Программа дополнительного образования по декоративно-прикладному творчеству с детьми 3-4 года «МЫ – УМЕЕМ ВСЕ!»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана
«Детский сад «Теремок»

Утверждено:
Приказом заведующего
МБДОУ «Детский сад «Теремок»
. ______________/Черебеева И.А.
Приказ № 140 от «30» «08»2016г.
Программа дополнительного образования по декоративно-прикладному творчеству с детьми 3-4 года
«МЫ – УМЕЕМ ВСЕ!»
(декоративно-прикладное творчество 2016-2017)
РУКОВОДИТЕЛЬ:
Ширко Н.Н.
Воспитатель.
АБАКАН - 2017 г.
Целевой раздел
Пояснительная записка.
Программа «Мы умеем все» относится к художественно-эстетическому направлению и ориентирована на приобщение детей к древнему виду творчества – тестопластике.
Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонически развитой личности.
Новизна программы заключается:
-  в интеграции близких ребенку знаний о традициях и ценностях семьи, способах укрепления традиций и роли декоративно-прикладного творчества в этом процессе;
-  в использовании нетрадиционных для данного вида искусства способах работы для создания художественного образа (каркас, декорирование изделия различными материалами, такими как текстиль, фурнитура, бисер);
-  в комплексном использовании заданий и упражнений по развитию творческого воображения на каждом занятии
Педагогическая целостность, предоставляемая данной программой возможность «пробы сил» воспитанников в данном виде творчества – лепке из соленого теста, содействует разрушению стереотипа неспособности к художественному творчеству, развитию уверенности в себе, формированию адекватной самооценке детей. Дети младшего школьного возраста нуждаются в том, чтобы результат их деятельности – созданное изображение из соленого теста – прежде всего, удовлетворял бы их самих, а также вызывал бы одобрение их сверстников и взрослых. А это возможно при условии систематического и последовательного усвоения детьми знаний, навыков и умений, необходимых для успешного овладения искусством тестопластики и развития их творчества
Актуальность программы обусловлена тем, что современные развивающие технологии и программы образования ориентируют на построение особого типа взаимодействия взрослых с детьми, где на первый план выходит проблема создания условий для развития каждого ребенка с учетом его особенностей, способностей и индивидуальных интересов. Чтобы больше времени уделять этой работе, я решила разработать программу по декоративно-прикладному искусству «Тестопластика».
Отличительные особенности настоящей программы прослеживаются по нескольким направлениям:
- данная программа предполагает углубить знания по тестопластике младших дошкольников, основанные на преимущественном изучении такого вида декоративно-прикладного искусства. Программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории, теории тестопластики, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере.
- программа «Мы умеем все» построена на использовании методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищно-игровых приёмов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей младшего дошкольного возраста мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные ситуации, игровые задания, театрализованные действия стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый обучающийся, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.
Цель: Создание условий для раскрытия и развития потенциальных творческих способностей в изготовлении изделий из соленого теста.
Задачи:
Познакомить дошкольников с основными приемами лепки из соленого теста.
Научить создавать плоские и объемные поделки.
Развивать у детей интерес к искусству, эстетический вкус, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.
Формировать у детей следующие умения и навыки:
- умение лепить из соленого теста различные предметы (овощи, фрукты, животных, украшения и т. д.);
- умение украшать вылепленные изделия методом налепа, углубленного
рельефа, а также дополнительными элементами из природного и
бросового материала;
- умение расписывать изделие краской;
- навыки работы со стеками
- навыки аккуратной лепки и росписи.
Обеспечить эмоциональное благополучие каждому ребёнку, развивать у него познавательные и творческие способности
Воспитывать эстетический вкус у детей и чувство прекрасного, приобщать ребёнка к домашнему хозяйству.
Принципы:
Учитывать интересы, возможности ребенка при организации занятий.
Организовать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы детей. Соблюдая права ребенка.
Создавать комфортный психологический климат, стимулировать успех детей.
Не мешать ребенку творить.
.
Принцип системности: непрерывность, регулярность, планомерность воспитательно – образовательного процесса.
