Конструкт урока изобразительного искусства по теме Рисование сырым мелом. Подснежники


Конструкт урока изобразительного искусства по производственной практике
ПМ.01. «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах»
студентки 36 группы специальности
«Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Анчуговой Анастасии Дмитриевны
Дата: 16.03.2006
ОУ: СОШ №40
Класс: 2 «в»
УМК: «Школа России»
Учитель школы: Епимахова Юлия Ивановна
Руководитель практики: Диок Светлана Вячеславовна подпись___________
Тема урока: «Весна. Подснежники»
Планируемый результат:
Личностный: обучающиеся проявляют потребность в общении с искусством, природой, проявляют потребность в самостоятельной практической творческой деятельности;
Метапредметный: обучающиеся проявляют регулятивные УУД (целеполагание, планирование, контроль, коррекцию и оценку результатов деятельности, волевую саморегуляцию); проявляют коммуникативные УУД (планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют с достаточной полнотой выражать свои мысли); проявляют познавательные УУД (структурируют знания, анализируют с целью выделения признаков, создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера, осуществляют рефлексию деятельности); проявляют умение анализировать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Предметный: обучающиеся умеют изображать цветы (подснежники) по заданному алгоритму с применением традиционной (графика) и нетрадиционной (сырой цветной мел) техник рисования .Цель урока: развитие творческих способностей обучающихся в процессе рисования цветов (подснежников) с применением традиционных и нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать у обучающихся потребность в общении с искусством, природой, воспитывать потребность в самостоятельной творческой деятельности.
Развивающая: развивать у обучающихся регулятивные УУД (целеполагание, планирование, контроль, коррекцию и оценку результатов деятельности, волевую саморегуляцию); развивать коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли); развивать познавательные УУД (структурирование знаний, анализ с целью выделения признаков, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера, осуществлять рефлексию деятельности); совершенствовать умение анализировать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Образовательная:
Изобразительная: учить обучающихся изображать подснежники по заданному алгоритму;
Техническая: совершенствовать навыки рисования карандашом при создании эскиза по образцу;
развивать навык рисования в нетрадиционной технике: рисование сырым мелом;
Композиционная: совершенствовать композиционные навыки в расположении рисунка;
Цветовая: совершенствовать умение подбирать цвета в соответствии с цветовой гаммой весны.
Принципы обучения и воспитания:
Принципы обучения:
Принцип наглядности;
Принцип систематичности и последовательности;
Принцип доступности;
Принцип целостности;
Принцип деятельности;
Принцип психологической комфортности.
Принципы воспитания:
Воспитание через творчество;
Создание положительного эмоционального подъёма;
Воспитание через взаимодействие.
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
1. По источнику получения знаний:
Словесные: беседа, объяснение;
Наглядные: демонстрация, организация наблюдения;
Методы выработки учебных умений и накопления опыта: практическая работа;
Методы развития психических функций: творческое задание.
2. По дидактическим целям:
Методы проверки и оценки знаний.
3. По уровню включения в продуктивную деятельность:
Объяснительно-иллюстративные;
4. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.
Методы воспитания:
1. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
Поощрение.
Создание ситуации успеха.
2. Методы формирования соц. опыта:
Педагогическое требование.
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения:
Демонстрационные: презентация, музыкальное произведение, технологическая карта, рисунки.
Индивидуальные: альбом, простой карандаш, ластик, цветной мел, ватные палочки.
Тип урока: Комбинированный
План урока:
1. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности
2. Актуализация опорных знаний
2.1. Восприятие
2.2. Объяснение способов действий
2.3. Словесное воспроизведение способов действий
2.4. Физминутка
2.5. Практическое применение способов действий
2.6. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности
3. Рефлексия учебной деятельности
Ход урока
Этапы урока, задачи этапов Методы и приёмы обучения и воспитания Деятельность учителя, обучающихсяПланируемый результат с учётом формируемых УУД
1. Орг момент.
Задача: осуществить приветствие, проверить готовность к уроку, смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность. Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.
Здравствуйте ребята! Подровнялись, спинки выпрямили, глубоко вдохнули, выдохнули. Тихонечко садятся девочки, теперь мальчики.
Молодцы. Садитесь.
Давайте проверим, всё ли необходимое для урока изобразительного искусства у вас есть. Альбом, простой карандаш, ластик, баночка с влажной губкой, цветные мелки. У кого чего-то не хватает, поднимите руку.

