Урок. Заточка ножа рубанка.


Исаев Леонид Геогриевич.
Класс: 7
Тема урока: Заточка деревообрабатывающего инструментов.
Цель: Формировать у учащихся умение заточки столярного инструмента; научить правилам и последовательности заточки деревообрабатывающего инструмента; развивать технические знания в области резания материалов; воспитывать дисциплинированность и точность при выполнении работы.
Задачи урока:
обучающая – ознакомление с приемами заточки и доводки дереворежущих инструментов, формирования у учащихся умения заточки столярных инструментов, дать понятие прифуговки зубьев солярных пил и ножовок;
развивающая –  развивать технические знания в области резания материалов;
воспитательная – воспитывать дисциплинированность, аккуратность и точность при выполнении работы.
Оснащение урока: дереворежущий инструмент (стамеска, долото, ножи рубанка или фуганка, столярная ножовка), абразивные бруски, оселки, презентация «Заточка дереворежущих инструментов»
Методы обучения: рассказ, фронтальный опрос, демонстрация инструментов, приемов работы, практическая работа.
Тип урока – комбинированный.
Опорные понятия: оселок, доводка, правка, заусенцы, абразивный инструмент, абразивный брусок, прифуговка.
Время проведения – 40минут.
 
Прежде, чем приступить к обработке материалов режущими инструментами, необходимо проверить их надежность, работоспособность.  Инструмент должен быть всегда налажен, хорошо заточен.  В ходе этого урока ученики знакомятся с приемами и последовательностью заточки долот, стамесок, столярных ножовок.  Объяснение учителем процесса заточки сопровождается показом презентации.
Ход урока

п/п Этапы урока Действия учителя Деятельность учеников ИКТ
1 Организационный момент Приветствие,
контроль посещаемости,
проверка готовности учащихся к уроку Приветствие учителя, наличие спецодежды, письменных принадлежностей  
2 Проверка ранее изученного материала Работа с классом: тестирование Выполнение теста «Конструкторская и технологическая документация»
1. Чем отличается рубанок от шерхебеля:
а. Ножом.
Б . Колодкой.
В .Формой рожка.
 Из какого материала изготовляется резец (нож) рубанка:
А. Из железа.
Б. Из стали.
В. Из меди.
Из какой древесины изготавливают ручки столярных инструментов
Хвойной.
Мягкой
Твердой.
Какой бывает древесина по твердости
Твердая, сухая
Мягкая
Твердая и мягкая.
Что необходимо сделать ученику перед началом работы?
Проверить правильность установки резца.
Разложить правильность инструмент.
Подготовить рабочее место.
1Какая древесина относится к твердой?
1.Сосна.
2.Липа.
3.Бук.
При работе в столярной мастерской необходимо соблюдать правила
1. ТБ.
2. ОБЖ.
3.ДСП.
1.Для грубого строгания древесины используют
1.Рубанок.
2.Шерхебель.
3. Фуганок.
 
3 Переход к изучению новой темы В процессе работы режущая кромка инструмента в результате истирания и выкрашивания затупляется. Работать таким инструментом гораздо труднее, т.к. резец уже не перерезает волокна древесины, а сминает и разрывает их. В результате качество обработанной поверхности снижается. Поэтому периодически выполняют заточку режущих инструментов.
План
приемы заточки ножа рубанка;
т.б. при работе на заточном станке. Записать  в тетрадях план работы.  
4 Изучение новой темы Рассказ и демонстрация приемов работы
Ножи рубанков, лезвия долот и стамесок затачивают при помощи заточного станка. Вращение его осуществляется вручную при помощи рукоятки или от электродвигателя. Затачивают инструмент на точиле до образования по всему лезвию тонкой и ровной кромки заусенцев.
 После заточки лезвие инструмента доводят на абразивных брусках с мелкими зернами (оселки). Инструмент прижимают к поверхности бруска передней гранью и перемещают из стороны в сторону. Затем доводят фаску лезвия. Так, чередуя эти операции, делают до тех пор, пока лезвие не станет острым, без заусенцев. Надо периодически поворачивать инструмент с одной стороны в другую, пока обе грани лезвия не будут отполированы до блеска. Движения руки должны становиться все более частыми и легкими, и поворачивать инструмент следует все чаще.
Во время заточки необходимо постоянно контролировать качество заточки ножа. Режущая кромка у правильно заточенного ножа расположена строго под прямым углом к боковой грани. Проверить это можно с помощью угольника.
Качество заточки (качество среза поперек волокон) проверяют с помощью деревянного бруска или тетрадного листа. Необходимо провести по нему лезвием: если срез получится без задиров, с ровными краями, значит, инструмент уже достаточно острый. Ни в коем случае нельзя проверять качество заточки пальцем, проводя по лезвию вдоль или поперек.
Ученики слушают учителя и записывают основные понятия в рабочих тетрадях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Презентация «Заточка дереворежущих инструментов»
    Самостоятельная работа
Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при заточке режущего инструмента?
Проверка записей в тетради. Примерные ответы учащихся:
Надежно закрепить абразивный брусок на рабочем месте (используя приспособление или кусок резины).
Обе руки держать на ноже.
Не делать сильных, резких движений.
Не проверять качество заточки пальцем или ногтем.
Не производить заточку инструмента без разрешения учителя.
 
5 Практическая работа Корректировка хода практической работы.
Контроль  за соблюдением правил безопасной работы.
Анализ успехов и ошибок в практической работе -Подготовка рабочего места.
-Выбор абразивных брусков для заточки и правки.
-Заточка на крупнозернистом бруске.
-Правка на мелкозернистом бруске.
-Проверка качества заточки инструмента.  
6 Закрепление изученного материала Почему лезвия инструментов периодически нужно затачивать?
  От степени заточки зависит качество обработки древесины. Заточка некачественным и затупленным инструментом требует больших затрат времени и усилий и не гарантирует получения качественного изделия. Кроме того, в работе легче поранить руки тупым инструментом, чем остро заточенным.  
Как снимаются заусенцы с лезвия? Заусенцы снимаются на мелкозернистом бруске – оселке. Как затачивают стамески, долота и ножи для стругов? Для снятия крупных неровностей применяют заточной станок. Используются абразивные бруски с крупным зерном. Заточку производят до появления заусенцев.
Далее заусенцы снимают, затачивая на мелкозернистых брусках (до отпадания заусенцев). Острую режущую кромку получают правкой лезвия на еще более мелкозернистом бруске – оселке. 7 Подведение итогов урока Оценка практической работы учащихся; анализ допущенных ошибок Уборка рабочих мест, привести себя в порядок.  
 
 
 
 
 
Используемые источники:
 
«Технология», учебник для учащихся 7 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы под редакцией В. Д. Симоненко. Москва. 2008г.
Дерендяев К. Л. Поурочные разработки по технологии (вариант для мальчиков): 7 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 288 с. – (В помощь школьному учителю).
Технология: поурочные планы по разделу «Технология обработки древесины» по программе В. Д. Симоненко. 5 – 7 классы /авт.-сост. Ю. А. Жадаев, А. В. Жадаева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 205 с.
Технология: программы начального и основного общего образован