Анализ стихотворения Золотая ОсеньПастернак Борис Леонидович (3 класс0


Анализ стихотворения «Золотая Осень».Пастернак Борис Леонидович
Тема: Золотая осень.
Время года: Пора золотой осени. Сентябрь.
Идея: Показать красоту природы в пору золотой осени, выказать свое восхищение данным временем года. Влюбить в неё своих читателей.
Содержание: Читая данное стихотворение, ты как будто, отправляешься в осенний лес, где твоим гидом является сам автор. Он спокойно ведет тебя от одного уголка природы к другому, с великой любовью рассказывая об увиденной красоте. Автор восхищается, сравнивает ее творение со сказочным дворцом. Чтобы придать торжественность мысли, он использует высокие устаревшие слова : «Сказочный чертог»
-Какова же основная мысль произведения? И мы находим её в первом четверостишии.
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
«Сказочный чертог, всем открытый для обзора » и заключает в себе главную мысль стихотворения.
-Как же раскрывается образ Осени на протяжении всего стихотворения?
В начале произведения автор дает высокую оценку Осени как художнице.
Как на выставке картин:
Залы, залы ,залы, залы
Вязов ,ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Многократным повтором существительного множественного числа «залы», поэт подчеркивает величие
и необъятность природы.
-Какие же изобразительные средства языка применил автор при создании образа Осени?
Использование поэтом сочных эпитетов помогает ему создать яркое впечатление: прозрачный (лик),золотой (обруч),желтых (кленах),янтарный (след),вишневый (клен).
Осень –пора свадеб. И в 3-ей строфе автор сравнивает липу и березу с красотой невест.
Липы обруч золотой-
Где нельзя ступить в овраг,
Как венец на новобрачной.
Чтоб не стало всем известно:
Лик березы- под фатой
Так бушует ,что ни шаг,
Под венечной и прозрачной.
Под ногами лист древесный.
Погребенная земля
Где звучит в конце аллей
Под листвой в канавах ,ямах.
Эхо у крутого спуска
В желтых кленах флигеля
Зари вишневый клей
Словно в золочёных рамах.
Застывает в виде сгустка.
Где деревья в сентябре
Осень .Древний уголок
На заре стоят попарно,
Старых книг, одежд, оружья,
И закат на их коре
Где сокровищ каталог
Оставляет след янтарный.
Перелистывает стужа.
Глаголы «застывает», «перелистывает», «оставляет» придает стихотворению чувство умиротворения и спокойствия.
-Наделяя образы человеческими качествами, автор помогает читателю увидеть красоту осенней природы и лучше понять её. Поэтому в стихотворении мы находим олицетворение: просеки дорог, заглядевшихся
в озера, лик березы.
-В тексте встречается метафора : «липы обруч, зари вишневый клей», очень ёмкая и содержательная ,заключающая огромный подтекст.
Для выражения поэтического восторга, радости автор использовал сравнения: липы обруч как венец;
Флигеля словно в рамках; осень- древний уголок. Для создания лиричности и поэтичности автор использует средства художественной выразительности: логические паузы, логическое ударение , ассонанс, аллитерация, перекрестная рифму.
-Звукопись.
1-я строфа: повтор –ра,- ро .Ра- радость , тем самым передается нам настроение поэта.
(Ассонанс) созвучие и обилие гласных звуков придает стихотворению напевность, нежность.
6-я строфа: чередование глухих шипящих согласных [ш] и [с] помогает услышать шорох, шелест и хруст
сухого листа.
8 -я строфа повторение «л-с-р» создает особую звуковую и интонационную выразительность.
В 5-6-7 строфы. Б.Л.Пастернак задает вопрос читателю. Заставляя его задуматься, быть внимательным, провести исследование, поискать ответ в природе.
-Оттенки желтого цвета, который в изобразительном искусстве относится к теплым тонам, делают стихотворение теплым, невесомым.
Заканчивая свое стихотворение ,автор подчеркивает, что пора золотой осени очень короткая и скоро настанет власть стужи.
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.