Ребята, посмотрите в окно, как ярко светит сегодня солнце! Какое время года наступило? (весна)
Какие изменения происходят в природе весной? (весной тает снег, пролетают птицы, расцветают первые цветы, дни становятся длиннее и т.д.)
Совершенно верно, именно такие изменения происходят с приходом весны. И наш урок сегодня будет посвящен этому прекрасному времени года.
Регулятивные УУД (волевая саморегуляция)
2. Актуализация опорных знаний
Задача: актуализировать имеющиеся знания обучающихсяЦветы??
По источнику получения знаний:
Словесные (беседа)
Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.
Ребята, вы сказали, что весной появляются первые цветы, скажите, пожалуйста, какие первые весенние цветы вы знаете? (нарцисс, подснежник, тюльпан, крокус) Давайте посмотрим, какие из цветов самые первые появляются после долгой зимы.
Ребята, вы наверное уже догадались, что мы сегодня будем рисовать? Как вы считаете, что мы будем рисовать? (весенние цветы).
Верно, сегодня мы будем рисовать весенние цветы, но как мы будем их рисовать? Чтобы узнать, чем мы будем рисовать, давайте разгадаем ребус.
Как вы догадались?
Верно. Сегодня рисовать цветы мы будем мелом.
Мелом можно рисовать на асфальте, на доске, а когда мелом рисуют картины на бумаге это называется нетрадиционной техникой рисования – рисование сырым мелом.
Кто попробует сформулировать тему урока? Регулятивные УУД (целеполагание)
Коммуникативные УУД (умеют с достаточной полнотой выражать свои мысли)
Познавательные УУД (структурируют знания)
2.1. Восприятие
Задача: формировать зрительный образ изображаемого предмета По источнику получения знаний: словесные (беседа, объяснение)
Наглядные (демонстрация, организация наблюдения)
Методы выработки учебных умений и накопления опыта: практическая работа.
Верно, но чтобы узнать, какой именно цветок мы будем рисовать, нам нужно раскрыть вот этот пазл.
(http://LearningApps.org/watch?v=przzh9xmn16). А чтобы его раскрыть, нужно соотнести название месяцев со временем года. Я буду называть время года, а вы называете месяца, которые относятся к нему. Кому не понятно?
Лето: июнь, июль, август;
Зима: декабрь, январь, февраль;
Осень: сентябрь, октябрь, ноябрь:
Весна: март, апрель, май.

Замечательно, вы справились с этим заданием.
Посмотрите на цветок, который мы будем рисовать, как он называется? (подснежник).
В саду, где берёзки
Столпились гурьбой,
Подснежника глянул
Глазок голубой.
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом подтянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь правда,
Что это весна?»
Сейчас давайте подробнее рассмотрим подснежник.
Какая часть цветка самая важная, самая крупная?
Какая часть меньшего размера?
Какой формы бутон цветка? Из скольки лепестков он состоит? Что еще есть у бутона?
Какую форму имеет стебель?
Сколько листьев у подснежника? Какой формы листья?
Какого цвета бутон? Какого цвета стебель и листья?
Представьте, что вы держите в руках подснежник, как вы думаете, какой он на ощупь? Какой он имеет запах?
Таким образом, Коммуникативные УУД (планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют с достаточной полнотой выражать свои мысли);
Познавательные УУД (структурируют знания, анализируют с целью выделения признаков)
2.2. Объяснение способов действий
Задача: учить обучающихся изображать подснежники с использованием нетрадиционной техники рисования Словесные (объяснение);
Наглядные (организация наблюдения, демонстрация);
По уровню включения в продуктивную деятельность (объяснительно-иллюстративные)
Ребята, посмотрите, как я изобразила подснежники.
Для того, чтобы нарисовать подснежники, внимательно послушайте этапы работы.
Для начала нам нужно выбрать, как будет располагаться наш рисунок, горизонтально или вертикально. Я расположу свой рисунок горизонтально.
Сейчас возьмите в руки простой карандаш, я буду рисовать у доски, а вы внимательно смотрите и запоминайте этапы работы.
1. намечаем проталину
2. рисуем продолговатый стебель подснежника
3. рисуем головку цветка
4. от головки рисуем лепестки
Сейчас внимательно смотрите, как работать с мелом. Берём мелок зелёного цвета, чтобы придать цвет стеблю. Смачиваем мелок о губку, мокрый мел лучше ложиться на бумагу. Обводим мелом набросок. Когда мел на рисунке подсохнет, берём ватную палочку и аккуратно растираем мел.