Принцип сознательности: ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
Преимущества соленого теста:
легко отмывается и не оставляет следов;
безопасно при попадании в рот, один раз попробовав
 тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно!
если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;
краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;
поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века.
с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.
Возраст детей, участвующих в данной дополнительной образовательной программе: 3 – 4 года
Сроки реализации дополнительной образовательной программы 1 год
Длительность 1 занятия – 15 минут
Желаемый результат:
отделять от большого куска небольшие комочки
раскатывать комок теста прямыми движениями;
раскатывать комок теста круговыми движениями;
сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;
соединять концы;
сплющивать между ладонями комок теста;
соединять 2-3 знакомые формы;
защипывание краев формы кончиками пальцев
Способы проверки:
Фотоотчет
Выставки работ
Сентябрь мониторинг Результаты мониторинга на начало учебного
Август мониторинг Результаты мониторинга на конец учебного года
Критерии отбора детей: на основе запроса родителей педагогом.
Соответствие требования ФГОС
Отбор оборудования, учебно – методических и игровых материалов осуществляю на основе СанПиН 2.4.1.3049-13 и ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155)
Введение в действие Федерального закона «Об образовании в РФ и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает наличие у воспитателей ДОО компетенций, необходимых для успешного использования инновационных педагогических технологий творческого развития ребенка в образовательном процессе.
Положение о кружковой работе
Приказ об организации кружковой работы в ДОУ.
Содержательный раздел:
Структура занятий:
1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
2. Объяснение, показ приемов лепки.
3. Лепка детьми.
4. Физ. пауза.
5. Доработка изделия из дополнительного материала.
6. Рассматривание готовых работ.
Методические рекомендации
По организации игр – занятий:
При организации игр- занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила:
1. Не мешать ребенку творить.
2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.
3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его
5. Поддерживать инициативу детей.
6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка
Способы лепки:
1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).
2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.
3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу
Учебно-тематический план программы дополнительного образования по декоративно-прикладному творчеству с детьми 3-4 года
Месяц Недели Тема Используемый материал Цели Количество часов
Сентябрь 1 «В гостях у принцессы Солечки»  Мука, соль, вода Познакомить детей с особенностями лепки из соленого теста и с назначением инструментов и приспособлений. Вызвать интерес к лепке из соленого теста 1
2 Знакомство с «Круглой страной»  Тесто, карандаш Познакомить детей с формой шара, формировать умение определять внешние признаки предметов и сравнивать предметы по этим признакам, развивать формообразующему движению-скатыванию округлых форм, установить связи обследующего и формообразующего движений, развивать тактильную чувствительность тесто
1
3 Раскрашивание изделия Гуашь, палитра, кисть №2
Развивать умение смешивать чистые, яркие цвета с водой на палитре, учим работать кончиком кисти для проведения тонких линий Гуашь, палитра, кисть №2
1
4 Лепка «Солнышко»
(Цветное тесто) Знакомим детей с формой круга и шара, учить находить между ними различие, учим формообразующему движению-скатывание жгутика, развиваем образное мышление, воображение
1
Оформление выставки «Круглиши» Октябрь 1 Лепка «Овощи и фрукты»  Соленое тесто Продолжить знакомить детей со свойствами соленого теста. Закрепить умение передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов (форма, размер, используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание и т. д.  1
2 Раскрашивание изделий Гуашь, палитра, кисть №2
Развивать умение смешивать чистые, яркие цвета с водой на палитре, палитра, кисть №2
1
3 Лепка «Миска с апельсинами»  Соленое тесто Формировать навык лепить широкую невысокую посуду в определённой последовательности, учить скатывать шары одинакового размера 1
4 Раскрашивание изделия Гуашь, палитра, кисть №2
Продолжать развивать умение смешивать чистые,
яркие цвета с водой на палитре, учим работать кончиком кисти для проведения тонких линий Гуашь, палитра, кисть №2 1
«Ярмарка фруктов-за фант» Детский стол, скатерть, фартук, колпачек. Ноябрь 1 Лепка «Медальон с бабочкой»
Соленое тесто Ориентировать детей на поиск разных вариантов оформления медальонов (печати, формочки). Создать условия для использования различных инструментов и материалов при оформлении готовых изделий из соленого теста. 1
2 Раскрашивание изделия Гуашь, палитра, кисть №2
Продолжать развивать умение смешивать чистые, яркие цвета с водой на палитре, развивать умение работать кончиком кисти для проведения тонких линий Гуашь, палитра, кисть №2
1
3 Лепка «Подсолнушки – маленькие солнышки»  Соленое тесто Учить лепить рельефные изображения подсолнухов, передавая характерные особенности их строения и окраски.
