Исследовательский проект Как правильно произносить звук Р


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 111 «Дашенька», корпус 3.
«Как правильно произносить звук[Р]».
Проектно-исследовательская деятельность на логопедических занятиях.
Учитель-логопед
высшей категории
Ильина М.М.
Ноябрь 2016г.
Актуальность проблемы.
Цель логопеда – подготовить артикуляционный аппарат ребенка к произнесению трудных для него звуков с помощью специальных артикуляционных упражнений, поставить (вызвать) звук, закрепить его в самостоятельной речи дошкольника. На первом этапе работы необходимо сформировать «физиологический образ» звука.
Без понимания того, где и как расположены органы артикуляции при произнесении звука (губы, зубы, язык) невозможно воспроизведение нужных артикуляционных поз. Частично «физиологический образ» звука можно объяснить с помощью упражнений артикуляционной гимнастики, используя игровые сюжеты и предметные картинки. Так можно развить подвижность языка, его переключаемость, точность и последовательность движений. Но не все дети могут правильно выполнять упражнения и воспроизводить нужный артикуляционный уклад без долгой кропотливой и системной работы с логопедом, с родителями и самостоятельной тренировки. Это объясняется рядом причин.
Например:
при парезах языка и губ, вялости кончика языка, отсутствии верхнего подъема языка, ребенку сложно выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме, трудно контролировать правильность их выполнения;
несформированность речевого выдоха, а как следствие, отсутствие достаточно сильной направленной воздушной струи для вибрации кончика языка;
отсутствие передних резцов у детей не дает опору для языка при произношении некоторых звуков;
и другие причины, как анатомическое строение - короткая подъязычная связка, семейная речевая среда, когда родители не произносят звук и т.п.
В связи с этим я решила провести вместе с детьми небольшое исследование. А поскольку у большей части детей - логопатов нарушено произношение звука [Р], то тема нашей исследовательской работы так и звучит «Как правильно произносить звук [Р]».

Цель проекта: осмысление ребенком - логопатом положения органов артикуляции при произношении звука [Р].
Задачи:
-установить, какие этапы подготовки необходимы для произношения звука [Р],
-выявить особенности положения органов артикуляции при произношении звука [Р],
-формирование умения удерживать правильную артикуляцию звука [Р], анализировать, сравнивать разные артикуляционные позиции,
- развитие зрительного восприятия, слухового внимания, логического мышления.
Вид проекта:
исследовательский, краткосрочный, индивидуальный
Адресация:
Проект реализуется в рамках Программы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения
Участники проекта: дети подготовительной группы. Возраст участников: 5-6 лет
Сроки реализации: ноябрь-декабрь 2016-2017 учебного года
Ожидаемый результат: осознанное принятие правильного артикуляционного уклада при произнесении звука Р.
Предполагаемые критерии оценки эффективности проекта: создание буклета, которым могут воспользоваться другие дети с нарушениями звукопроизношения.
Оборудование: ноутбук, доска, маркеры, зеркало, альбомный лист, фломастеры, картинки фруктов, картинки с упражнениями, зеркало, салфетки, султанчики, вертушка, семечки липы, ватка и др.Ход занятия.
Постановка проблемы.
- Римма, нам надо научиться правильно и хорошо произносить звук /Р/.
Как ты думаешь, что для этого надо делать?
Выдвижение гипотезы.
Логопед фиксирует гипотезу ребенка с помощью пиктограмм на доске.
Гимнастика для пальчиков (ладонь).
-А еще что может помочь научиться правильно произносить звук /Р/?
2. Гимнастика для языка и губ (язык, губы).
Поиск и предложение.
Итак, сначала мы выполним гимнастику для пальчиков.
-Чтобы научиться произносить звук /Р/, достаточно ли сделать гимнастику для пальчиков? (Нет, надо еще сделать гимнастику для языка).
Затем гимнастику для языка и губ.
-Как ты думаешь, когда мы научимся делать гимнастику для пальчиков и хорошо будем выполнять упражнения для языка и губ, то научимся правильно произносить звук /Р/?.
- А надо ли уметь правильно пускать ветерок, т.е. дуть? (Да).
Значит, еще нужна дыхательная гимнастика (стрелки). Надо научиться пускать ветерок. – Какой должна быть струя воздуха: сильной или слабой? Она должна быть широкой или узкой? Теплой или холодной?
- Все? Еще что-нибудь нам нужно сделать?
Сбор материала.
Гимнастика для пальчиков. Что для этого нам нужно? (Картинки фруктов и наши руки).
Гимнастика для языка и губ. Что для этого нам нужно? (картинки с упражнениями, зеркало, салфетки).
Дыхательная гимнастика. Что для этого нам понадобится? Можешь выбрать из этих предметов то, что нужно тебе (султанчики, вертушка, семечки липы, ватка и др.)? Посмотри вокруг, что-нибудь еще тебе надо? (Ребенок осматривает кабинет).
Схема звука. Нам надо понять, какое положение занимает язык во рту. Где находится кончик языка? Что делают при этом зубы и губы? ( зубы разомкнуты, губы слегка растянуты).
Обобщение полученных знаний. Применение на практике.
1,2,3------
Слушание аудиофрагмента занятия №27 Коноваленко.
Элемент логоритмики - упражнение «Заведем мотор» (самолет).
Создание буклета с пиктограммами:
ладонь,
язык, губы;
стрелки;
самолет.


Итог
–Кому подарим твой буклет (рисунок)? Кому он может пригодиться? (-тому, кто еще не умеет произносить звук /Р/)
- Тебе понравилось сегодня заниматься?