ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ КАК ФАКТОР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ


Введение
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России - свои в каждом регионе. 
Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Два последних десятилетия - это период становления экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», «непрерывное экологическое образование», «экологическое образование школьников, студентов» и многих других, в том числе и понятия «экологическое воспитание дошкольников». В этот же период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения и воспитания детей и молодежи.
Актуальность темы, заключается в том, что работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольной организации. Только опираясь на семью, единственно совместными усилиями можно решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Причина проблемы - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.
Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри», почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.). Активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.
Очень важно показать детям то, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых. Давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
Экологические проблемы в современных условиях перехода общества к рыночной экономике вызывают кризис нравственности, ведь экология и нравственность взаимообусловлены. Поэтому вопросы экологии необходимо рассматривать во взаимосвязи с нравственным воспитанием. Пока еще проблемы экологического и нравственного воспитания мало исследованы. Теория взаимосвязи экологического и нравственного воспитания детей раскрыта слабо, практика эколого-нравственного воспитания разработаны недостаточно. Все это ставит перед педагогической наукой задачу разработки многостороннего эколого-нравственного воспитания детей.
Объект исследования: процесс ознакомления детей с природой родного края как фактор экологического воспитания дошкольников
Предмет исследования: ознакомление детей с природой родного края как фактор экологического воспитания дошкольников
Цель исследования: поиск эффективных путей ознакомления детей с природой родного края как фактор экологического воспитания дошкольников
Гипотеза исследования: ознакомление детей с природой родного края как фактор экологического воспитания дошкольников будет эффективнее при условии, если:
создать многообразие и богатство впечатлений, получаемых детьми в процессе систематических наблюдений во время прогулок в природу;
эмпирически исследовать формы и методы ознакомления детей с природой родного края как фактор экологического воспитания дошкольников в дошкольной образовательной организации в ходе комплексного использования различных педагогических мероприятий;
3) создать необходимые условия для экологического образования старших дошкольников; 4) проводить систематическую и целенаправленную работу по воспитанию бережного отношения детей к природе.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ работ, освещающих проблему влияния экологического воспитания детей старшей группы в дошкольных образовательных учреждениях.
Провести экспериментальное исследование по изучению эффективности использования форм и методов экологического воспитания детей старшей группы в дошкольной образовательной организации.
Осуществить сравнительный анализ результатов.
Теоретико-методологическую основу составили исследования, связанные с пониманием экологии, по экологическому воспитанию и экологическому образованию такие как: О. Газиной, Т.3ерщиковой, Л.М. Маневцова, А.А. Плешакова.
Методы исследования: Теоретический анализ источников, влияния экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. Эмпирические (анкетирование, беседа, тестирование).
Методики исследования:
Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей» автор Т.Г. Камардина.
Диагностика экологических знаний детей старшего дошкольного возраста Ф.М. Нуреева.
Диагностика уровня сформированности экологических знаний детей старшей группы по методике Т. А. Серебряковой.
Эмпирическая база исследования: Исследование было проведено на базе МБДОУ № 14 «Дюймовочка» г. Альметьевск. В эксперименте участвовали дошкольники в возрасте 6 лет в количестве 50 человек и их родители. В экспериментальную группу вошли 25 человек. Из них 11 мальчиков и 14 девочек. В контрольную группу также вошли 25 дошкольников. Из них 15 мальчиков и 10 девочек.

Научная новизна исследования:
1) выявлена и эмпирически проверена эффективность экологического воспитания дошкольников в дошкольной образовательной организации;
2) разработана программа экологического воспитания дошкольников;
3) определены показатели уровня сформированности путей экологического воспитания дошкольников.
Теоретическая значимость исследования состоит в углублении теоретических подходов к формированию экологического воспитания детей, начиная с дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в нем материалы могут быть использованы педагогами, воспитателями, родителями, методистами в процессе разработки учебно-методического инструментария по повышению уровня экологического воспитания в дошкольной образовательной организации.
Структура работы: введение, две главы, выводы по первой и второй главам, список используемой литературы, приложение.
I. Теоретические аспекты экологического воспитания дошкольников средствами ознакомления детей с природой родного края
1.1. Экологическое воспитание детей как психолого-педагогическая проблема
Экологическое образование дошкольников - это процесс формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его поведения [6].
Именно с дошкольного возраста следует закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды.
Экологическое образование это:
непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей;
формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний.