Воспитывать интерес к отражению в лепке впечатлений об окружающей жизни.
1
4 Раскрашивание изделия Гуашь, палитра, кисть №2
Продолжать развивать умение смешивать чистые, яркие цвета с водой на палитре, развивать умение работать кончиком кисти для проведения тонких линий Гуашь, палитра, кисть №2
1
Декабрь 1 Лепка «Ёлка-новогодняя красавица»  Цветное тесто, картонная заготовка
Формировать навык самостоятельно применять в лепке знакомые способы работы
1
2 Украшение изделия из подручных средств мишура, конфеттии др. Бисер, клей ПВА, кисточка для клея, гель с блёстками
Развивать умение выбирать и создавать при помощи различных материалов (мишура, конфеттии др.) образ праздничной новогодней ёлки.
1
3 Лепка «Ёлочные украшения»  Цветное тесто Формировать навык у детей лепить украшения для новогодней ёлки способом моделирования. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание. Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать: по-разному изгибать колбаски и ленточки из теста, соединять их между собой, украшать свои изделия декоративными элементами. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, стремление к творчеству. 1
4 Украшение изделия из подручных средств Мишура, конфетти др. Гуашь, палитра, кисть №2
Развиваем умение выбирать и создавать при помощи различных материалов (мишура, конфетти др.) образ праздничной новогодней игрушки.
1
Выставка «Весело, весело-встретим Новый год» Иглы, дождик Январь 1 Лепка «Забавные рыбки»  Тесто, арбузные семечки
Продолжить освоение приемов рельефной лепки, учить детей создавать упрощенные фигуры, украшать их налепами, природным материалом. Совершенствовать умение оформлять поделки точками, полосками и т. д. Развивать воображение. Воспитывать активность и инициативность 1
2 Раскрашивание изделия Гуашь, палитра, кисть №2
Развивать навык смешивать чистые, яркие цвета с водой на палитре, учим работать кончиком кисти для проведения тонких линий 1
3 Лепка «Улитка»  Соленое тесто Совершенствовать технику раскатывания небольших комков соленого теста продольными движениями ладоней для получения цилиндра, вырабатывать умение вытягивать мелкие детали. Поддерживать интерес к поиску способов дополнения (ротик, глазки, усики) образа 1
4 Раскрашивание изделия Гуашь, палитра, кисть №2 Развивать умение смешивать на палитре цвета, разводить гуашь до сметанообразной консистенции
1
Выставка «Наши маленькие друзья» Иллюстрация маленького озера с камышами Февраль 1 Лепка «Морская черепашка»  Соленое тесто Формировать навык у детей лепить фигурку черепашки, передавая в лепке форму, строение, характерные особенности ее внешнего вида. Вызвать интерес к экспериментированию с художественными материалами для изображения «панциря».  1
2 Раскрашивание изделия Гуашь, палитра, кисть №2 Развивать умение смешивать на палитре цвета, разводить гуашь до сметанообразной консистенции 1
3 Лепка «Цыпленок» Соленое тесто Закрепить умение тщательно отделывать детали изображения, пользуясь разнообразными приемами лепки. Развивать наблюдательность, чувство пропорции. Поощрять самостоятельность и творчество. 1
4 Раскрашивание изделия Гуашь, палитра, кисть №2 Развиваем умение смешивать на палитре цвета, разводить гуашь до сметанообразной консистенции
1
Март 1 Лепка «Цветочек для мамы» (прямоугольный фон) Картонная заготовка, тесто Совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар, и видоизменять ее: прищипывать, оттягивать, вдавливать, делать насечки, дополнять налепами. 1
2 Раскрашивание изделия Гуашь, палитра, кисть №2
Изучение светлой цветовой гаммы и её применение на практике 1
3 «Цветок для бабули» (круглый фон)  Картонная заготовка, тесто Совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар, и видоизменять ее: прищипывать, оттягивать, вдавливать, делать насечки, дополнять налепами.
