Таким образом, на основе программы «Страна Пластилиния» происходит реализация личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании обучающихся, интеграция научных знаний и образовательных технологий, при этом социальными партнёрами могут быть (школа, родители, другие учреждения культуры, библиотеки).
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Личностные:
У выпускника будут сформированы:
способности к самооценке;
навык чувства прекрасного;
самостоятельной работы и работы в группе;
ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности.
Заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: (трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию)
Выпускник получит возможность для формирования:
устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство, как значимую сферу человеческой жизни;
возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
эмоционально - ценностного отношения к искусству и жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
2. Метопредметные:
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ, решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
3. Познавательные учебные действия:
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
различать изученные виды декоративно-прикладного искусства, их место и роль в жизни человека и общества;
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
осваивать особенности художественно-выразительных средств, материалов и техник;
развивать художественный вкус;
художественно-образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
развивать фантазию, воображения, интуицию, память;
развивать способности аргументировать свою точку зрения к различным произведениям изобразительного, декоративно-прикладного искусства;
4. Коммуникативные универсальные учебные действия:
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
доброжелательно и уважительно общаться со сверстниками и взрослыми;
формировать собственное мнение и позицию.
5. Предметные;
Учащиеся получат возможность научиться:
создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно-творческой деятельности в целом.
Уровень развития мыслительной деятельности:
образное мышление: создание ярких, выразительных образов;
воображение: творческая активность, фантазия, самостоятельное создание новых оригинальных образов;
аналитическое мышление: умение анализировать, давать оценку;
владение понятийным аппаратом (симметрия, колорит, модуль, болванка, грунтовка, фактура).
Программа «Разноцветная палитра» предусматривает следующие способы проверки знаний и умений:
мини-конкурсы (обсуждение работ);
выставки;
викторины;
самостоятельное выполнение заданий;
итоговая работа.
Формы подведения итогов.
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
Тематическое планирование к программе: «Страна Пластилиния»
№ Раздел, тема Всего часов Теория Практика
I «Страна Пластилиния» 20 4 16
1.1 «Путешествие в Пластилинию» 2 1 1
1.2 «Подарки осени». Плоскостное изображение 4 1 3
1.3 «Червячок в яблочке». Знакомство со средствами выразительности. 4 1 3
1.4 «Кактус в горошке» 4 - 4
1.5 «Рыбка» Плоскостное изображение. 4 - 4
1.6 «Натюрморт из чайной посуды» 4 - 4
1.7 «Ферма» Рельефное изображение. 4 1 3
1.8 «Бабочки». Аппликация Знакомство с симметрией. 2 1 1
1.9 «Божьи коровки на ромашке». 2 - 1
1.10 «Цветы для мамы». Лепная картина. 4 - 4
Итого: 34 5 29
Содержание программы к программе: «Страна Пластилиния»
Программа направлена на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с пластилином, знакомство с историей данного вида декоративно-прикладного искусства, изготовление простейших декоративно-художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.
Раздел 1. «Страна Пластилиния»
1.1-1.2 Путешествие в «Пластилинию». Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.
1.3-1.6 «Подарки осени». Плоскостное изображение. Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени.
Практическая часть. Показать прием «вливания одного цвета в другой».
1.7-1.10 «Червячок в яблочке» знакомство со средствами выразительности.
1.11-1.14 «Кактус в горшке». Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств материалов, используемых в работе. Применение полученных знаний в работе. Раскатывание.
Практическая часть. Сплющивание, разглаживание поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилиновой графики.
1.15-1.18 «Рыбка». Плоскостное изображение. Особенности построения композиции подводного мира.
Практическая часть. Создание сюжета о подводном мире, используя технику пластилиновой графики. Совершенствование технических и изобразительных навыков и умений.
1.19-1.22 «Натюрморт из чайной посуды» Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности.
Практическая часть. Соединение частей изделия, путем сглаживания мест крепления.
1.23-1.26 «Ферма». Рельефное изображение. Создание сюжета в полу - объеме.
Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, с использованием имеющихся навыков работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.
1.27-1.28 «Бабочки». Аппликация. Знакомство с симметрией. Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке.
Практическая часть. Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения. Закрепление технического приема работы с пластилином в технике пластилиновой графики. Создание рельефа.
1.29- 1.30 «Божьи коровки на ромашке».
1.31-1.34 «Цветы для мамы» лепная картина. Формирование композиционных навыков.
Практическая часть. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Выполнение тонких и удлиненных лепестков с использованием чеснока - давилки. Подведение итогов. Выставка детских работ.
Методическое обеспечение
Раздел 1. «Страна Пластилиния»
Фигурки из соленого теста…………………………………………(книга№36)
«Цветы»…………………………………………………………(набор открыток)
«Оригинальные картины из зерен»………………………………(книга №26)
«Птичьи хлопоты»……………………………………………………(книга №54)
«Рыбки»………………………………………………………………(книга №55)
Материалы: картон, пластилин, стеки, цветная бумага, белая бумага, бумажные салфетки.
Инструменты: ножницы, деревянная палочка, стеки.
Техническое оснащение раздела: фотоаппарат, компьютер.
Формы занятий: традиционное занятие, занятие - практикум, праздник.
Формы подведения итогов по разделу: выставка, устные ответы на вопросы………………………………………………………………(папка№10)

Литература для педагога.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»- М.: Астрель: АСТ: Профиздат, 2005г. – 6 чс.