Таким же образом придаём цвет всему цветку. Для того чтобы мел не был сухим его нужно периодически смачивать о губку. Регулятивные УУД (планирование)
Познавательные УУД (создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера)
2.4. Физминутка
Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение обучающихсяСловесный (объяснение) Прежде чем приступить к рисованию, давайте разомнём свои руки и немного отдохнём.
Пальчиковая и зрительная гимнастики Регулятивные УУД (волевая саморегуляция)
2.4. Словесное воспроизведение способов действий
Задача: обобщить последовательность и приёмы рисования Словесные (беседа, объяснение);
По дидактическим целям (методы проверки и оценки знаний).
Вот мы с вами и отдохнули, давайте проверим, насколько точно вы поняли, как рисовать подснежники сырым мелом?
Кто еще раз может озвучить этапы работы?
1. намечаем проталину
2. рисуем продолговатый стебель подснежника
3. рисуем головку цветка
4. от головки рисуем лепестки
5. смачиваем мел и раскрашиваем цветок.
Мы с вами вместе нарисовали только один цветок, вам нужно продолжить композицию.
Ребята, скажите, как нам оценить полученные работы, что мы будем оценивать?
Если рисунок будет выполнен аккуратно, цвета рисунка будут соответствовать реальности, то за такой рисунок я поставлю «5».
Если рисунок будет менее аккуратным, но соблюдена цветовая гамма, то за рисунок получите «4». Регулятивные УУД (планирование)
Коммуникативные УУД (планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками)
Познавательные УУД (структурируют знания, создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера)
2.5. Практическое применение способов действий
Задача: Техническая: совершенствовать навыки рисования карандашом при составлении эскиза;
Композиционная: совершенствовать композиционные навыки в расположении рисунка;
Цветовая: совершенствовать умение подбирать цвета в соответствии с цветовой гаммой весны. Методы выработки учебных умений и накопления опыта (практическая работа);
Методы развития психических функций (творческое задание).
Сейчас приступайте к рисованию. Прорисовывайте детали. Придумайте сколько подснежников будет на вашей проталинке, будет они еще не раскрывшимися или они уже распустили свои лепестки.
Какие цвета вы будите использовать в своём рисунке.
Если у вас будут возникать вопросы или вам понадобиться моя помощь, поднимите руку.
Для того чтобы вам было приятнее работать я включу музыкальное произведение.
Во время рисования наблюдаю за обучающимися, за выполнением работы. При необходимости помогаю.
регулятивные УУД (контроль, коррекция, волевая саморегуляция)
2.6. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности
Задача: проанализировать вместе с обучающимися их работы и выставить оценку в соответствии с критериями. Словесные (беседа);
Наглядные (демонстрация);
По дидактическим целям (методы проверки и оценки знаний).
Ребята, урок подходит к концу. Те, кто успел закончить свою работу, выйдите и прикрепите, пожалуйста, свою работу на доску.
Давайте вспомним критерии оценивания работ.
Аккуратно ли выполнена работа?
Получилось у тебя передать цвет подснежника?
Исходя из этих критериев, кто может поставить себе за работу на уроке «5», поднимите руки.
Кто оценивает себя сегодня на «4»?
Регулятивные УУД (контроль, коррекция и оценка результатов деятельности, волевая саморегуляция)Коммуникативные УУД (умеют с достаточной полнотой выражать свои мысли)
Познавательные УУД (проявляют умение анализировать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения)
3. Рефлексия учебной деятельности
Задача: подвести итоги урока, осуществить самооценку деятельности Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение);
По дидактическим целям (методы проверки и оценки знаний);
Словесные(беседа). Ребята, давайте вспомним, как называется техника рисования, с которой мы сегодня познакомились?
Какой цветок мы сегодня рисовали?
Били ли у вас затруднения?
Что у вас особенно хорошо получилось?
Сегодня вы прекрасно потрудились, нарисовали замечательные пейзажи. Мне было очень приятно с вами работать.
Благодарю вас за урок. Убираем свои рабочие места и готовьтесь к следующему уроку.
До свидания!
Регулятивные УУД (оценка результатов деятельности, волевая саморегуляция)Коммуникативные УУД (умеют с достаточной полнотой выражать свои мысли)