Драма одиночества героя в рассказе В.В.Набокова Обида. Урок литературы в 6 классе

Папий Татьяна Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 24», г. Северодвинск

Тема урока: «Какого цвета обида? Драма одиночества героя- подростка в рассказе В.Набокова «Обида». (Урок литературы в 6 классе)

Аннотация:
Данный материал представляет собой разработку урока литературы по рассказу В.Набокова «Обида» в 6 классе. В основе учебного занятия – исследование драмы одиночества героя-подростка на основе анализа проблематики, композиции сюжета произведения, авторских художественных приемов: цветовая палитра, звукопись.

Цель урока: исследовать драму одиночества героя-подростка в рассказе В.Набокова «Обида».
Задачи урока:
Обучающие:
1. Реализация межпредметных связей: литература, ИЗО.
Формирование предметных компетенций учащихся:
– учиться вычленять в повествовательных текстах элементы композиции сюжета и осмысливать их роль;
– учиться выявлять мотивы поступков героя;
– учиться находить и анализировать авторские художественные приемы;
– учиться ассоциировать цветовую гамму с чувствами героя;
– учиться самостоятельно собирать информацию и оформлять в виде слайдов к презентации.
3. Исследование проблематики рассказа В.Набокова «Обида».
Развивающие:
1. Развитие монологической речи учащихся.
2. Развитие умения анализировать художественный текст.
3. Развитие творческого ассоциативного воображения учащихся.
Воспитательные:
1. Побуждение учеников к самоанализу, воспитание внимания и толерантности по отношению к сверстникам.
Воспитание интереса к творчеству писателя Владимира Набокова.
Воспитание умения работать в группе, прислушиваться к мнению одноклассников.

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала.
Методы обучения: эвристический, частично-поисковый, аналитическая работа с текстом.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Технологии обучения: 1) проектного; 2) дифференцированного; 3) проблемного; 4) диалогового и рефлексивного обучения; 5) ИКТ.
Оборудование:
Текст рассказа В.В.Набокова «Обида»: см. Литература. Учебник-хрестоматия для 6 класса общеобразовательных учреждений. / Под редакцией В.Г.Маранцмана М.: Просвещение, 2006. С. 300-313 (в ходе анализа произведения на уроке ссылки указаны по данному тексту)
Презентация к уроку
Мультимедийное оборудование
Актуальность использования электронных образовательных ресурсов: наглядное представление материала, экономия учебного времени. Особенности организации урока - опережающие задания:
– групповое задание – проектная работа: составить киносценарий эпизода «Дорога к Козловым», стараясь показать мир природы, увиденный глазами Пути(с.303); оформить слайд в презентации к уроку;
– индивидуальное задание – проектная работа: найти в предложенном фрагменте текста(с.304) примеры аллитерации и ассонанса, определить их роль в ритмической организации текста; оформить слайд в презентации к уроку.

ХОД УРОКА:

I. Актуализация новых знаний. Целеполагание
Слово учителя:
– Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы детства в русской литературе. Мы уже начали знакомство с рассказом Владимира Набокова «Обида», узнали о судьбе и творчестве автора. (Слайд № 1. Заставка)
– Вспомните, о какой особенности творческой манеры писателя мы прочитали в статье о Набокове?
/– Писатель был наделен цветовым слухом, большинство его произведений имеют цветовую палитру – с.302/.
«Какого цвета обида?» – таково название нашего урока. Попробуем вместе распознать цвет набоковского рассказа, найти ассоциации, характеризующие чувство обиды.
Чувство обиды знакомо каждому, порой обида оборачивается настоящей душевной драмой, как это случилось с героем Набокова.
Цель нашего урока – исследовать драму одиночества героя-подростка в рассказе Вдадимира Набокова «Обида» и выяснить мотивы поступков героя; осмыслить композицию рассказа как развитие чувства обиды; выявить основные проблемы произведения. (Слайд № 2. «Цель. Задачи»)
В конце урока нам предстоит ответить на вопросы
(постановка проблемного вопроса):
– Каковы главные проблемы произведения? О чем заставляет задуматься рассказ «Обида»?
II. Работа над анализом художественного текста
Слово учителя:
– Итак, перед нами один день из жизни мальчика, вместивший события, чувства, мысли, воспоминания, встречи с разными людьми.
– В чьем восприятии представлены события и герои повествования?
/– В восприятии Пути Шишкова, в свете его чувств/.
Следовательно, чувства – главный герой рассказа.
– Какова форма передачи авторского чувства?
/– Форма передачи авторского чувства – это интонация, настроение, ритмическая организация текста рассказа/.
Проверка индивидуального задания (проектная работа): найти в предложенном фрагменте текста(с.304) примеры аллитерации и ассонанса, определить их роль в ритмической организации текста.
(Слайд № 3. «Ритмическая организация рассказа»)
Защита проекта учеником:
– В эпизоде, где говорится о дороге Пути к Козловым, я нашел примеры звукописи – ассонанс и аллитерацию. Звукопись – один из авторских художественных приемов организации текста рассказа.
Ассонанс – это игра на гласных звуках, аллитерация – игра на согласных звуках. Так, тяжелое дыхание лошади передано с помощью ассонанса, нагнетанием гласных звуков О – Ы – У : «пО», «пЫльной», «пУхлой» и с помощью аллитерации: «По», «Пы», «Пу».
Этот же прием аллитерации автор использует, чтобы «услышать» стук копыт: «дор» - «доро» («ДОРоге», «ДОРОдными») и скрип тележного колеса: «ДЕНЬ» - «ДИН» - «ДЕС» («ДЕНЬ», «оДИНоких», «чуДЕС»).
Так приемы звукописи – ассонанс и аллитерация – помогают ритмической организации текста, задают ритм рассказу.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Слово учителя:
– «Ровная пляшущая рысь» пары вороных задает ритм рассказу, а последовательность картин напоминает кинокадры.
Проверка группового задания (проектная работа): составить киносценарий эпизода «Дорога к Козловым», стараясь показать мир природы, увиденный глазами Пути(с.303).
Защита проекта учащимися (Слайд № 4. «Дорога к Козловым»):
– В эпизоде «Дорога к Козловым» мир природы показан ярко и многообразно. Если бы я был кинооператором, то на заднем плане я бы снял лес, небо и облака. Цветовая гамма представлена темно-зеленым, синим, золотистым, пепельно-белым.
Затем камера, направленная снизу вверх, словно выхватывает крупным планом вершины берез. Перемещаясь с крупного плана на средний, а оттуда – на задний, камера снимает другие картины природы: листья малины, стволы берез, мох и папоротник, воз сена с запутавшейся в нем ромашкой, телеграфные столбы и скошенные поля вдоль дороги. Среди цветовой палитры преобладают спокойные, пастельные тона: желто-зеленый, золотой, изумрудный. Звуковое сопровождение кинокадров – это пение птиц, звон кузнечиков, цокот копыт, скрип колес, гудение телеграфных столбов. Вокруг покой и умиротворение.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Киносценарий эпизода «Дорога к Козловым» – результат работы над проектом, выполненным группой учащихся по опережающему заданию
Слово учителя:
– Действительно, мир природы хранит покой и умиротворение.
А каким цветом окрашено настроение Пути в дороге?
(Слайд № 5. «Каким цветом окрашено настроение Пути в дороге?»)
/– Серый, темно-коричневый, с проблесками красного как предощущение беды, тревоги, обиды /.
Задание: докажите текстом справедливость выбора данной цветовой палитры.
/– «День предстоял гнетущий, отвратительный, но неизбежный»(с.303).