2. Программа для внешкольных учреждений и образовательных школ, разработанной Министерством просвещения СССР, 1981г.
3. Паньшина, И. Декоративно-прикладное искусство [Текст]: / И.Паньшина. – 1998.
4. Шпикалова, Т. В мире народного творчества [Текст]: / Т.Шпикалова. – Изобразительное искусство – 1998г.
5. Усова, А.П. Русское народное творчество детскому саду [Текст]: / А.П. Усова.
6. Конышева,Н.М. Лепка в начальных классах[Текст]: / Н.М. Конышева. Пособие для учителя из опыта работы.
7. Рисуем 50 персонажей любимых сказок [Изоматериал] : / Попури – Минск: -2001 - 100 с.
8. Стенюк,В. Картины из цветов [Текст]: / В.Стенюк.- Издательство, Культура и традиции.1998 -50с.
Литература для детей
1. Нагибина, М. И. Природные дары для поделок и игры. [Текст]: / М.И. Нагибина. - Ярославль: Академия развития. – 1997.-192 с.,
2 Гомозова,Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел.[Текст]: / Ю.Б.Гомозова.- Ярославль: Академия развития,-1998.-208с.
3. 100 идей для украшения вашего дома. Сухие цветы [Текст]: / АСТ-ПРЕСС, -1997.- 108 с.
4. Перевертень, Г.И. Искусные поделки из разных материалов [Текст]: / Г.И.Перевертень, – М.:АСТ; Донецк: Сталкер,2007.-14с.
5. Вохринцева, С.В. Птицы [Изоматериал]: / С.В.Вохринцева. – Екатеринбург, Страна фантазий. 2005.-18с.
Терминологический словарь к программе «Страна Пластилиния»
Барельеф – вид рельефа, в котором фигуры слегка возвышаются над фоном.
Горельеф – вид рельефа, в котором фигуры выступают более чем на половину своего объема.
Декоративность – общая художественная выразительность. Красота изделия в целом.
Задача – то, что требует исполнения, разрешения. Это работа или часть ее, выполненная определенным способом в определенный период.
Инструкция — содержащий правила, указания или руководства, устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.
Кокошник – от слова «кокош» - курица. Убор замужних женщин, «молодух». Носили до рождения первого ребенка.
Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.
Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Народная игрушка – неотъемлемый элемент каждой этнической культуры, специальный предмет, использующийся в детских играх.
Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин.
Утверждаю:
Директор МБОУ ДОД ДДТ
Города Белово
…………….А.Н. Карпова
«01» сентября 2015 г.
Календарно - тематическое планирование
внеурочной деятельности к программе «Страна Пластилиния»
на 2015-2016 учебный год (1 класс).
Примерные сроки № Раздел, тема Всего часов Теория Практика
I «Страна Пластилиния» 20 4 16
1.1 «Путешествие в Пластилинию» 1 1 -
1.2 «Путешествие в Пластилинию» 1 - 1
1.3 «Подарки осени».
Плоскостное изображение. 1 1 -
1.4 «Подарки осени».
Плоскостное изображение. 1 - 1
1.5 «Подарки осени».
Продолжение работы. 1 - 1
1.6 «Подарки осени».
Продолжение работы. 1 - 1
1.7 «Червячок в яблочке». Знакомство со средствами выразительности. 1 1 -
1.8 «Червячок в яблочке». Изображение яблока. 1 - 1
1.9 «Червячок в яблочке». Изображение яблока. Продолжение. 1 - 1
1.10 «Червячок в яблочке». Изображение яблока. Оформление работы. 1 - 1
1.11 «Кактус в горошке» 1 - 1
1.12 «Кактус в горошке».
Продолжение работы. 1 - 1
1.13 «Кактус в горошке».
Продолжение работы. 1 - 1
1.14 «Кактус в горошке».
Оформление работы. 1 - 1
1.15 «Рыбка» Плоскостное изображение. 1 - 1
1.16 «Рыбка» Плоскостное изображение. 1 - 1
1.17 «Рыбка». Продолжение работы. 1 - 1
1.18 «Рыбка». Оформление работы. 1 - 1
1.19 «Натюрморт из чайной посуды» 1 - 1
1.20 «Натюрморт из чайной посуды».
Продолжение работы. 1 - 1
1.21 «Натюрморт из чайной посуды».
Продолжение работы. 1 - 1
1.22 «Натюрморт из чайной посуды».
Оформление работы. 1 - 1
1.23 «Ферма» Рельефное изображение. 1 - 1
1.24 «Ферма» Продолжение работы. 1 - 1
1.25 «Ферма» Продолжение работы. 1 - 1
1.26 «Ферма». Оформление работы. 1 - 1
1.27 «Бабочки». Аппликация. Знакомство с симметрией. 1 1 -
1.28 «Бабочки». Аппликация.
Оформление работы. 1 - 1
1.29 «Божьи коровки на ромашке». 1 - 1
1.30 «Божьи коровки на ромашке».
Продолжение работы. 1 - 1
1.31 «Цветы для мамы». Лепная картина. 1 - 1
1.32 «Цветы для мамы».
Продолжение работы. 1 - 1
1.33 «Цветы для мамы».
Продолжение работы. 1 - 1
1.34 «Цветы для мамы».
Оформление работы.
1 - 1
Итого: 34 5 29