Проблема экологического воспитания подрастающего поколения появилась, в первую очередь, в связи с внимательным изучением современными учеными взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере отношений человека и природы на сегодняшний день напрямую связывается с сохранением жизни на нашей планете. Острота данной проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учета биологических и экологических закономерностей, активным увеличением народонаселения Земли.Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением [20].
Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и их экологическая направленность, способность использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, забавах, труде, быту).
Формирование экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения может быть при решении следующих задач:
Формирование у детей элементов экологического сознания. Овладение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.
Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природоохранительной работе) дети осваивают умения создавать для животных и растений условия, близкие к природным, с учетом потребностей живых организмов. Важным являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем. Именно освоение детьми практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно-действенным.
Воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе - гуманное, познавательное, эстетическое - теснейшим образом связанно с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особенное положение в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей.
Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, на занятиях и т.д. Педагог должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нём, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения [25].
Педагогический процесс экологического образования призывает к решению всех перечисленных задач в единстве. Осуществление задач экологического образования возможна только при условии экологической культуры педагога и его готовности осуществлять данную деятельность.Исследователь Н. Комратова в программе «Юный эколог» пишет о дошкольном возрасте, как самоценном этапе в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе положительное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста никак не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру [30].
Детский сад является первоначальным звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами возникает задача формирования у дошкольников основ культуры разумного природопользования. Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает развиваться в дошкольные годы в детском саду. В вариативной программе воспитания и развития ребенка дошкольного возраста «Я у Свiтi» воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено сферой «Природа».
Программа выдвигает две важные задачи:
воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;
сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.
Дошкольник владеет навыками самообслуживания; вместе с взрослым ухаживает за растениями и животными; выполняет простые кратковременные поручения, помогает убирать в комнате; соблюдает правила природопользования (не сорит, выбрасывает мусор в надлежащее место, не ловит и не носит в руках и коробочках насекомых, не срывает цветы на клумбах, собирает осенние листья в компостную яму); моет листья комнатных растений; высаживает семена овощей, декоративных цветов, зерновых; садит корнеплоды; помогает взрослым мастерить кормушку и поилку для птиц; ухаживает за птицами: моет кормушки, поилки, поддоны, наливает воду, кладет готовый корм птицам и другим небольшим животным, аквариумным рыбкам; помогает взрослому убирать снег, разбивать на огороде грядки, разрыхлять почву, упорядочивать орудия труда; передает в движениях вращения Луны и Земли вокруг Солнца. Знает и соблюдает основные правила поведения в природе, напоминает о них сверстникам; с разрешения взрослых осторожно общается с животными ближайшего окружения: наблюдает за дождевыми червями, жуками, бабочками, кузнечиками, рыбками, птичками, собаками, кошками; выполняет несложные поручения взрослого, посильно помогает в уходе за животными; подкармливает птиц зимой, устраивает поилки в жару; инициирует готовность ухаживать за растением или животным, проявлять заботу о них; упорядочивает использованное орудие труда (очищает, просушивает, относит в отведенное для него место); осознает социальную значимость своей деятельности [26].
Авторы В.О 3ебзеева, Л.В. Шинкарева в своих работах отмечают, что без переживания ребенком чувства удовольствия, заинтересованности, любопытства в различных видах игровой, трудовой, учебной, творческой деятельности нельзя воспитать бережное, любовное отношение к природе [25; 56].
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания огромную роль имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, заложить питомник, наметить экологическую тропу, выделить уголок помощи живому «Айболит», уголок «Зеленой аптеки», сделать ручеек, бассейн и т. д.
По мнению Н.А. Рыжова можно сказать, что он в своих работах учитывает возрастные знания и умения общения с природой. В младшем возрасте у ребенка должны формироваться первые представления о некоторых предметах и явлениях неживой природы, о наиболее часто встречающихся цветущих растениях, учить различать особенности внешнего вида животных, некоторые части тела, особенности движения, издаваемые звуки. В среднем возрасте учить детей видеть в предметах характерные свойства, сравнивать и группировать предметы по этим свойствам, формировать первые элементарные обобщения, приводить к установлению простейших связей между некоторыми явлениями. У детей старшего возраста развивается способность к аналитико-синтетической деятельности. Они не ограничиваются узнаванием отдельных конкретных факторов, внешних свойств явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений [51].
Такими образом, экологическое воспитание начинается с раннего возраста, но, однако лишь в среднем возрасте дети особенно готовы воспринимать информацию о природе, бережно и заботливо относиться к ней.
