Сценарий литературно-музыкальной композиции по повести В.Кондратьева Привет с фронта


"Привет с фронта"
Сценарий литературно-музыкальной композиции
по одноименной повести В.Кондратьева и стихам поэтов-фронтовиков
(автор Байрамова Н.Н., учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории)
leftcenter
Данный сценарий -заключительный этап учебного проекта одиннадцатиклассников "Книги о войне" - был апробирован в МАОУ СОШ №73 в рамках празднования 70-летия Победы. Так совпало, что юбилейный год явился еще и Годом Литературы в России. Поэтому наша композиция призвана еще и популяризовать чтение среди старшеклассников. Советская литература унаследовала лучшие традиции классической литературы. Повесть В.Кондратьева "Привет в фронта" тому подтверждение. Она адресована юному поколению и вызывает яркий эмоциональный отклик, потому что герои произведения близки по возрасту современным старшеклассникам, а проблемы, поставленные автором, всегда трогают душу: война, любовь, жизнь и смерть. Два главных героя, Юрий Ведерников и медсестра Нина, читают прозаические отрывки из повести В.Кондратьева; в сценарий также включены стихи И.Уткина, А.Яшина, М.Дудинова, В.Туриянского и музыкальные клипы- мощные по эмоциональному воздействию песни о любви и о войне. Музыкальные клипы подобраны в Интернете, один из клипов - авторская работа ученицы 11 класса Чебыкиной В, ставшей победительницей районного конкурса буктрейлеров и сыгравшей главную роль в нашей композиции.
Финал повести трагичен, но нам захотелось сделать его светлым, поэтому в финале нашего сценария сначала звучит полное надежды стихотворение Е.Ширман "Возвращение", а затем вальс. Танец напоминает собой спектакль: девочки кружатся в школьном вальсе, мальчики дарят им цветы и приглашают снова, главная героиня одиноко наблюдает за ними -ведь от Юры писем больше не было, затем мальчики уходят на войну, все девочки грустят о них, потом ребята благополучно возвращаются; наконец появляется и главный герой; в финале три вальсирующие пары. Чувства были сыграны гениально, трогательно, вдохновенно, как это могут сделать юные и влюбленные.
Наша композиция была продемонстрирована дважды: столько было желающих ее посмотреть после премьеры. Мероприятие мы решили устроить не в зале, а в кабинете, чтобы создать камерную обстановку, чтобы зрители были будто вовлечены в действие, а участники живо чувствовали их душевный отклик. Энергия и талант сценариста и артистов сплавились и сделали это мероприятие значительным событием в жизни школы. В ответ гости-десятиклассники потом написали нам письма-треугольники, одно из которых не могу не привести здесь.
"Дорогие ученики одиннадцатых классов и Наталья Николаевна! Эти строки мы пишем вам, чтобы выразить свою неизмеримую благодарность, хотя ее не смогут выразить никакие слова.
От предстоящего мероприятия мы, конечно, ожидали целого цунами эмоций. Но ваше выступление превзошло все наши мыслимые и немыслимые ожидания: оно было настолько проникновенным, настолько чувственным, что перехватывало дух и замирало сердце, а затем начинало гулко биться. В эти мгновения мы вместе с вами стояли на том лугу, и даже казалось, чувствовали аромат того цветка. Каждый из вас представал перед зрителем настоящим актером, а стены класса превращались в кулисы сцены. Словами не передать, какие чувства пробирали до кончиков пальцев6 хотелось одновременно плакать навзрыд, по-детски радостно смеяться, а еще хотелось подойти и обнять каждого из вас.
Огромное пламенное спасибо за то, что окунули нас в жизнь того нелегкого времени, за то, что примерили на себя лики людей, переживших столь тяжелые вещи. Спасибо!"
Цели:  
формирование высоконравственной личности, воспитание патриотизма, гражданственности  
формирование духовных ценностей, активной жизненной позиции, любви к мирной жизни
Задачи:
расширение кругозора учащихся по теме «Великая Отечественная война»; приобщение к творчеству писателей и поэтов-участников войны; популяризация чтения;
сопереживание к людям, пережившим страшную трагедию войны;
развитие личностных, познавательных,коммуникативных компетенций.
Форма проведения:  КТД
Участники:  ученики 10-11  классов, родители, гости
Предварительная подготовка:
обучение выразительному чтению прозы и стихотворений; обучение элементам театрализованного представления; постановка танца
подготовка декораций, костюмов, презентации
Оборудование:
декорации, костюмы
мультимедийный проектор, презентация
Ход мероприятия
1. Клип. Песня Б.Окуджавы "До свидания, мальчики"

