Программа дополнительного образования детей по декоративно-прикладному творчеству «Ларец творений »


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАРТАЛИНСКИЙ МНОГООТРАСЛЕВОЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ:
Зам.директора
По УВР
Шаклина Л.В
№___ «___»_________2015г. УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________С.А. Ермухаметов
«_____»_____________2015г.  
Программа
дополнительного образования детей
 по декоративно-прикладному творчеству
«Ларец творений »
Срок  реализации: 1 год
Возраст детей: 15-17 лет
Педагог дополнительного образования:
 Салмина Юлия Рамильевна
2015 год.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………..2
Программный материал……………………………………….3
Учебно-тематический план……………………………………6
Содержание программы………..……………………………...8
Список литературы…………………………………………….9
Пояснительная записка.
                   
  Программа декоративно – прикладного творчества «Ларец творений»  относится к художественно-эстетической направленности, к  образовательной области «декоративно – прикладное искусство». По уровню освоения –  программа  относится к общекультурной. Программа является  модифицированной.       
Отличительная особенность  данной образовательной программы  заключается в её расширении за счёт введения блоков: канзаши и квиллинг. Также в программу включен региональный компонент «Брединский край – моя малая Родина». Таким образом,  образовательная программа «Сувенир» включает в себя изучение четырех различных видов декоративно – прикладного искусства: солёное тесто, канзаши, папье-маше, квилинг.
« Соленое тесто».  Лепить из соленого теста большое удовольствие и радость. Данный вид искусства имеет маленькие затраты и очень большие возможности, т.к. все необходимые материалы доступны, а результаты порой поражают ожидания.
Соленое тесто – экологически чистый материал, поэтому его можно смело доверять любому ребёнку, и не беда, если маленький исследователь попробует его на вкус. Лепка ведет к развитию у детей мелкой моторики, формирует слаженность работы рук и глаз, развивает образное и интеллектуальное мышление.
2. «Канзаши». Это японское искусство по изготовлению цветов из шелка. Канзаши, как правило, использовали в качестве украшений для волос в традиционных японских прическах. В Японии на невестах и в наши дни можно увидеть этот элегантный аксессуар.
3. «Работа с папье-маше».  Легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов(бумаги, картона) с клеем, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше изготовляются бытовые, декоративно-оформительские изделия. 
4. «Квилинг»-бумагокручение, бумажная филигрань — иcкусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
Декоративно – прикладное творчество является  наиболее доступным для  детей,  обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью и  эффективностью. Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Актуальность программы определяется тем, что в последние годы у учащихся повышается интерес к различным народным промыслам, к различным видам декоративно-прикладного творчества. Работа по данной программе предоставляет возможность детям в условиях детского объединения  дополнительного образования в полной мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.
Програмный материал:
1. В структуру программы включено изучение четырёх различных видов ДПИ.
2. Интеграция со смежными дисциплинами – историей, основами композиции, основами цветоведения – значительно расширяет кругозор учащихся и способствует углублению знаний по предметам.
3. Реализация творческого потенциала через активное участие в выставках, ярмарках, конкурсах, благотворительных акциях и в других мероприятиях.
4. В работе с детьми применяется деятельностный подход, который учит применять в быту навыки изготовления изделий из соленого теста, в технике квиллинг и модульное оригами - подарки к праздникам, сувенирные украшения для дома  и т.д.
  Цель программы:  Создание условий для раскрытия и развития потенциальных творческих способностей и возможностей  ребенка средствами декоративно-прикладного искусства  через практическое освоение  технологий изготовления изделий из соленого теста, квиллинга, модульного оригами.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
Формировать устойчивый интерес к декоративно – прикладному творчеству.
Обучить технологии  изготовления изделий из солёного теста, квиллинга, модульного оригами.
Дать знания по основам композиции, формообразования, цветоведения.
Дать знания по истории возникновения и развития  изучаемых видов ДПИ.
Воспитательные задачи:
Воспитать стремление к разумной организации своего свободного времени, помочь детям в их желании сделать свою работу общественно значимой.
Воспитывать  усидчивость, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность, прививать навыки работы в коллективе.
 Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Развивающие задачи:
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение и внимание.
Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, походов на природу.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Программа способствует:
Раскрытию и развитию  творческих способностей ребёнка;
Формированию интереса к художественной деятельности;
Формированию эстетического вкуса;
Развитию пространственного воображения и мышления;
Развитию мелкой моторики рук;
Формированию умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;
Умению видеть, чувствовать, оценивать, и создавать по законам красоты;
Освоению основных навыков лепки из солёного теста, техники квиллинг, видов декорирования интерера с возможностью в дальнейшем использовать их самостоятельно.
Формы и методы работы:
Занятия проводятся в разнообразных формах, с использованием различных методов.
- Используется словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, игра.
- Практическая работа является основной формой проведения занятия.
