Предметы народных промыслов Саратовской области в нашей повседневной жизни, их истоки


6 класс
географическое краеведение
Ермалаева Марина Николаевна,
учитель географии МОУ
«СОШ с.Ново-Алексеевка
Воскресенского района
Саратовской области»

Тема: «Предметы народных промыслов Саратовской области в нашей
повседневной жизни, их истоки».
Цель: познакомить с традициями народных промыслов Саратовской области
Задачи:
1.     Развивать нравственные и эстетические чувства, осуществлять межпредметные связи с историей, литературой, музыкой.
2.     Способствовать формированию у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к её историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству, воспитанию чувства любви к Родине и развитию интереса к предмету.

Тип урока: комбинированный.
Форма проведения урока: мини – лекция, самостоятельная работа
обучающихся.
Методическое обеспечение: Зрительный образ:
Звуковое оформление: русские народные песни.
Материалы:
Духовно - нравственные ощущения: вызвать ощущение уникальность
народного искусства (традиционность, связь с природой).
Материалы :
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Самым гениальным является народное  искусство, т.е. то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия». И.Я Богуславская.
Тихо звучит музыка.
Вступительное слово учителя:
Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.
Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.
Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.
В России народных художественных промыслов великое множество, вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
1 этап урока.
Вступительное слово учителя:
Тула славится своими пряниками, Оренбург- пуховыми платками, а чем же славится наш Саратов? (калачем).
У нашего земляка – поэта Исая Тобольского есть стихотворение о Саратове «Песня о родном городе». И в нем вот такие строки: «Города судьбой своей схожи, Погостить в любом из них готов, Но родной Саратов мне дороже Всех иных на свете городов. Поезжайте в разлюбые дали, Расспросите даже москвичей: Все, конечно, калачи едали, Но не лучше наших калачей».
Вопрос: А что это -Калач?
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 Информация: Этот пшеничный хлеб, так и вошедший в историю города под названием «Саратовский», всегда пользовался особой популярностью не только у жителей нашего города и сел области, но и далеко за их пределами.
«Саратовский» калач завоевал большую симпатию, например, и у киевлян. В городах и селах нашей страны выпекают немало хороших хлебов, в том числе и калачей. Почему столь повышенным спросом пользовался именно «Саратовский». Ответ прост: калач – хлеб высококачественный, выпекается из муки высшего класса, отличается отменными вкусовыми качествами, особым ароматом, долго не черствеет, сохраняет свои кондиции. Саратовские калачи высоки и румяны. Придави этот пышный калач – и он выпрямится, ноздреватый, пахнет извечно пряным, чуть хмельным запахом русского хлеба. «Саратовский» - означало как бы превосходную степень. Это про него говорит русская пословица: «С калача лицо белеет». Саратовский калач считался самым вкусным хлебом в России. 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 Раньше калачи выпекали вручную. Калачник или калачница знали свои секреты, ибо, как говорится в народе, и из одной печи, да не одни калачи. Тесто подолгу мяли и терли, зная, что не терт, не мят, не будет калач. Одним словом, вкладывали много сил, умения, сноровки. А как же иначе? Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 141513 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
 У русского народа имеется много пословиц и поговорок о калаче.
Задание: на карточках в наборе слов найти пословицу или поговорку о калаче и объяснить ее.
Карточка :
На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.
Калач хлебу не замена.
Калачом только брюхо раздразнишь.
Тертый калач.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!
Нужда научит калачи есть.
. Я его калачом, а он меня в спину кирпичом
Русский ни с мечем, ни с калачем не шутит
На холодной печи не пекут калачи, а в печь суют, а потом жуют.
Из одной печи, да неодинаковы калачи. (русская пословица)
 Ржаной хлебушко – калачу дедушка.
Сыр калача белее, а мать мачехи милее.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 141513 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Информация для учителя: бедный люд мог позволить себе калач только по праздникам. «С калачика - бело личико», «Со свиным рылом, да в калашный ряд». Пословица «Нужда научит калачи есть» не противоречит этому символу: крайняя нужда заставит работать так, чтобы заработать на вкусный калач.
Из соображений гигиены за дужку калача только держались, но никогда ее не ели, отдавали нищим или собакам. Отсюда дошедшее до наших дней выражение «дойти до ручки», то есть начать питаться дужками от калача, достигнуть крайней нищеты, потерять облик
Как символ русской земли, с XIX века калачи замораживали и везли из Москвы в Париж, на месте их оттаивали, заворачивая в горячие полотенца, подавали, как только что испеченный хлеб, даже спустя пару месяцев. Каклач проверяли на качество так- садились на него, а если калач через некоторое время примет исходную форму, значит качество его хорошее.
2 этап урока.
Одной из важнейших отраслей в России было ткачество. Широкое распространение на Руси получила сарептская ткань сарпинка, которая впервые была соткана здесь в Саратовской губернии, в г.Сарепта. Сарпинка выделывалась из хлопчатобумажной пряжи, и ее качество зависело от добавления ниток льна, шерсти, шелка. Ткань высоко ценилась за свои потребительские свойства и дешевизну.
Первые поселения появились в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  (немецкая колония  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  Сарепта).
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Сарепта переименована в посёлок Красноармейск, который в 1931 году был присоединён к Волгограду и до 1944 года был в составе Кировского района.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Информация для учителя: САРПИНОТКАЦКОЕ ПРОИЗВОДСТВО, изготовление ткани сарпинки - преимущественно хлопчатобумажной (кроме того - шелковистой, полушелковой и шелковой сарпинки, чесучи и сарпиночного тика), преобладающей расцветки в клетку, полоску и разных цветов однотонной. Было одним из первых производств, зародившихся в колонии Сарепта в 1770-80-е гг. Его навыки были привезены из Германии.. Сарепта стала одним из первых мест производства хлопчатобумажных тканей в России, где в то время была распространена выделка льняных тканей. Поэтому производство сарпинки не имело конкуренции, что обусловило высокие цены на нее, сопоставимые с ценами на шелковые ткани. Краски для пряжи покупались в Германии, причем первоначально применялись только красная и синяя.