1.2 Ознакомление детей с природой родного края в педагогическом процессе ДОО
Воспитание правильного отношения детей к природе, способность бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период только в том случае, если система работы в детском саду сочетается с влиянием на ребят в семье.
Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми можно провести работу с родителями.
Установить контакт, взаимопонимание и выявить потребности родителей в вопросах воспитания детей. Прежде всего, для установления контакта и взаимопонимания с родителями необходимо каждому педагогу оценить, какими возможностями он обладает, чтоб оказать помощь родителям в воспитании детей. Кроме того, важно задуматься над тем, какую помощь от детского сада хотели бы получить родители. Так педагоги могут выявить предварительную «картину» взаимодействия и сопоставить ее со своими возможностями [39].
Необходимо учесть, что родители могут знать далеко не все возможности педагогов в решении проблем воспитания детей, таким образом, потребуется раскрыть их для родителей. В связи с этим педагоги могут предложить родителям анкету или провести с ними беседу. Это возможно при проведении родительских собраний, организуя сообщения или лекции.
Предоставив родителям информацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, педагогам следует познакомить родителей с системой работы дошкольной организации в данном направлении. Родители должны знать, как организована жизнь и деятельность ребенка в течение дня [39].
Все предметное и социальное окружение дома, в семье оказывает влияние на развитие ребенка.
Это телепередачи для детей, содержание комнатных растений и домашних животных.
Умение видеть и понимать состояние другого живого существа – тонкое уважение души ребенка, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за все живое.
В процессе воспитания у детей интереса к таинственному миру растений дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, узнают их названия, характерные особенности. Узнают, что они живые существа, и у них есть потребности в определенных условиях жизни: что всем растениям нужны питательная почва (земля), вода, свет, тепло, воздух. Ребенок с помощью взрослого узнает, что без этих условий они не могут оставаться живыми. Эти условия им создает человек: сажает в горшок с землей, регулярно поливает, иногда подкармливает удобрениями, ставит в светлое место, не допускает охлаждения [41].
Комнатные растения имеют определенное строение: у них есть корень, стебель, листья, иногда цветы. Корень (а у некоторых и стебель) находится в земле; корень всасывает из нее воду и питательные вещества, дышит воздухом, удерживает растение от падения. По стеблю питательные вещества и влага поднимаются к листьям и цветам. Дети узнают, что листья чаще всего зеленые, их много, благодаря им растение поглощает свет, дышит, очищая листья их от пыли сначала вместе с взрослым, а затем и самостоятельно дошкольник сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям, ребенок узнает, что все органы нужны растениям, поэтому их нельзя повреждать, ухаживать надо осторожно. Комнатные растения человек специально разводит для эстетического наслаждения, для того, чтобы в помещении стало красиво. Каждое из них красиво по-своему: листьями, стеблями, цветами. Все растения красивы, если они в хорошем состоянии, растут, цветут. Красота комнатных растений достигается созданием для них хороших условий. Комнатные растения могут плохо себя чувствовать (в этом случае они плохо выглядят), если не удовлетворяются их потребности: бледная окраска листьев, вытянутые стебли бывают при недостатке света; сохнут при недостатке влаги; вянут и гибнут при обморожении; не растут (не дают новых листьев, побегов), не цветут при недостатке питательных веществ в почве.
Комнатные растения имеют неодинаковые потребности, их строение приспособлено к разным условиям жизни. Влаголюбивые растения имеют тонкие листья, их следует часто поливать. Засухоустойчивые растения имеют мясистые листья, утолщенные стебли, в которых запасают влагу, их, следует поливать редко. Светолюбивые растения ярко-зеленой окраски, яркого рисунка, их следует размещать на подоконнике, ближе к свету. Теневыносливые растения чаще всего имеют темную окраску листьев, их можно размещать вблизи окна, недалеко от него [41].
У детей развивается познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. У детей развиваются эстетические чувства, умение замечать и оценивать привлекательные качества комнатных растений: красоту формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, красоту цветущего растения. Дети охотно участвуют в пересаживании растений, замечают и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы. Также развивается восприятие комнатных растений, как живых существ: дети могут заметить их неблагополучное состояние (засыхающие листья, бледную окраску, вытянутые стебли и др.); обнаружить недостаточность условий для их жизни (сухую землю, малую освещенность). Дети сочувствуют растению: сообщают об этом взрослым, о замеченных неполадках, охотно выполняют поручения по уходу на растениями, помогают при их пересадке [41].
