Открытый урок по технологии: Казахская национальная одежда








1. Степанова Гульбану Юлаевна.
2. Дата рождения: 09. 02. 1977 г.
3. Образование: средне-специальное, педагогическое.
Окончила: Саратовский государственный
профессионально-педагогический
колледж им.Ю.А.Гагарина (1996-1999г)
4. Специальность: учитель труда и черчения,
мастер производственного обучения.
5. Стаж работы: 15 лет.
6. Квалификационная категория: II
7. Место работы: Чапаевская ОСОШ.

Предмет: Технология
Класс: 7
Тема урока: «Казахская национальная одежда»

Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о женском и мужском казахском национальном костюме, орнаменте.
Задачи:
Обучающая: познакомить учащихся с видами казахской национальной одеждой, с разновидностью казахского орнамента и его значением.
Воспитательная: воспитывать патриотические чувства, уважать культуру и традиции своей страны.
Развивающая: развивать дизайнерские и художественные способности.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Наглядность: презентация к уроку, музыкальное сопровождение, готовые изделия, раздаточный материал: орнамент, иллюстрации женского и мужского национального костюма, карточки для индивидуальной работы.
Оборудование: интерактивная доска, клей, ножницы, маркеры, макеты бумажных кукол.
Меж предметная связь: казахский язык, рисование, история.


Ход урока.
Организационный момент.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться
Слушаем внимательно
Работаем старательно.

2. Вступительная беседа учителя.
Звучит казахская национальная музыка, на доске заставка презентации названия урока
3. Знакомство с новой темой «Казахская национальная одежда»
Давайте представим себе, что мы отправились в путешествие в ближайший казахский аул, которые существовали в давние времена кочевников. Конечно, сейчас в наше время нет таких поселений, но всё же юрта древнейшее и в то же время остаётся современным жилищем кочевников - чабанов. А вот и юрты. /слайд 1/
Сегодня я приглашаю посетить три юрты, в которых мы увидим много интересных вещей. В первой юрте мы узнаем о казахской национальной одежде – (это тема нашего урока ), посетив вторую юрту мы узнаем все об орнаменте, а в третьей юрте вас ожидает творческая мастерская.

Прежде чем посетить нашу юрту ответьте мне пожалуйста на вопросы:
1. Люди каких национальностей проживают на территории Казахстана?
2. Чем они отличаются друг от друга?
3. Исторически у каждого народа сложился внешний облик в виде национального костюма.
4. Посмотрите на картинку национальные костюмы какого народа изобразил художник? /слайд 2/
А что такое одежда?
5. Сегодня мы с вами остановимся на национальной одежде казахского народа.
Давайте посетим первую юрту и узнаем о казахской национальной одежде:
/запись тему урока в тетради/
Есть ли одежда, которая бы нравилась всем и всегда? Да, это – национальный костюм. У каждого народа он свой. И каждый из них прекрасен. Но кто же эти гениальные кутюрье, создавшие эту красоту?
Сотни тысяч обычных людей веками кроили, шили, украшали и носили одежду в будни и праздники.
Казахский народный костюм создавался для нелегкой кочевой жизни в бескрайних просторах степей. Одежда должна быть простой по покрою, чтобы за ней легко было ухаживать, и в то же время красивой и нарядной. Основными материалами для изготовления одежды были кожа, войлок. Шерстяное сукно «шекпен», а в богатых семьях – бархат, шелк, дорогие меха.
Костюм вышивали шелком, золотыми и серебряными нитями, украшали бисером. Бусами, бахромой, перьями филина, которые должны были защитить человека от «дурного глаза»
Особенно тщательно орнаментировали открытые срезы одежды – ворот, подол, рукава, края штанин – считалось, что это предохранит от проникновения к телу злых сил. /слайд 3/
Особенно красив костюм молодой девушки, состоящий из платья с оборками «к™йлек» и яркого камзола из бархата – «бешмета». Бешмет перепоясывали богато украшенным поясом «белбеу», /слайд 4/ дополняли костюм расшитые сапоги на высоких каблуках «етік» и маленькая вышитая шапочка «таKия». /слайд 5/
Волосы заплетали в косы, богато украшали подвесками «шаш баул» /слайд 6/
На свадьбу девушка надевала высокую шапку «саукеле», к которой прикрепляли белое вышитое покрывало. /слайд 7/
Замужние женщины носили более длинные камзолы, застегнутые на талии, а голову покрывали «кимещеком» - большой платок с вырезом для лица. /слайд 8/
Мужской костюм был предназначен для верховой езды. Кочевники изобрели удобный предмет одежды – брюки. «шалбар», которые шили из кожи и украшали вышивкой. На тело надевали рубашку, а сверху – бешмет. В прохладную погоду носили халаты. Обувью служили кожанные сапоги «саптама» /слайд 9/
Мужчины всегда покрывали голову тюбетейками, войлочными шапками «KалпаK» или меховыми шапками –«б™рік» и «тымаK» /слайд 10/
Одежду перепоясывали ремнем с подвесными кармашками для пороха и пуль, украшенные металическими бляхами.
Камзол /кемзал/ легкая расшитая одежда, сшитая по фигуре с расширяющимся к низу подолом. Камзолы сшили из бархата и других ярких тканей, на одинарной подкладке из ткани или шерсти.
Молодые девушки носили камзолы более ярких цветов , чем женщины среднего и пожилого возраста.
Штаны. В прошлом когда казашки ездили верхом, штаны были необходимой частью их одежды. Их шили из овчины, домотканного сукна, плотных х/б тканей. Различали верхние штаны /шаобар/ и нижние /далбар/ Штаны шили укороченными, немного ниже колен, широкими в шагу и у пояса, зауженными книзу. На талии укрепляли при помощи шнура подвернутого в подгиб, пришитого к поясу.
Шапан – старинная верхняя одежда женщины – прямой широкий халат с длинными рукавами. Для тееплого времени года его шили легким, а для холодного – с шерстяной подкладкой, простеганной вместе с верхом.
К™йлек - /рубаха, платье/ древнейший вид нательной женской одежды. Платье сшили из легкой ткани.
С развитием торговли, в середине 19 века в моду вошли шелковые и хлопчатобумажные ткани ярких расцветок, а внешний вид костюма сильно изменился: костюм трансформировался в широкую тунику, к которой пришивалась сборчатая юбка, а юные девушки начали носить подобие платьев с узкими рукавами, оборками и воланами.



