Экскурсия по биологии Осенние явления в жизни растений


Экскурсия на тему «Осенние явления в жизни растений».
Цель: познакомить обучающихся с осенними явлениями в жизни растений .Выявить умение учащихся наблюдать во время экскурсии в природу, научить обращать внимание на необычное, устанавливая связи между явлениями. Продолжить развитие общебиологических понятий.
Научить учащихся составлять письменный отчет и красочно оформлять коллекции.
Задачи:
Образовательная: дать представление о сути биологических явлений (Осенняя раскраска листьев, листопад, приспособления к распространению плодов и семян)
Развивающая: развитие навыков самостоятельных наблюдений в природе, сбор материала.
Воспитательная: воспитание любви к природе, бережного отношения к ней, обратить внимания на красоту осеннего леса.
Оборудование: гербарные папки из картона 2-4шт., газетная бумага, пакеты для сбора семян, блокноты, карандаши.
План проведения экскурсии
Выбор маршрута экскурсии
Организация обучающихся перед экскурсией
Выход на место проведения экскурсии
Беседа учителя о цели экскурсии и осенних явлениях в жизни растений
Работа обучающихся по сбору материала
Заключительное слово учителя
Подведение итогов работы
Вступительная беседа 5-7 мин.
Заинтересовать обучающихся предстоящими наблюдениями, обратить внимание на красоту осеннего леса. Вспомнить стихи об осени, картина «Золотая осень».
Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы.
А.Пушкин


В конце августа, начале сентября появляются признаки осени. Какие? (изменяется окраска листьев на деревьях, кустарниках, созревают плоды, однолетние травянистые растения отмирают, но созревают их и семена зимуют, начинается листопад, на ветках остаются почки и они защищены от ветра, мороза, многолетние травы надземная часть погибает, зимуют подземные – корни, корневища, луковица).
У большинства деревьев, кустарников листья опадают, наиболее яркая окраска в период с 15 по 25 сентября. Желтеют березы, краснеют листья осины, красными становятся листья рябины, созревают их плоды. Около середины сентября начинается пожелтение лиственницы. Они сбрасывают хвою на зиму (приметы: сбросила лиственница хвою – установился снежный покров) среди местных кустарников листья сирени остаются зелеными до самых морозов.
Осень пора созревания плодов и семян с наступлением осени некоторые растения цветут вторично, и мы этому удивляемся!
- одуванчики, жарки, ветреница, земляника.
Задания для самостоятельной работы
Рассмотреть у каких деревьев изменилась окраска листьев по сравнению с летней, и начался ли листопад?
Зачем деревья и кустарники сбрасывают листья:
а) роль листопада в жизни растения;
б) значение листопада в природе.
Собрать окрашенные листья для гербария (взять с веток и опавшие)
Что остается на ветках после опадения? Записать наблюдения.
Собрать семена, плоды деревьев, кустарников, трав. Предположить, как они распространяются.
Какие растения продолжают цветение? Записать название.
Итог экскурсии
Значение листопада в жизни растения.
Приспособленность к уменьшению испарения влаги в зимнее время.
Выделение из растения вместе с листьями ненужных веществ.
Защита дерева от механического повреждения под тяжестью снега.
Значение листопада в природе.
Создание листовой подстилки, задерживающей влагу, тепло, способствующей зимовке многих животных, в т. ч. полезных.
Участие в почвообразовании и круговороте веществ в природе (перегной – минеральные соли).
Опавшие листья служат пищей для дождевых червей, бактерий и др. организмов.
Цветковые растения разнообразны и произрастают в разных условиях и несмотря на внешнее различие, все имеют органы: корни, стебли, листья, цветки.
Из собранного материала приготовить гербарий осенних листьев, коллекции семян, возможно, сделать аппликацию «Осенний букет», «Осень в лесу».