Если в семье собака или кошка, то дети получают представление о кошке, собаке, особенности внешнего облика, поведения. Узнают больше о жизни этих животных, понимают, что жизнь этих животных тесно связана с человеком. Дети должны знать особенности внешнего вида некоторых диких животных, их передвижение, повадки, что и как они едят, где живут, пользу или вред приносят человеку; получить представление о содержании и кормлении домашних животных [26].
Хорошо, если ребенка приучают считаться с отдыхом животного. Спит четвероногий друг, и ему не надо мешать, проснется – тогда можно с ним поиграть. Наблюдение за спящими животными тоже интересные: кошка принимает самые необычные позы, собакам часто снятся сны, и они повизгивают, ворчат, перебирают лапами.
Так как ребенок постоянно находится в мире игры и хорошо умея обращаться с животными, он, тем не менее, включает их в свои игры как партнеров, не всегда учитывая, что они живые.
Конечно, правильное обращение ребенка с животным само по себе не решит всех проблем воспитания. Но несомненно, что общение с живой природой играет важную роль в становлении личности маленького человека.
Дети проявляют интерес к жизни домашних животных, охотно наблюдают за ними, за их поведением, задают вопросы, слушают рассказы, сказки. Понимают их желания, потребности, проявляют готовность ухаживать за ними, умеют правильно обращаться с ними (гладить, играть, ласково разговаривать), отражают эти впечатления в игре, изобразительной деятельности [32].
Проанализировав опыт работы педагогов по экологическому воспитанию дошкольников, мы считаем возможным представить следующую методику экологического воспитания в ДОО:
- Создание в детском саду условий для экологического воспитания: развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов.
- Организация «экологических пространств» в помещении детского сада: групповые уголки природы, зимний сад, теплица, комната природы. Подбор и размещение растений в соответствии с их биологическими особенностями. Экологический принцип содержания животных, оборудование их помещений под естественные условия жизни. Аквариум – модель пресноводного водоема, искусственно созданная мини экосистема. Правильный уход – способ поддержания ее равновесия [32].
- Организация и оборудование «экологических пространств» на территории детского сада: площадки природы, фруктового сада, «уголка нетронутой природы» (леса, луга, пустыря). Экологическая тропа на территории детского сада: оборудование, использование в пед процессе [34].
- Труд людей как фактор в жизни растений и животных. Создание условий для труда детей и взрослых в природной зоне детского сада. Выращивание и заготовка кормов для животных.
- Наблюдение – ведущий метод экологического воспитания.
- Суть наблюдения как чувственного метода познания природы. Основная роль, экологический характер содержания наблюдений. Познание в процессе наблюдений морфофункциональных особенностей живых существ, их взаимосвязи со средой обитания, многообразие видов, процессов роста и развития растений и животных.
Психолого-педагогическое подтверждение экологического подхода к наблюдению.
- Наблюдения в повседневной жизни – основная форма приобщения детей к окружающей природе. Требования к проведению наблюдений. Циклы наблюдений за объектами природы: определение содержания отдельных наблюдений, построение их последовательности, планирования. Создание циклов наблюдений за обитателями уголка природы, сезонными явлениями природы, ростом и развитием растений и животных зеленой зоны детского сада.
- Организация и проведение опытнической работы с объектами природы родного края, модернизирующая работа с ними. Наблюдение за изменениями природных объектов, прослеживание и обсуждение их взаимосвязей со средой обитания.
- Календари природы и их значимость в экологическом воспитании. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы; работа с календарем в разных возрастных группах детского сада. Фиксация роста и развития растений в календаре. Зимняя подкормка птиц, ее природоохранное значение. Календарь наблюдений за зимующими птицами и работа с ними в разных возрастных группах.
- Экологическое воспитание во время занятий, во время экскурсий, праздников.
- Различные типы занятий по ознакомлению детей с природой родного края: первично-ознакомительный, углубленно познавательный, обобщающий, комплексный. Ведущая роль словесных методов при обучении на занятиях. Формирование обобщенных представлений о природе. Виды наглядности, ее роль и место на природоведческих занятиях. Детская природоведческая литература, ее использование в целях экологического воспитания.
- Детские праздники экологического содержания, разработка сценариев, проведение. Участие дошкольников в природоохранительных мероприятиях.
- Прогулки, экскурсии, походы с детьми на природу, их роль в экологическом воспитании. Знакомство детей с лесом, рекой (прудом, озером), лугом (поляной) как экосистемами. Организация наблюдений за растениями и животными в их естественной среде обитания; прослеживание взаимосвязей, цепочек питания в сообществах живых организмов [18].