4. Мировой рынок - Экономика
Благодаря импорту т.е ввозу товара из других стран (ввоз в страну закупленных за границей иностранных товаров для их употребления, использования в стране) в нашем случае хлопка, шелка и бархата казахский национальный костюм стал более ярким, красочным, пышным и нарядным. Стали появляться платья и блузы, украшенные пышными воланами. Что невозможно было изготовить из тяжелых тканей: кожи, шерсти и войлока.
-А кто мне назовет противоположный термин к импорту?
-Ответы учащихся – Экспорт.
-Что это? (вывоз за границу товара, предназначенных для продажи на иностранных рынках или для переработки в другой стране).
-Скажите, а какой товар экспортируют из Казахстана в другие страны, чем богата наша страна? (полезные ископаемые, зерно).
-Верно. А как можно назвать, одним словом рынок, в котором участвуют разные государства?
Если дети, затрудняются ответить, учитель задает наводящие вопросы:
-А когда торговля происходит между разными государствами это..международная торговля или мировой рынок.
Мировой рынок - рынок в котором участвуют разные государства, совершающие между собой обмен товарами и услугами, основанный на принципе обоюдной выгоды и международном разделении труда.
Хорошо, разобрались в экспорте и импорте, а теперь настало время заглянуть во вторую юрту. /слайд 12/
- Человека входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее интерьер. Любая вещь выполненная из кожи, металла, кости, ткани и шерсти, войлока в декоративном стиле, украшено орнаментом. Весь быт кочевника буквально пронизан орнаментом.
5. Знакомство с национальными орнаментами.
Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды, архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства)
Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, которая производит сильное эстетическое впечатление.
Для казахов орнамент стал главным видом изобразительного искусства, в котором отразилась живая, поэтичная душа народа, любовь к родной земле и интерес к окружающему миру.
В казахском орнаменте четко выделяются мотивы: /слайд 13/
Зооморфные
"Муйiз" рог. Это древнейшая основа казахского орнамента. Орнамент символизирует рог. Роговидные орнаменты имеют мелкие и крупные элементы. Мелкие применяются в изделиях прикладного искусства из дерева, кости, рога; в основном там, где требуется более тонкая обработка. Крупные используются при украшении сырмаков, текеметов, алаша, ковров, в архитектуре. Роговидные элементы делятся на следующие виды: "аймуйiз", "космуйiз", "сынармуйiз", "кырыкмуйiз" "маралмуйiз", "оркешмуйiз", "кошкармуйiз" и др.
Космуйiз" двойные рога. Этот элемент является изображением рогов барана, козла, коровы. Орнаменты, которые называются "ыргак", "iлмек", тоже относятся к "космуйiз". Орнамент "космуйiз" используется для украшения предметов домашнего обихода, мебели, оружия и т.д. В настоящее время орнаментом "космуйiз" украшают саукеле (головной убор невесты), современные мужские головные уборы айыр калпак, передние борта камзола, голенища сапог.
Космогонические
"Кун" солнце. Орнамент символизирует солнце. Орнаментом "кун" украшают середину ковров, тускиизов, а также он применяется в элементах вышивки или при крашении изделий из дерева, кости.
"Жулдыз" - звезда. Этот орнамент изображает ломаную линию, часто звезду. Звезда, как правило, находится в самой середине орнамента и имеет пятиконечную форму.
Растительные
Гул" цветок. Этот орнамент символизирует все виды цветов. Данный вид, начиная от орнамента "трилистник", представлен на изделиях прикладного искусства до двенадцатилистного орнамента. Используется в вышивках, при украшении одежды: воротников, карманов, подолов.
"Шыныгул" стеклянный цветок. Орнамент похож на цветок. Он идентичен орнаментам
"тортайшык" и "итемшек". "Шыныгул" состоит из элементов, похожих на луну, рога, листья. На концы широко расставленных рогов насажено по листу.
Геометрические
"Ботакоз" верблюжий глаз. Этот орнамент обычно помещается посередине красочной композиции или в повторяющемся узоре, окаймляющим края изделия. Внешне он похож на глаза верблюжонка. Имеет ромбовидную геометрическую форму. Им можно окаймлять края платков.
"Ботакоз" верблюжий глаз. Этот орнамент обычно помещается посередине красочной композиции или в повторяющемся узоре, окаймляющим края изделия. Внешне он похож на глаза верблюжонка. Имеет ромбовидную геометрическую форму. Им можно окаймлять края платков.
"Кайнар" родник, источник. Этот вид орнамента, видимо, родился в тех краях, где ощущается избыток источников воды. Цвета орнамента сдержанные, спокойные. Они символизируют каплю воды.