Учитель: В Немецкой слободе Саратова в 1812 два квартала из трех были заселены ремесленниками, занимавшимися производством сарпинки в своих домах. Очень скоро ткачи перешли на англ. машинную пряжу, но сами ее красили. Производство велось в очень малом масштабе. Применялся труд членов семьи и в ограниченных пределах наемный труд. Товар сбывался главным образом на саратовском базаре. Жены ткачей-ремесленников выезжали на базар с несколькими кусками довольно дорогой сарпинки. К 1820-м гг. появились сравнительно крупные торговые фирмы, занимавшиеся скупкой и производством ткани. 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Купец первой гильдии, глава торгового дома, владелец мануфактурных магазинов и сарпиночного промысла Андрей Бендер, поселянин-собственник села Голый Карамыш Камышинского уезда.  Выбившийся в могущественного промышленника, известного далеко за пределами Саратовской губернии, свой авторитет и капитал обрёл главным образом производством и продажей сарпинки лёгкой хлопчатобумажной ткани, очень практичной, добротной, красивой расцветками и рисунками, находившей спрос у самых разных слоев населения будь то простое либо привилегированное сословие. Из сарпинки шили рубашки, платья, блузки, летние сорочки. Появились Бендеры в Саратове в 1887 году, организовав товарищество и открыв "Специальный магазин сарпинок" на Московской улице против старого гостиного двора. Главными учредителями считались Иван Бендер, отец будущего магната, меры к развитию и улучшению вырабатываемых изделий...» 

 