Таким образом, ознакомление детей с природой родного края в детском саду требует постоянного прямого общения с ней.
1.3. Цели и задачи экологического воспитания дошкольников во взаимодействии с семьёй
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру [18].
Семья занимает существенное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду, заботу о здоровье;
эмоциональное  благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.Цель экологического воспитания в современном ДОО - становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа подразумевается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя, человека [20].
Вышеуказанные цели достигаются по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Экологическое воспитание дошкольников осуществляется в ДОО через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях.
В решение задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участках ДОО - создание специальных площадок природы, естественных уголков с дикорастущими растениями, экологическая тропа, уголок помощи живому, водоем, бассейн и т. д.
Большую роль в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Нередко, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Следовательно, экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка [6].
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в данный процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих верных ответов и работу необходимо проводить в двух направлениях:
Педагог-родитель;
Педагог-ребенок-родитель.
Так же, существуют формы работы с родителями по экологическому воспитанию:
Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
Календарь интересных дат, совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок - передвижек [22].
Обобщая изученный материал, мы пришли к выводу, что работа педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, даст возможность формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, и достичь наиболее высокого уровня их воспитанности.
Выводы по I главе
Рассмотрение теоретических аспектов форм и методов экологического воспитания детей в дошкольной образовательной организации позволило нам выделить следующие выводы:
1. По мнению многих авторов, таких как Н.А. Рыжова, В.О. 3ебзеева, Л.В Шинкарева, экологическое воспитание детей дошкольного возраста, содержит важную роль, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, разумным, природоохранным отношением.
2. Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Отсюда и задача воспитателя – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать за явлениями природы, воспитывать любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных.
Постоянное наблюдение за явлениями живой и неживой природы невозможно без организации в ДОО развивающей природной среды, которая выступает фактором экологического воспитания дошкольников.
Формы организации детей, методы и способы ознакомления их с природой самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала, возраста детей, а кроме того и от местных условий и природного окружения.
Правильные представления о природе, данные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения.
3. В первой главе мы рассмотрели понятие «экология» и «экологическое воспитание» и пришли к выводу, что на сегодняшний день существует несколько подходов в этом вопросе. Экологическое воспитание в современной дошкольной образовательной организации - становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания (И.В.Алфёрова).
Рассмотрев теоретические вопросы по заявленной нами теме, мы переходим к эмпирическому исследованию, позволяющему оценить психолого-педагогические условия экологического воспитания в дошкольной образовательной организации.
Список использованной литературы
Адорно, Т. В. Азбука экологического воспитания / Т.В. Адорно //
Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 25-30.
Алфёрова, И.В. Компетентность в сфере экологии: семинар-практикум для педагогов / И.В. Алфёрова // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 158-161.
Алексеева, Е. Экология - здоровье: из опыта работы / Е. Алексеева / / Дошкольное воспитание – 2012. – №7. – С. 15-20.
Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение,
2010. - 144 с.
Андреева, Н.Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Н.Д. Андреева, В.П. Соломин, Т.В. Васильева. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 208 с.
Ашиков, В. Путь к Экологическому Человеку / В. Ашиков // Дошкольное воспитание. – 2011. – №7. – С. 239
Бачерова, Н.М. Воспитание гармоничного отношения к природе. Изд.: Учитель, 2013. – 126 с.
Белавина, И., Найденская, Н. Планета – наш дом. Мир вокруг нас. Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников / И. Белавина, Н. Найденская. – М.: ЛАЙДА, 2012. - 95 с.
Бобылева, Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников / Л. Бобылёва // Дошкольное воспитание. – 2013. – N7. – С.110-215.
Богданец, Т. Экологические знания – первое представление о мире. //Дошкольное воспитание № 12. – М., 2003. – 127 с.
Бондаренко, Т.М. Экологическое воспитание детей 5-6 лет. – Изд.: ИП Лакоценина, 2012. – 190 с.7
Бондаренко, Т.М. « Экологические занятия с детьми 5-6 лет »- Воронеж. ТЦ- Учитель. 2014г.
Baвилова, В. О методике экологического образования / В. Вавилова // Дошкольное воспитание. – 2014. – №7. – С. 123-124.
Вакуленко, Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников. – Изд.: Учитель, 2008. – 157 с.