2. Чтец (старшеклассник)
На улице полночь. Свет догорает.Высокие звезды видны.Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,В пылающий адрес войны.Как долго ты пишешь его, дорогая,Окончишь и примешься вновь.Зато я уверен: к переднему краюПрорвется такая любовь!...Давно мы из дома. Огни наших комнатЗа дымом войны не видны.Но тот, кого любят,Но тот, кого помнят,Как дома - и в дыме войны!Теплее на фронте от ласковых писем.Читая, за каждой строкойЛюбимую видишьИ родину слышишь,Как голос за тонкой стеной...
Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.И время такое придёт:Останутся грусть и разлука за дверьюИ в дом только радость войдёт.И как-нибудь вечером вместе с тобою,К плечу прижимаясь плечом,Мы сядем и письма, как летопись боя,Как хронику чувств, перечтём. (И.Уткин. "Ты пишешь письмо мне", 1943)
3. Две девушки-медсестры -Нина и ее подруга. Затем Юрий. Первые письма
Подруга: Ранбольные... Так мы называли наших подопечных, только что прибывших с фронта, пока не знали их имен и фамилий, а потом звали их, конечно по именам, реже по фамилиям, а еще реже, по именам-отчествам, потому что большинство было наших одногодков - Вась, Петь, Андрюш, Сашек...
Нина: Я совершенно не помнила внешность Юры Ведерникова, бывшего ранбольного", когда в мае сорок третьего совсем неожиданно получила от него первое послание, поразившее меня обращением на «вы» и довольно связным изложением своих мыслей. Конечно, излечившиеся раненые писали мне с фронта, но большей частью их письма были малоинтересны, видно, всерьез меня не принимали — уж слишком я была еще девчонка. А тут — на «вы» с большой буквы, с неглупыми рассуждениями, между строк которых читалось что-то для меня очень приятное...
Подруга: Ведерников лежал не в нашем отделении... Возможно, это был тот мальчик с перевязанной головой, который всегда как-то задумчиво и внимательно глядел на тебя?
Нина: Несмотря на то, что я очень туманно помнила этого Юру Ведерникова, я, конечно, засела за ответное письмо.
Подруга: А как же не ответить человеку, находящемуся на фронте? Ведь мы, девчонки, нужны нашим мальчикам не только тогда, когда они лежат беспомощные на госпитальной койке, но, наверно, и тогда, когда они выздоровели и находятся на передовой.
Нина: (открывая треугольник письма) Привет с фронта! Нина, здравствуйте!... (девочки уходят)

Юрий: «Привет с фронта! Нина, здравствуйте! Спасибо большое за письмо. Я, конечно, понял, что Вы ответили мне просто так, чтоб не обидеть меня. Ну какая другая могла быть причина, раз Вы меня совсем не помните? Ведь так?
Я довольно высокий, блондин, мне уже двадцать лет, был дважды ранен, и у меня две награды — «Звездочка» и «За отвагу». Не вспомнили?
...Сейчас у нас на фронте затишье, но что-то томит, и настроение немного тоскливое. Вы знаете, мы ведь все время бодримся и в разговорах друг с другом, и в письмах родным, но умирать все-таки очень и очень не хочется. Особенно сейчас, когда весна. Хотите — верьте, хотите — нет, но я еще ни разу не целовался с девушкой... Вы спросите, почему так получилось? Сам не знаю.
Нина: (На фоне отдаленного звука канонады) Это постоянное обращение - "Привет с фронта" - сейчас вдруг обрело для меня какое-то отдаленное определенное звучание. Эти слоги - При-ет-фро-та - показались мне какими-то отголосками артиллерийской канонады, далекими звуками передовой, которые доносятся до меня вместе с письмами Ведерникова...