3 этап урока.
Учитель : Поели саратовского калача, оделись в наряды из сарпинки и вышли на улицу- что за звуки мы слышим?(Звуки Саратовской гармошки)
Назовите инструмент.
Что необыкновенно в его звучании?А какой характер этой музыки? Какие песни лучше исполнять под нее?
Рассказ учителя: С [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по всей России стала известна [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] отличавшаяся своеобразным [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], большей силой звучания и наличием [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Со временем Саратовская гармоника получила широкое распространение, её стали включать в состав ансамблей русских народных инструментов. Под аккомпанемент гармони выступали на концертах [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Музыкант и композитор [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] тоже играл на Саратовской гармони.
Первая гармонная мастерская в Саратове была открыта Николаем Геннадьевичем Карелиным в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] кустарей-гармошечников объединили в артель «Саратовская гармонь» и выделили им помещение на ул. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 5. Со временем артель расширилась и превратилась в целое предприятие, выпускавшее до 8 тысяч гармоней в год. Делались заказные, концертные, гармони для мастеров. В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] цех по производству гармоней вошёл в состав [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а в начале [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в состав [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В 2003 году было свёрнуто серийное производство гармоней, а в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] вообще было прекращено.
Затем исполняется загадка про гармошку.
– А как звучит эта гармошка, мы с вами сейчас послушаем.
В аудиозаписи дети слушают «Плясовые наигрыши», исполняемые на саратовской гармошке.
Анализируют прослушанную музыку.
– Каков характер музыки? Почему вы решили, что музыка танцевальная? (Быстрый темп, танцевальный ритм.)
– Что особенного вы услышали в этой музыке, только ли гармошка исполняет эти наигрыши?
Слышно и другой инструмент, похожий на колокольчики.
– Совершенно верно. Это звучала саратовская гармошка, это своеобразный вид гармошки с колокольчиками, которые прикреплены прямо к ее панели. Сейчас наигрыши прозвучат еще раз, а вы теперь внимательно прислушайтесь к звучанию саратовской гармошки, запомните ее неповторимый тембр.
Повторное слушание «Плясовых наигрышей».
Учитель: Можно услышать такое выражение: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] что оно означает? (Иронично о качествах человека, глупости, необразованности   Словарь народной фразеологии)
Учитель: Гармонь-инструмент праздничный. Когда на душе невесело,брать её в руки-всё равно,что решиться на грех. На грех по отношению к одному из самых удалых музыкальных спутников     человека. Пока российский народ томился в оковах крепостничества,гармонь была инструментом высшего света,страшно далёким от крестьянских масс:на нём играли 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415барышни,старательно выводившие мелодию на инструменте,который был изобретён в России для узких и профессиональных  нужд  настройщиков органов настройщиков органов. создал чех Франтишек Киршник,органных дел мастер,трудившийся при царском дворе. Гармоника,представленная публике в 1783 году,мало походила на современную,но общим был ключевой принцип звукоизвлечения гармони-при помощи колебаний металлического язычка под воздействием потока воздуха,щипков,нажатий или ударов.Гармоника Киршника была гармоникой дворянских салонов.Барышни,освоившие клавикорты и другие клавишные инструменты, с лёгкостью осваивали гармонику Киршника,потому что там была такая же клавиатура органно-фортепианного типа(это был настольный инструмент,одной рукой играли,другой подавался мех). 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
    Над изготовлением гармони умельцы,подчас,работали целый год.Подбирали древесину,чаще всего-липу или ель,сушили её,как говаривали,"до звонкости",с ювелирной точностью вытачивали металлические язычки.Мастер,создавая гармонь,приспосабливал возможности инструмента к характеру народной музыки,популярной в конкретной местности. 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
    [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] становились чаще всего те люди,которые от природы были наделены какими-то музыкальными способностями.Как правило,они самостоятельно обучались этому мастерству и если понимали,что это их музыкальный инструмент,то развивали свои способности,очень часто играя на праздниках,на свадьбах,придумывая очень часто и свои мелодии,не только повторяя какие-то известные песни,плясовые и частушки. Гармонь за полтора столетия крестьянской свободы стала на селе своей. Но,новый век может приговорить её к смерти:даже в Саратове,где инструмент всегда был любим и популярен,от былого всевластного царства гармони остались,лишь, музыкальные островки. В настоящее время остался в Саратове только один мастер,который может изготовить саратовскую гармонику.Процесс её изготовления занимает около полугода.А когда существовал в Саратове цех,где выпускали серийно концертные гармоники,выпускалось за год около 200 гармоник.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Пётр Текучев,мастер по изготовлению саратовских гармоник
    Пётр Текучев,мастер по изготовлению саратовских гармоник:        "Я поступил на работу учеником в 1947 году.Тогда была такая организация-артель "Музыка".Было там человек 12-13.Концертные гармони делали по операциям... А чтобы хорошее звучание было,мастер должен делать один. Инструмент как живой.Он дышит,он говорит...Многое можно сказать об этом инструменте..."
     Очень печально,но свои позиции легендарная саратовская гармоника-инструмент с колокольчиками и сочным звуком,под который пела на фронте Лидия Русланова,утрачивает...Виной тому-время,что питается другими мелодиями,люди,что готовы отказаться от переборов удалого гармониста,и образ жизни,где всё спланировано и нет места экспромту. Гармонь,ведь,живёт импровизацией.
И эта игра сродни волшебству,когда не нужно знать нот:мастерство рук и тонкость души создадут чудо залихватской гармонью и без неприкасаемого и скучного нотного текста.
Ныне Саратовской гармонике собрались ставить даже памятник на главной пешеходной улице - проспекте Кирова. Да, памятник возможно и поставят, самое главное, чтобы он оказался не посмертным памятником. Производство Саратовской гармоники окончательно свёрнуто уже несколько лет назад...
Учитель: ну а сейчас представьте, что у нас тоже есть гармонист, а мы с вами члены ансамбля.
На каких инструментах мы могли бы подиграть гармонисту? 9 на ложках, погремушках, трещалке )
Давайте организуем с вами ансамбль (дети играют под мелодию гармошки «Комаринскую)
4 этап. Рефлексия.
Вопросы учителя: о каких промыслах Саратовской губернии мы с вами узнали? Что вам больше всего понравилось? Почему? А вы бы хотели научиться печь куличи? Играть на гармошке? Ткать ткань?
5. Выставление оценок. Итог урока.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415



Root Entry