Веревкин, И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников / Веревкин И., Чиженко Н.// Детский сад от А.до Я. - 2010. - № 6. - С. 101-103. лицей, 2004.
Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию. – СПб.: Детство-пресс, 2010.
Витушкина, Н.А. Туризм и краеведение в детском саду. Управление ДОУ №8. – М., 2009. – 125 с.
Газина, О.М., Фокина В.Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. – Изд.: Прометей, 2013. – 254 с.
Гайсин, И.Т. Хусаинов З.А., Хазеев Г.Х. Экологическое образование дошкольников. Учебно-методическое пособие.– Казань: КГПУ, 2002.- 96с.
Григорьева, А. И. Формирование экологической культуры дошкольника / Григорьева А. И.// Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 44-45.
Дик, Р.Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников. М., Русское слово, 2013.
Ершов, А. Е. Экологическая культура и модельный стандарт: обеспечение доступа к экологической информации публичными библиотеками // Библиотечное дело. - 2011. - № 3. - С. 212-213.
Залкинд, Э.И. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей / Э. Залкинд // Дошкольное воспитание. – 2010. – №1. – С. 110-114.
Залкинд, Э. И. Природа в детском саду: пособие для учащихся пед. училищ и воспитателей детских садов / Э. И. Залкинд. – М.: Учпедгиз, 2011. - 236 c.
3ебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников / В. 3ебзеева // Дошкольное воспитание. – 2011. – №7. – С.45-49.
Зенина, Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными / Т.Н. Зенина, – М.: Педагогическое общество России, 2007.
Иванова, А.И., Михайленко В.А. Сезонные наблюдения в детском саду. Методическое пособие / А.И. Иванова, В.А. Михайленко – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 180 с.
Каменева, Л.А. Как знакомить дошкольников с природой / Л.А. Каменева – М.: Смысл, 2012. – С. 200.
Корнилов, В.М. «Экологическое окно» в детском саду / В.М. Корнилов – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
Комратова, Н. Проектная деятельность: культура и экология // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 2. - С. 32-39.
Лихачев, Д.С. Экология - проблема нравственная. - М., Наше наследие 2011.
Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. - М., Просвещение 2004.
Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.
Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – С-Пб.: Детство-пресс, 2012. - 319 с.
Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: Питер, 2012. – 188 с.
Новицкая, В.А., Римашевская, Л.С, Правила поведения в природе для дошкольников: методическое пособие. – М.: 2011.
Николаева, С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Академия, 2011. – 324 с.
Николаева, С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. – с. 119.
Николаева, С.Н. Как приобщить ребенка к природе. (мет. материал для работы с родителями в дошкольных учреждений) – М.: 1993.
Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средней и старшей групп дет. сада: кн. для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 2006. – 223 с.
Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования /— 7-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 272 с.
Павлова, Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. 1987.
Плешаков, А.А. Зеленая тропинка. -М.: Просвещение, 2007.
Петров, В.В. Растительный мир нашей Родины. 1991
Познавательно-исследовательские занятие с детьми 5-7 лет на экологической тропе. 2012.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-синтез, 2013. - 208 с.
Прокопова, А. Формирование заботливого отношения к природе //Дошкольное воспитание, 2009, №8. - стр.86-91.
Реймерс, Н.Ф. Теоремы экологии // Наука и жизнь. - 2010. - № 10. - С. 137.
Рыжова, Н.А. Материалы курса Экологическое образование в детском саду. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 72 с.
Рыжова, Н.А. Наш дом - природа. Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание, 2003, №5. - стр. 26 - 34.
Рыжова, Н.А. Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта / Н.А. Рыжова / / Дошкольное воспитание. – 2014. – №7. – C.111-214.
Рыжова, Н.А. Я и природа. - М., Карапуз-Дидактика 2006.
Саморукова, П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. - М., Детство-Пресс 2003.
Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду / О.А. Соломенникова – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – С. 210.
Чернякова, В.Н. Экологическая работа в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 320 с.
Шинкарева, Л. В. Формирование основ социально-экологической культуры у детей дошкольного возраста / Шинкарева Л. В., Полыгина А. П.// Детский сад от А. до Я. - 2013. - № 6. - С. 267-273.
Шишкина, В.А. Прогулки в природу / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – М., 2011. – 340 с.
Шпотова, Т.В. Цвет природы: Пособие для воспитателей и родителей по формированию основ эколог. культуры у детей 5-ти лет/ Т.В. Шпотова, Е.П. Кочеткова. – М.: Просвещение, 2012. – 368 с.