Нина - Чебыкина Валерия, 11БЮрий - Савицкий Влад, 11Б
Юрий: У нас пока тихо. Конечно, постреливают наши и немецкие снайпера, два раза на дню накрывают нас фрицы минометным огнем, но у нас хорошие укрытия и потерь почти нет. Сейчас в очень голубом небе ноет «рама», или «костыль», так мы называем немецкий разведывательный самолет. Ноет, высматривает...
Вы спрашиваете в письме откуда я? Я жил на Урале, в Свердловске, там окончил десятилетку, оттуда и пошел в армию. Но я часто бывал в Москве, и мы с мамой за несколько дней обходили все московские театры.
(Строки звучат на фоне музыки) Как только окончится война, я непременно приеду в Москву, и мы сходим в театр. Хорошо? Я часто представляю, как я держу Вас за руку и веду в партер и мы слушаем какую-нибудь оперу, хорошо бы «Евгения Онегина». Вы любите ее? Я — да. Мне очень хотелось быть похожим на Онегина, но по характеру я скорей Ленский, чем не очень доволен. Вы знаете, я пишу стихи. Очень плохие. И посылать их Вам не буду. Может быть, одно, посвященное Вам, когда-нибудь...
4. Чтец. (на фоне музыки)
Над землянкой в синей бездне
И покой и тишина.
Орденами всех созвездий
Ночь бойца награждена.
Голосок на левом фланге.
То ли девушка поет,
То ли лермонтовский ангел
Продолжает свой полет.
Вслед за песней выстрел треснет -
Звук оборванной струны.
Это выстрелят по песне
С той, с немецкой стороны.
Голосок на левом фланге
Оборвется, смолкнет вдруг...
Будто лермонтовский ангел
Душу выронит из рук...
И Уткин. "Затишье", 1943

5. Две девушки-медсестры -Нина и ее подруга. Затем Юрий. Разговор о войне
Подруга: Тогда на третьем году войны, она настолько вошла в нашу жизнь, что мы все как-то не очень представляли трагедию наших подопечных, которые, излечившись, прощались с нами с улыбками, спокойные, даже радостные, будто уезжали не на войну, а в какую-то очень интересную командировку. И письма их с фронта были всегда бодрые, безжалобные...
Нина: Они старались рассказать в них что-нибудь веселое, смешное из их фронтовой жизни. Но сколько раз в этих письмах встречалась фраза: "Идем в бой, но ты не бойся, все будет в порядке. Погоним фрица дальше. Скоро напишу..." Но писем больше не было и не было...
Юрий: Привет с фронта! Здравствуйте, Нина! Сегодня такая радость — получил Ваше письмо! А главное, почувствовал, что оно немного другое, чем прежние, — теплее и сердечнее. К сожалению, в этот же день, вечером, произошло несчастье — убило моего связного Васю Колбина. Он как-то неосторожно высунулся из окопа, и снайпер попал ему прямо в лоб. Он был очень хороший парень, и мы здорово сдружились за это время...
Я Вам признаюсь — ночью, оставшись в землянке один, я плакал, как маленький. Представляете — я, мужчина, командир взвода, и плакал!
(Строки звучат под музыку Аьбиони "Адажио") Утром писал письмо его родным. Если б Вы знали, как это тяжело. Очень трудно привыкнуть к смертям. Но что делать? Война есть война.
6. Чтецы-мальчики. Стихи о погибших друзьях
(Продолжает звучать музыка Альбиони)

В лесах смоленских да под Вязьмой
Свинцовый дождичек во ржи.
...Братишка мой в рубашке бязевой,
Убитый пулею, лежит.
И в гимнастерочке зеленой,
В пилотке с красною звездой,
Незнавший женщин, несмышленый,
Теперь навечно молодой.
Ах, сорок третий, сорок третий,
Проклятый сорок третий год,
Когда убитый — каждый третий,
Когда и взвод — уже не взвод.
А после боя, на поверке
Хрипит усталый старшина,
Когда солдатская манерка
За недосчитанных полна.
...Потом схоронят под пробитой
Чужими пулями сосной.
С последним словом замполита
Их путь окончится земной.
Под залп за мальчиков-военных
Хлебнут казенного вина.
"За всех невинноубиенных" —
Так тихо скажет старшина.
В лесах смоленских...
(Владимир Туриянский)

***
Когда я вижу, как убитый  Сосед мой падает в бою, Я помню не его обиды, Я помню про его семью.Мне представляется невольно Его обманчивый уют. ...Он мертв уже. Ему не больно, А их еще... письмом убьют!
(И.Уткин. "Из письма", 1942)