– «Путя знал по опыту, как все будет неловко и противно»(с.304)/.
– Какому элементу композиции рассказа соответствует предчувствие обиды? (Слайд № 6. «Чувство обиды»)
/– Экспозиция/
– Отчего так тревожно Путе? Чего он боится?
/– На именинах Путе предстоит введение в общество, «выход на многие глаза».
– Героя угнетает и страх быть непринятым, и необходимость выстраивать отношения с чуждым и чужим, но таким притягательным миром/.
– Так возникает противоборство душевного мира Пути и мира «других», мира внутреннего и внешнего. (Слайд № 7. «Мир Пути – Мир «других»)
– Чем отличаются эти два мира друг от друга?
/– Мир Пути – это мир искренних чувств, он близок природе, в нем есть что-то важное, истинное. Мир других равнодушный и враждебный, в этом мире существуют свои правила игры, в нем у каждого своя роль, нередко очень обидная /.
– Что же такое обида? Какое это чувство? Когда оно возникает?
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слово учителя:
– Чтобы обобщить ваши представления о том, как вы понимаете, что такое обида, я проанализировала синквейны к слову «обида», выполненные на прошлом уроке, и отметила самые частые ответы. Познакомьтесь с ними. (Слайд № 8. «Обида») Обратите внимание: обида приходит, когда мы вступаем во взаимоотношения с другими людьми. Вхождение в чуждый мир «других» таит в себе обиду. Так и герой рассказа Владимира Набокова – мальчик Путя, привыкший к опеке домашних, к «одиноким чудесным играм», оказывается в чуждом ему мире сверстников.
– Легко ли в этом мире Путе? Почему?
/– Герою Набокова «легко думать», но «трудно быть», быть не просто «Я для себя», быть «Я для другого»/.
– Как же достичь взаимопонимания между «Я» и «другими»?
– Что нужно сделать, чтобы стать своим среди чужих?
/– Продемонстрировать свои достоинства: ум, силу, ловкость.
– Заставить себя либо уважать, либо бояться.
– Принять «правила игры» и подчиняться им/.
– Понимает ли это Путя? В чем он нуждается в мире «других»?
/– Мальчику одиноко в незнакомой компании, он хочет, чтобы его заметили и оценили;
– Путя нуждается в преданной дружбе.
– В любви и внимании тех, кем восхищается/.
– А кем он восхищен?
/– Танечкой Корф («он думал о ней, как спасет ее от разбойников»), кормил ее черникой с руки.
– Васей Тучковым, самоуверенным и артистичным, чьи поступки были рассчитаны на эффект (гусеницу проглотил!)/
– Чем заканчиваются попытки Пути войти в мир сверстников?
/– Полным непониманием, равнодушием, а порой и враждебностью, отторжением/.
– В чем это проявляется?
/– Никто из ребят не обрадовался приходу Пути.
– Меткий выстрел Васи заслужил громкое «браво», а когда Путя столь же ловко бросил копье в самую середину мишени, этого никто не заметил (с.305-306).
«Ломака! – бросает в адрес Пути обожаемая им Танечка. – Мы решили больше с вами не разговаривать»(с.308)/
– Что значит «ломака»?
Словарная работа (на доске): «ломака» – значит кривляка (ломаться,
кривляться – вести себя неестественно)/
– Почему же Путя – ломака?
/– Не похож на других.
– Не участвует в общих играх.
– Занимает позицию молчаливого наблюдателя/.
– Какое чувство зарождается и зреет в душе подростка?
/– Чувство обиды/.
– Каким этапам композиции соответствует зарождение и созревание обиды? (Слайд № 9. «Чувство обиды»)
/– Зарождение и созревание обиды – это завязка и развитие действия/.
– Какого цвета чувство зарождающейся обиды?
(Слайд № 10. «Какого цвета чувство зарождающейся обиды?»)
/– Душевные переживания мальчика соответствуют черно-коричневым, черно-синим тонам, которые передают угнетенность, внутреннее напряжение/.
– Каким теперь представляется мир Путе? Докажите текстом.
/– Мир вокруг кажется Путе холодным, жестоким и несправедливым.
– «За что? Что я такого сделал?» – мучительно думал Путя(с.309)/.
– В чем же причина обиды? Как говорит об этом автор?
/ «Странная кругом неотзывчивость»(с.311) – вот главная причина обиды героя-подростка/.
– Когда же герой особенно остро почувствовал эту «странную неотзывчивость»? Когда чувство обиды достигло кульминации?
/– Путе было грустно, когда у заветной скамейки с «палочкой-стукалочкой» он никого не нашел и горько размышлял о том, что все его бросили, забыли и уехали на пикник без него.
– Чувство обиды достигло кульминации, когда Путя пришел в отчаяние, оставшись в одиночестве, всеми забытый/.
Слово учителя:
– Кульминационный эпизод в развитии драмы одиночества героя-подростка – это момент абсолютного отчаяния мальчика(с.311). Путя решает идти домой пешком 10 верст.