1
4 Раскрашивание изделия Гуашь, палитра, кисть №2
Изучение светлой цветовой гаммы и её применение на практике
1
Выставка «Цветочная поляна» Коробка оформлена травкой Апрель 1 Лепка «Гусеничка»  Соленое тесто Развивать умение скатывать шары различных размеров, учить создавать из шаров необходимый образ 1
2 Раскрашивание изделия Гуашь, палитра, кисть №2
Формировать навык подбирать цветовую гамму для передачи характера 1
3 Лепка «Божья коровка на листочке»  Картонная заготовка-листик, тесто, 2 спички Продолжаем развивать композиционное мышление, наблюдательность, знакомим с миром насекомых 1
4 Раскрашивание изделия Гуашь, палитра, кисть №2 Дать понятие цветовой контраст
1
Выставка «Ползаем, летаем» Большой лист дерева Май 1 Лепка «Совушка - сова»  Цветное тесто, горох, пряжа для подвески Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание шариков и т. д.).
Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т. д., использование природного материала (дроблённый горох). Развивать художественный вкус. 1
2 Лепка весёлого клоуна Цветное тесто Закрепляем умения и навыки различных способов лепки, учить передавать настроение средствами лепки 1
3 Лепка «Рамка для фотографии»
Цветное тесто, картонная заготовка Закрепить все способы лепки, которые изучали на предыдущих занятиях, Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.
1
4 Лепка сюжетных деталей рамочки
Рельефные пуговицы, старый фломастер, соленое тесто. Продолжить освоение техники рельефной лепки.
Развивать чувство композиции и фантазию, размещая произвольные детали на заготовленном фоне для рамочки.
Развивать умение использовать для нанесения узора на тесто, трубочки, печатки. 1
Июнь 1 Букет цветов Соленое тесто Освоить способ лепки предметов в форме конуса. Моделировать сосульки разной длины и толщины. Помочь найти приемы для усиления выразительности образов: сплющивание, скручивание, вытягивание, свивание, налепы. 1
2 Раскрашивание изделия Гуашь, палитра, кисть №2
Формировать навык подбирать цветовую гамму для передачи характера 1
3 Бабушкина корзина Соленое тесто Лепить отдельные изображения по замыслу (яблоки, печенье, орехи, пряники) и выкладывать их на общую основу (корзинку). Развивать мелкую моторику.
1
4 Раскрашивание изделия
Гуашь, палитра, кисть №2
Формировать навык подбирать цветовую гамму для передачи характера 1
Июль 1 Мостик Соленое тесто Моделирование мостика из 3-4 бревнышек, подобранных по длине (лишнее отрезается стекой). Создать композицию из ручейка и мостика. 1
2 Раскрашивание изделия Гуашь, палитра, кисть №2
Формировать навык подбирать цветовую гамму для передачи характера 1
3 Птичка в гнездышке Соленое тесто Моделировать гнездышко: раскатать шар, сплющить в диск, вдавить, прищипать. Слепить птенчика по размеру гнездышка. Обыграть композицию (червячок в клюве). Воспитывать интерес к лепке. 1
4 Раскрашивание изделия Гуашь, палитра, кисть №2
Формировать навык подбирать цветовую гамму для передачи характера
1
Август 1 Ути-ути! Соленое тесто Лепить птиц в стилистике народной игрушки: раскатать шар или овоид, оттянуть часть теста для головы, прищипнуть хвостик, вытянуть клювик. Воспитывать интерес к познанию природы. 1
2 Раскрашивание изделия Гуашь, палитра, кисть №2
Формировать навык подбирать цветовую гамму для передачи характера 1
3 Котенок Васька Соленое тесто Создавать образ любимого животного, используя различные приемы и способы лепки. Развивать чувство пропорции. 1
4 Раскрашивание изделия Гуашь, палитра, кисть №2
Формировать навык подбирать цветовую гамму для передачи характера
1
Выставка «Васька-охранник» Оградка из картона Форма организации воспитательно-образовательного процесса.