***Еще рассвет по листьям не дрожал, И для острастки били пулеметы.. . Вот это место. Здесь он умирал - Товарищ мой из пулеметной роты. Тут бесполезно было звать врачей, Не дотянул бы он и до рассвета. Он не нуждался в помощи ничьей. Он умирал. И, понимая это, Смотрел на нас и молча ждал конца, И как-то улыбался неумело. Загар сначала отошел с лица, Потом оно, темнея, каменело. Ну, стой и жди. Застынь. Оцепеней Запри все чувства сразу на защелку. Вот тут и появился соловей, Несмело и томительно защелкал. Потом сильней, входя в горячий пыл, Как будто сразу вырвавшись из
плена, Как будто сразу обо всем забыл, Высвистывая тонкие колена. Еще мгновенье - перекосит рот От сердце раздирающего крика. Но успокойся, посмотри: цветет, Цветет на минном поле земляника! А мир гремит на сотни верст окрест, Как будто смерти не бывало места, Шумит неумолкающий оркестр, И нет преград для этого оркестра. Нелепа смерть. Она глупа. Тем боле Когда он, руки разбросав свои, Сказал: "Ребята, напишите Поле - У нас сегодня пели соловьи".
Он не дожил, не долюбил, не допил, Не доучился, книг не дочитал. Я был с ним рядом. Я в одном окопе, Как он о Поле, о тебе мечтал.И, может быть, в песке, в размытой глине, Захлебываясь в собственной крови, Скажу: "Ребята, дайте знать Ирине, У нас сегодня пели соловьи". Пусть даже так. Потом родятся дети Для подвигов, для песен, для любви. Пусть их разбудят рано на рассвете Томительные наши соловьи. ( М.Дудин. "Соловьи",1942)

7. Клип. О.Митяев."В осеннем парке городском" (исп. С.Безруков)
8. Нина и Юрий. Разговор о любви
Нина: Шли недели. Писем от Ведерникова не было... Но я почему-то не думала, что с ним что-нибудь случилось. Несмотря на то что война являлась к нам каждый день с каждой партией вновь прибывших раненых, мы все же реально, по-настоящему как-то ее не представляли, и отчасти потому, что письма ребят, уехавших после госпиталя на фронт, были всегда какие-то легкие, даже веселые. Они не писали нам правды. И вот, наконец... Привет с фронта...
Юрий: Привет с фронта! Здравствуйте, Нина! Простите, что долго не писал. Нас перебросили на другой участок. Был длительный марш, в котором было трудно выбрать время для писем.
...Вчера был дождь. Такой хороший ливень с грозой, после которого мы наслаждались свежим и пахучим воздухом... Но не дай бог быть Вам здесь. Девушкам на фронте тяжелее. Когда вижу их, меня наполняет какая-то нежность к этим девочкам в военной форме. Нет, мне не нравится ни одна. Просто ко всем нежность и жалость, что им приходится быть на войне, где довольно трудно и мужчинам.
В первые дни на новом месте было много работы — копали землю. Но я думал о Вас все время. Вы, конечно, читали «Гранатовый браслет» Куприна. Так вот, мне хочется в конце каждого своего письма писать то, что писал Желтков. Вы помните, что он писал?..
Нина: Конечно, я помнила эти слова! «Да святится имя Твое...» Бог ты мой, неужели я способна внушить такие чувства? Неужели у меня настоящая любовь? Самая-самая настоящая!
Постепенно передо мной в письмах вставал человек. Не просто влюбленный паренек, а человек. Со своими мыслями, мечтами, со своей судьбой. Я так и написала ему: «Вы стали интересны мне, Юра, как человек, и я с нетерпением жду ваших писем, чтоб узнать о вас еще что-то новое...» А в конце даже добавила, что, наверное, буду ждать его, ждать по-настоящему... (звучит музыка)
9. Два чтеца - юноша и девушка.


Если будешь ранен, милый, на войне,Напиши об этом непременно мне.Я тебе отвечуВ тот же самый вечер.Это будет теплый, ласковый ответ:Мол, проходят раныПоздно или рано,А любовь, мой милый, не проходит, нет!

Может быть, изменишь, встретишься с другой-И об этом пишут в письмах, дорогой! -
Напиши... Отвечу... Ну, не в тот же вечер... Только будь уверен, что ответ придет: Мол, и эта рана, Поздно или рано, Погрущу, поплачу... все-таки пройдет.Но в письме не вздумай заикнуться мнеО другой измене - клятве на войне.Ни в какой я вечерТрусу не отвечу.У меня для труса есть один ответ:Все проходят раныПоздно или рано,Но презренье к трусу не проходит, нет! (И.Уткин "Если будешь ранен...", 1941)
***
Если я не вернусь, дорогая, Нежным письмам твоим не внемля, Не подумай, что это - другая. Это значит... сырая земля.Это значит, дубы-нелюдимыНадо мною грустят в тишине,А такую разлуку с любимойТы простишь вместе с Родиной мне.Только вам я всем сердцем и внемлю, Только вами и счастлив я был: Лишь тебя и родимую землю Я всем сердцем, ты знаешь, любил.И доколе дубы-нелюдимы Надо мной не склонятся, дремля, Только ты мне и будешь любимой, Только ты да родная земля! (И.Уткин, 1942)
10. Клип. В.Толкунова "Мой милый, если б не было войны"
11. Нина и Юрий. Разговор о цветке