6. Закрепление материала
ТЕСТ- контроль знаний.
1.Саукеле – это головной убор:
А) женщин.
Б) девушек.
В) невесты.
2. Одежду украшали:
А) только тесьмой.
Б) только орнаментами.
В) орнаментами, бисером, тесьмой, вышивкой.
3. Перечислите виды казахского орнамента:
А) зооморфный, треугольный, космогонический, восточный;
Б) растительный, зооморфный, геометрический, космогонический;
В) геометрический, космогонический, изобразительный, орнаментальный.
4. Велюр, бархат, плющ, вельвет использовали для пошива:
А) платья, блузки, кимешек, чапан;
Б) детская одежда, белье, платки ;
В) чапан, камзол, головные уборы .
5. А в наше время - время компьютерных технологий, где применяют орнамент?
А) в оформлении интерьера;
Б) дизайн одежды, посуды,
В) оформление сайтов, фото индустрия;
Г) все ответы верны
7. Взаимопроверка тестовых заданий
После учащиеся обмениваются листочками, выполняют взаимопроверку и ставят оценку.
8. Проверка д/з «Технологическая карта Правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем, иголкой. »
(Оценивание для обучения и оценивание обучения)
9. Практическая работа: «Творческая мастерская»
А теперь настало время заглянуть в третью юрту - эта юрта народных мастеров - творческая мастерская.
Казахская национальная одежда дошла и до наших дней. Одевают её по праздникам и в наше современное время она не много изменилась. Почтительное и уважительное отношение к национальной одежде признак мудрости народа и его забота о будущем культурном наследии казахов. Вот и ваше задание: вам раздаю макеты бумажных кукол вы должны придумать и разработать эскиз современного казахского платья или мужского костюма, используя элементы казахского орнамента используя эти подручные материалы (клей, картон, цветная бумага, фольга, бисер, материалы)
10. Оценка за урок
Учитель: На этом наше занятие подошло к завершению, огромное спасибо за урок!
Рефлексия: Дети оставляют стикеры на рисунках с изображением своего настроения.
Все замечательно, есть идеи! Я что-то не понял. Все хорошо, было интересно.




13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
15