Организационный раздел
Материальное и методическое обеспечение программы
Для работы кружка необходимо следующее оборудование:
для работы: светлое помещение со столами и стульями по росту детей;
для изготовления солёного теста: мука пшеничная, соль, емкость для замеса теста, гуашь для замеса цветного теста;
для работы с солёным тестом: фартук, клеёнка, стеки, салфетка, баночка с водой, кисть, гуашь, клей ПВА;
для декорирования изделий: рамки разной величины (картонные заготовки), бусины, бисер, дождик;
для рассматривания: иллюстрации и открытки по темам;
для чтения: книги, рассказы, сказки по темам.
Используемая литература:
Антипова М.А. Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. - Ростов-на-Дону: Валдис: М.: РИПОЛ классик, 2009.
Выготский Л. С.  Воображение и творчество в детском возрасте. Психологические очерки. – М.: Просвещение, 1991.
Горичева В. С. Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. –  Ярославль: Академия развития, 1998.
Кискальт И. Соленое тесто. –  М.: «АСТ – пресс», 2001.
Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика:аранжировки и скульптуры из природного материала. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2009.
Поддьяков Н. Н. Доминирование процессов интеграции – закон развития детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддьяков // Дошкольное воспитание. – 2000. – №1.
Дополнительный раздел
Направленность программы
Практика работы с детьми свидетельствует, что лепка из соленого теста (тестопластика) как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. Поэтому, я решила заняться тестопластикой с детьми 3-4лет. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом – это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук. Занятия тестопластикой способствуют развитию речи детей. В процессе лепки дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ. Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления.
Особое влияние занятие тестопластикой оказывает на развитие детского творчества, фантазии. На занятиях лепкой развитие творческого воображения имеет свои особенности. Это объясняется тем, что лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании ребенка, формируется образ.
Занятия по лепке из соленого теста не просто вооружают детей умениями и навыками, но и помогают им почувствовать себя творцами, способным подчинить собственной воле материал и создать из него образ, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Они будят интеллектуальную и творческую активность, учат планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.
И самое главное – тестопластика вызывает у детей большой интерес, они получают огромное удовольствие от совместного творчества и возможность выразить свои мысли, свое отношение к увиденному, к услышанному, прочитанному в пластическом виде искусства.
Соленое тесто наиболее доступный материал для творчества. Программа «Мы умеем все» поможет воспитанникам овладеть навыками лепки из соленого теста, а забавные композиции, сделанные своими руками, украсят интернат и станут прекрасными подарками.
История возникновения
Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях.
Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепешкам пришли первые караваи.
Древние египтяне приблизительно 5 тысяч лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба.
Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных и затем приносили их в жертву богам.
В Европе в древности фигурный хлеб из дрожжевого теста делали только руками, без вспомогательных материалов.
Италия в средние века славилась поистине удивительными мастерами, настоящими художниками, которые пекли такие великолепные фигурные хлеба, что купцы со всей Европы покупали их, чтобы по возвращении в свои родные страны дорого их продать.
В это же время появились и деревянные формы для выпечки хлеба. По сей день такими формами пользуются для приготовления выпечки к Рождеству.
Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.
В Китае начиная с XYII века делали марионетки из теста.
В Гималаях используют деревянные формы для приготовления жертвенных культовых фигур из ячменной муки. Эти фигуры из теста заменяют людей и животных, которых приносили в жертву в прежние времена.
Один из народных художественных промыслов Эквадора – поделки из окрашенного теста. И если раньше фигурки из теста имели символический или мистический смысл, то теперь для туристов умельцы лепят все что угодно.
В Скандинавии фигурки делают из связанных в снопы колосьев; а на западе Испании на торжества в честь Богоматери на алтарь приносят хлебные венки.
В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделанные пышным орнаментом.
С давних времен в Украине использовали тесто для изготовления всевозможных игрушек. Ласточки, голуби, зайчики, собачки, олени, свинки, коровки из теста имели ритуально-обрядовое значение – их использовали для зазывания весны или для рождественских поздравлений.
Хотя поделки из теста – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.