Юрий: Привет с фронта! Здравствуйте, Нина! Теперь мы живем в лесу, а перед нами цветущий луг. Я высовываю нос из окопа и жадно вдыхаю его запахи. Даже странно, что такая красота — это поле боя, что в пятистах метрах от нас немцы. Недалеко от наших позиций я вижу большой красный цветок. Я не знаю, как он называется, но он очень красив, и мне хочется сорвать его для... Вас. Я знаю, он завянет, засохнет, пока дойдет до Москвы, а может, его выбросит из конверта военная цензура — скажет, вот сантименты, но я вес равно сорву его. Правда, это не так просто. На этот луг не то что выйти нельзя, нельзя даже высунуть голову из окопа — сразу несколько пуль впиваются в бруствер. Но это днем, а ночью можно будет сползать. Только найду я его ночью или нет, не знаю. Постараюсь...

Нина: Я живо представила, как он ползет ночью по полю боя за этим цветком на виду у немцев (я знала, что они пускают все ночи ракеты), и у меня сжалось сердце из-за страха за него. Глупый мальчишка, ведь его может ранить или даже убить на этом лугу! Но все же его намерение сорвать для меня цветок на поле боя наполнило мое сердце гордостью и показалось очень романтичным, прямо-таки рыцарским. Весь день меня распирало чувство собственной значительности.
А потом наступило такое состояние, что я не находила себе места. Томило предчувствие, что с Ведерниковым что-то случилось, и, конечно, из-за этого цветка, который растет на поле боя, и это будет ужасно — ведь я буду чувствовать себя виноватой...
И в самый разгар моего уныния, когда весь свет не мил, раскатами далекой передовой ко мне пришло:
Юрий: Привет с фронта! Здравствуйте, Ниночка! Цветок я все-таки сорвал и посылаю Вам. Он вложен в отдельную бумажку, сложенную пополам. Если его не будет, значит, выкинула военная цензура.
Нина: Я приостановила чтение и достала из конверта этот сложенный листок. На нем и вправду было написано:
Юрий: Дорогая военная цензура! Не выкидывай этот цветок. Я посылаю его любимой девушке.
Нина: (Слова звучат на фоне музыки) Я развернула бумажку. Там лежал смятый, но еще не совсем засохший какой-то красный цветок. Красивого в нем ничего не было. Он был будто раздавленный, и на бумаге были красные следы от его сока, словно кровь... У меня сдавило грудь... Глядя на цветок, я совершенно ясно чувствовала, что это последнее письмо Ведерникова. До такой отчаянности ясно, что не могла уж читать продолжение письма, так как глаза застили слезы, а к горлу подползал тяжелый холодный ком...