- Используется наглядный метод – демонстрация иллюстраций, презентаций, образцов изделий и т.п.
В проведении занятий используются групповые, индивидуальные и коллективные формы работы.
- Групповая (используется на практических занятиях, экскурсиях, в самостоятельной работе учащихся, в подготовке дискуссии и т.д.);
- Индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ);
- Коллективная (используется на общих занятиях).
Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного и наглядного материалов и закрепляется практическим освоением темы.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебно-воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Промежуточным и конечным итогом работы является  занятие - «творческая мастерская», где учащиеся  выполняют индивидуальную, творческую работу.
   Занятия построены на основных педагогических принципах:
• доступности (от простого, к сложному);
• систематичности и последовательности;
• дифференцированного подхода к учащимся;
• гибкости и динамичности раздела в программе, обеспечивающего разностороннее, свободное и творческое развитие учащихся;
• учет требований гигиены и охраны труда;
• учет возможностей, интересов и способностей учащихся;
▪ принцип разнообразия форм обучения;
▪ принцип учёта индивидуальных  особенностей учащихся.
Продолжительность занятий:
Содержание программы «Ларец творений» предусматривает 1-годичное обучение и ориентировано на детей 15-17 лет.
  2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю); 144 часа в год.
        Набор детей в возрасте 15 – 17 лет в группы осуществляется независимо от их способностей и умений. В объединение принимаются и девочки и мальчики. Наполняемость групп - 15 человек.
Учебно-тематический план.
1 год обучения
№ п.п Наименование разделов и тем Количество часов теория практика всего
1. Вводное занятие. 1 1 2
2. Солёное  тесто. 1 21 22
3. Канзаши 1 29 30
4. Работа с папье-маше.
1 27 28
5. Квилинг 1 31 32
6. Подготовка  и  участие в конкурсах, выставках, ярмарках, мастер-классах, благотворительных акциях. - 10 10
7. Посещение музеев, выставок декоративно – прикладного и изобразительного искусства. - 6 6
8. Брединский край – моя малая родина - 3 5
9. Выполнение итоговых работ. 2 7 7
10. Итоговое занятие. 2 2
11. Всего: 7 137 144
Содержание программы.
1 год обучения.
1. Вводное занятие. Знакомство с детьми.
История лепки из солёного теста, виды ДПИ.
Правила безопасности при работе с материалом, колющими и режущими инструментами, с лаком, клеем.
Организационные вопросы.
Знакомство с группой, программой обучения на текущий год и расписанием.
2.Солёное  тесто. 
Теория:
Рецепт и способы изготовления соленого теста,  условия хранения.
Инструменты и материалы, используемые при работе с соленым тестом (виды кистей, стеки, резаки).
Виды красителей, используемых для окрашивания соленого теста. 
Варианты сушки готовых изделий (сроки, условия, материалы, используемые при сушке).
Виды сушки изделий (основная, после окрашивания, высыхание лака).
Условия, необходимые для обжига изделий, температурный режим, меры предосторожности.
Основы цветоведения.
Последовательность лакирования изделий,  материалы и инструменты, используемые при работе с лаком.
Практическая часть.
Выполнение простейшего изделия (листочек, цветок, гусеница, улитка) по образцу.
Выполнение полуобъемных композиций (собака, пчёлка, сова, зайчик, медведь и др.)
Изготовление декоративных панно с налепными узорами (панно с цветами, корзинка с фруктами)
Изготовление  сувенирных магнитов из соленого теста.    
3.. Канзаши
Теория:
История  японского вида рукоделия-канзаши. 
Рабочее место для выполнения канзаши.
Правила пользования с материалами и инструментами.
Технология выполнения лепестков для канзаши. .
Разновидности канзаши
Познакомить с основным понятием “композиция”.
Практическая часть: 
Изготовление базовых элементов для канзаши  
Изготовление бабочки  , цветов из канзаши.
Изготовление панно “Цветочная композиция”
4. Работа с папье-маше.
Теория:
Знакомство с историей появления техники.
Интересные факты применения техники папье-маше в быту, искусстве, театре, дизайне и др.
знакомство с различными технологиями приготовления материалов для папье-маше.
Знакомство с терминологией: муляж, декупаж и др.
Практическая часть: 
Изготовление различных поделок: стаканчик для карандашей, бусы, «Золотая рыбка» и т.д.
Итоговая работа: напольная ваза для сухих цветов
Подведение итогов года.
5.Квиллинг.
Теория:
История возникновения техники квиллинга. 
Разнообразие бумаги, ее виды.
Правила пользования с материалами и инструментами.
Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.
Познакомить с основным понятием “композиция”.
Практическая часть: 
Изготовление базовых элементов квиллинга: “капля”, “листочек”, “глаз”, “ изогнутый глаз”, “треугольник”, “полумесяц”, соединение 2-3 полос.
Изготовление бахромчатыз цветов.