– Каким цветом окрашено отчаяние героя?
(Слайд № 11. «Каким цветом окрашено отчаяние героя?»)
/– Мрачные цвета: черные; черно-синие, словно зловещие молнии; тревожные черно-красные/
– В момент отчаяния вновь обостряются противоречия между миром внутренним и миром внешним. Как характеризует это противостояние автор?
/ – «Ненайденный», «таящийся» Путя – равнодушно-благополучные, не спохватившиеся, не вспомнившие о существовании мальчика «другие» /.
– Как же вы, читатели, относитесь в этот момент к Путе, переживающему драму одиночества?
/– С сочувствием.
– С жалостью.
– С состраданием.
– Представляю себя на месте Пути – и я его понимаю/.
– Каково отношение автора? В чем оно проявляется?
/– В.Набоков пытается вывести героя из одноцветно-трагического восприятия мира и адресует ему зашифрованные послания, знаки, символы./
– Каковы эти послания? Попробуем их расшифровать.
(Слайд № 12. «Послания автора»)
/– Во время игры в «палочку-стукалочку» прячущийся на веранде Путя оказался перед витражным окном. Через разноцветные стекла он видит Якова Семеновича то розовым, то голубым, то ярко-желтым, то изумрудным (с.309-310) /
– Какой цвет выбирает наш герой?
/– К сожалению, обиженный Путя из всех витражных стекол, отражающих цветное солнце, выбирает простое белое стекло, не догадываясь о смысле авторского послания/.
– Что же, с точки зрения автора, символизирует витражное окно?
/– Набоков словно успокаивает мальчика: смотри, мир вовсе не такой мрачный, как тебе кажется!
– Витражное цветное окно отождествляется с живым, многоцветным миром, который заслонила обида.
– Мир Природы по воле автора поворачивается к герою самой светлой, солнечной стороной в самые темные, самые отчаянные мгновения. Даже «крупитчатый купол божьей коровки» обретает сходство с трепещущими солнечными пятнами/.
Слово учителя:
– Так Природа смягчает драму одиночества героя, показывая, что существует в мире высшая гармония, что не все так беспросветно и трагично, как кажется на первый взгляд.
– Каков финал рассказа? Какова его развязка?
/– Произведение заканчивается не «незаметным» уходом Пути пешком домой за 10 верст, а эпизодом с пойманным совенком, взглядами Васи и Тани, обращенными к мальчику, и фразой «А вот идет ломака»(с.310-311)./
– Как вы расцениваете такой финал?
– В какой цвет окрашено чувство героя в финале рассказа?
(Слайд № 13. «В какой цвет окрашено чувство героя в финале рассказа? »)
/– Автор дает если не счастливый, то неожиданно обнадеживающий финал душевной драмы подростка: мир оказывается все-таки не столь равнодушным и холодным, как представлялось Путе.
– Чувство героя просветляется, окрашивается в спокойные, пастельные тона: оно теперь зеленого, желтого и желто-зеленого цвета/.
Задание: вспомните с уроков ИЗО значение этой цветовой палитры.
– Зеленый – мягкий, умиротворяющий, символизирует состояние покоя.
– Желто-зеленый – раскрепощающий, умиротворяющий.
– Желтый – контактирующий.
III. Домашнее задание (на выбор):
– Оформить обложку книжки с рассказом В.Набокова, используя все цвета обиды;
– Сочинение – автобиографический рассказ с набоковским названием.
– Сочинение «Диалог со взрослым»
IV. Рефлексия. (Слайд № 14. «Проблемные вопросы»)
– О чем заставляет задуматься набоковский рассказ?
/– О том, как плохо, когда тебя не понимают.
– Об одиночестве души.
– О взаимоотношениях со сверстниками.
– И об отношениях детей и взрослых.
– О том, как стать своим среди чужих, но при этом остаться собой.
– О том, как вести себя в незнакомой компании, чтобы избежать обид и недопонимания.
– О том, что нужно быть внимательнее, терпимее к человеку, который не как все, не похож на других.
– О том, что нужно думать не только о себе, но и о других людях.
– Какие проблемные вопросы ставит автор?
(Слайд № 14. «Проблемные вопросы»)
– Как достичь взаимопонимания между «я» и «другими»?
– Как добиться признания в среде сверстников и не потерять индивидуальности?
– Поднимите руки, кто из вас и раньше размышлял над данными вопросами?
– А кому наш урок помог задуматься над этими проблемами?

V. Учитель благодарит учащихся за сотрудничество, выставляет оценки.



Фото с урока литературы «Какого цвета обида?» Драма одиночества героя-подростка в рассказе В.Набокова «Обида» в 6 В классе


Проектную работу «Ритмическая организация рассказа»
защищает ученик 6 В класса Данила Баранов




Обложка книги В.Набокова, раскрашенная в цвета обиды

Обложки книги, раскрашенные в цвета обиды. Работы учащихся



Root Entry