Юрий надевает пилотку, берет автомат: Ниночка, наверное, от меня долго не будет писем. Пора начать гнать фашистов дальше. Для меня — «смерть немецким оккупантам» — не лозунг, а зов сердца. И пока они на нашей земле, жить спокойно нельзя, просто стыдно. Я как-то не касался этого в своих прежних письмах, ведь они были о другом, о моих чувствах к Вам. Но сейчас, когда скоро пойдем в бой, Вы должны знать, что пойду я с радостью и с верой, что все будет хорошо. Живите той «живой жизнью», о которой писал Вересаев, и будьте всегда безоблачны и радостны...
Я твердо уверен, что мы увидимся, что сходим еще в Большой театр и я буду держать Вашу руку в своей. Не может же быть, чтобы этого не случилось? Правда?
12. Клип. Буктрейлер по книге В.Кондратьева "Привет с фронта". Автор Чебыкина В.
13. Два чтеца - юноша и девушка.
***
Лампы неуверенное пламя.Непогодь играет на трубе.Ласковыми, нежными рукамиПамять прикасается к тебе.К изголовью тихому постелиСердце направляет свой полет.Фронтовая музыка метелиО тебе мне, милая, поет.Ничего любовь не позабыла,Прежнему по-прежнему верна:Ранила ее, но не убилаИ не искалечила война.Помню всё: и голос твой, и руки,Каждый звук минувших помню дней!В мягком свете грусти и разлукиПрошлое дороже и видней.За войну мы только стали ближе,Ласковей. Прямей. И оттогоСквозь метель войны, мой друг, я вижуВстречи нашей нежной торжество.Оттого и лампы этой пламяДля меня так ласково горит,И метель знакомыми словамиО любви так нежно говорит...
(И.Уткин, 1944)
***
Что нам тысячи километров!
Имя вслух мое назови —
И домчится, как песня, с ветром
До окопов голос любви.
Я сквозь грохот тебя услышу,
Сновиденья за явь приму.
Хлынь дождем на шумную крышу,
Ночью ставни открой в дому.
Пуля свалит в степи багровой —
Хоть на миг сдержи суховей,
Помяни меня добрым словом,
Стынуть буду — теплом повей.
Появись, отведи туманы,
Опустись ко мне на траву,
Подыши на свежие раны —
Я почувствую, оживу..
(А.Яшин, 1943)
14. Нина. Последнее письмо.
Нина: (Строки звучат под музыку) Я читала, а внутри меня какой-то голос продолжал твердить: это последнее письмо, это последнее письмо, это последнее письмо...
Но шли дни, недели... Прошел месяц...
Госпитальная жизнь шла как обычно: прибывали новые раненые, уезжали на фронт излечившиеся. Ежедневно приходила почта, но я уже не неслась как полоумная на второй этаж — надежда тихо уходила из моего сердца, и с каждым днем все дальше и дальше, пока не ушла совсем...
До сих пор мне не хочется верить, что Ведерникова убили, что его жизнь, частица которой прошла передо мной в его письмах, оборвана войной. Мне кажется, он жив. Занимается своей любимой историей. Может быть, иногда вспоминает свои письма в Москву госпитальной сестренке, которые начинал всегда приветом с фронта.
А я сохранила его письма, и вот это последнее лежит сейчас передо мной.
Привет из юности, Юра...
Нина кладет письмо. Читает на фоне музыки стихотворение.
***Это будет, я знаю...Нескоро, быть может, —Ты войдешь бородатый,сутулый,иной.Твои добрые губы станут суше и строже,Опаленные временем и войной.Но улыбка останется.Так иль иначе,Я пойму — это ты.Не в стихах, не во сне.Я рванусь,подбегу.И наверно, заплачу,Как когда-то, уткнувшись в сырую шинель...Ты поднимешь мне голову,Скажешь: «Здравствуй...»Непривычной рукой по щеке проведешь.Я ослепну от слез,от ресниц и от счастья.Это будет нескоро.Но ты — придешь.(Ширман Е.М. Возвращение, 1941)
15. Вальс фронтовой медсестры (исп. Е.Гусева).Танец напоминает собой спектакль: девочки кружатся в школьном вальсе, мальчики дарят им цветы и приглашают снова, главная героиня одиноко наблюдает за ними -ведь от Юры писем больше не было, затем мальчики уходят на войну, все девочки грустят о них, потом ребята благополучно возвращаются; наконец появляется и главный герой; в финале три вальсирующие пары.

16. Финал. Все участники.

(Володина Анастасия, Асташова Полина, Щербакова Светлана, Солдатенкова Валерия, Букарева Елизавета, Ляликова Елизавета, Сндеян Симак, Чебыкина Валерия, Савицкий Владислав, Латипова Екатерина, Романов Филипп, Бусин Александр, Куприянов Дмитрий, Лушников Семен, Свиридов Илья, Письменюк Никита)
1.Это навсегда, ребята, — Верить в то, что сердцу свято. 
2.Предвоенный класс десятый, Все дороги впереди… 
3.А те мальчишки только и успели Надеть свои солдатские шинели 
4.И, не сказав последнего «прости», В бою сумели Родину спасти. 
5.Не обожженные сороковыми,
Сердцами вросшие в тишину,-
Конечно, мы смотрим
глазами иными
На нашу большую войну.
6.Мы знаем по сбивчивым,
трудным рассказам
О горьком победном пути.
7.Поэтому должен хотя бы разум
Дорогой страданья пройти.
8.И мы разобраться обязаны сами
В той боли,
Что мир перенес.
9.…Конечно, мы смотрим
иными глазами-
Такими же полными слез.
-8763040005
17. Минута молчания
Юрий: Предлагаю почтить память всех погибших на войне минутой молчания.
18. Слово гостям: ветеранам, учителям, директору школы
Фото на память