Изготовление открытки с хризантемами, шкатулка или корзинка,
Изготовление панно “Цветочная композиция”
5. Подготовка и  участие в конкурсах, выставках, ярмарках, мастер-классах, благотворительных акциях.
Подготовка работ к мероприятиям различного уровня. Работа в соответствии с положениями и мероприятиями учреждения.
6. Посещение музеев, выставок декоративно – прикладного и изобразительного искусства
Посещение выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства районного и краевого значения, экскурсии в музеи, выставочные залы, встреча с мастерами Уинского района.
7. Брединский район- моя малая родина.
Понятия «край», «малая родина». Местоположение  п.Бреды. Происхождение названия.  Страницы истории. Достопримечательности посёлка. Памятники природы. Наши земляки – знаменитые люди.  Просмотр видеофильма. Практика. Экскурсии по населённому пункту.
Наши традиции.
Традиционные праздники Брединского района - «Масленница», «День района». Беседа о народных мастерах нашего района. Знакомство с их работами. Просмотр видеофильма. Практика. Встреча с мастерами народного творчества. Мастер классы.
Мы помним твой подвиг солдат.
Наше село в годы Великой отечественной войны. Участники ВОВ, их подвиги. Беседа, просмотр альбомов, видеофильма. Посещение зала боевой славы в краеведческом музее.
        Изготовление сувениров к традиционным мероприятиям села.
8. Выполнение итоговых работ по выбору.
9. Итоговое занятие.
Подведение итогов работы за учебный год.  Участие в выставке образовательных учреждений в Брединском доме культуры.
Диагностика результативности образовательной программы.
Во время реализации образовательной программы большое внимание уделяется диагностике наращивания творческого потенциала детей: на вводных, заключительных занятиях и во время промежуточной аттестации с целью определения интересов ребенка, мотивации к занятиям в данном объединении, уровня развития знаний, умений и навыков.
     В качестве диагностики используются:
устный опрос;
контрольные работы по пройденным темам (срезовые работы);
тестирование;
выставки:
однодневные – которые проводятся после каждого занятия с целью обсуждения.
постоянная – которая представляет лучшие работы обучающихся;
по итогам года – на которой определяется полнота реализации образовательной программы по данному направлению.
Результаты работы по программе фиксируются в журналах по годам обучения и в приложении к образовательной программе  (Индивидуальная маршрутная книжка)
Условия реализации программы.
         Для успешной реализации программы есть необходимые условия:
Материально-технические условия:
Кабинет: соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима, в котором имеется раковина, окно с открывающейся форточкой для проветривания.
Оборудование: столы для теоретических и практических занятий, шкафы и стеллажи для сушки изделий из солёного теста, для хранения материалов,  оборудования, литературы.
ТСО: компьютер, экран, проектор.
Инструменты и материалы:  ножницы, кисти, стеки, термоклей , мука, соль, зубочистки, бумага и т.п.
Используемая литература.
Литература для педагогов:
1. Быстрицкая А.“Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.
2. Браиловская Л.В. Арт – дизайн: красивые вещи “hand made”. - Ростов н/Д: “Феникс”,
3. Горяинова О.В. Школа юного дизайнера. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. (Мир вашего ребенка)
4. Чиотти. Д “Оригинальные поделки из бумаги”.
5. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.
6. Маслова Н.В., Лепим из соленого теста. Подарки, сувениры, украшения. «Астрель», 2008.7. Надеждина В.К. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008.
8.  Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.
9. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.
10. Гусева И. Соленое тесто: Лепка и роспись. – Издательский Дом Литера, 2005.
11. Данкевич Е. Лепим из соленого теста. – СПб: Кристалл, 2001.
12.  Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992
Литература для детей:
1. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома, — М.: Рольф Аким, 1999.
2. Васильева Л.,-Гангнус. Уроки занимательного труда. — М.: Педагогика, 1987.
3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.
4. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002.
5. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «Эдипресс-конлига», 2004.
6. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — СПб.: Кристалл, 2001.
7. Изольда Кискальд, Соленое тесто. «Харвест», 2008.
8. Маслова Н.В., Лепим из соленого теста. Подарки, сувениры, украшения. «Астрель», 2008.
9. Надеждина В.К. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008.
10. Хапанова И.Н. Солёное тесто. М. 2006.
Чаянова Г. Солёное тесто для начинающих. М. 2005.
Шорохов Е.В. Основы композиции. – М. 1979.
Интернет сайт:
http://masterica.maxiwebsite.ru/http://pinme.ru/u/id139109293/kvilling-master-klassyi/http://www.maaam.ru/detskijsad/programa-dopolnitelnogo-obrazovanija-po-modulnomu-origami-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-volshebnoe-origami.htmlhttp://pmrpruo.edu.tomsk.ru/wp-content/uploads/2012/07/Programma-Kogda-tvorim-myi-chudesa.doc