Урок-экскурсия Осенние явления в жизни растений (6 класс)

«Осенние явления в жизни растений».

Придумайте этой «картинке» эмблему или девиз и опишите его красоту.
Беседа начинается с вопроса 1. Здесь, где мы находимся, произрастают растения, это их среда жизни. Что является средой обитания растений? В ответах учащихся отмечается, что это и воздух, и свет, и почва, в которой растут их корни. Необходимо ввести понятие «факторы среды». Уточняя, учитель говорит, что из всего окружения только те факторы, которые оказывают влияние на растения, называются факторами среды их обитания.
2. Какие условия (факторы) оказывают влияние на растения осенью?
В ответах школьников звучит, что это и температура, которая снизилась, это и дожди, которых стало больше. Формулируется понятие «среда обитания растений - это многообразные условия (факторы) неживой и живой природы, которые оказывают влияние на организм». К факторам среды обитания растений относятся: температура, солнечная энергия, плодородие почвы, животные, которые используют растения в пищу и регулируют их численность.
З. Осенью по сравнению с летом значительно изменились климатические факторы среды. Какие это условия (факторы) и как они влияют на растения?
В ответах школьники отмечают сокращение долготы дня, снижение температуры воздуха и воды, увеличение их влажности. Они влияют на жизнедеятельность растений. Учитель обобщает и классифицирует экологические факторы по группам: факторы неживой природы - климатические (свет, температура, влага, воздух, ветер) и почвенные (ее состав).
4. Имеются ли приспособления растений к факторам среды?
Учитель отмечает, что первые цветковые растения появились на Земле около 125-150 млн. лет назад, в юрский и меловой период мезозойской эры. Весь этот длительный период на них действовали такие факторы среды, как: солнечное освещение, длина дня и состав воздуха. Под их влиянием у растений сформировали определенные внешние приспособительные формы, их называют - жизненные формы. Такими формами растений являются: деревья, кустарники и травы. Строение жизненных форм растений приспособлено к выполнению определенных функций. Например, кора и ствол деревьев и кустарников, защищают от промерзания ткани растения, расположенные внутри них.
5. Опишите дерево, кустарник и траву как жизненные формы растений. Выявите у них черты сходства и различия.
В ответах звучит, что деревья, кустарники и травы, имеют характерное внешнее строение. Так у деревьев имеется один одревесневший стебель, они высокие, имеют крону. Кустарники несколько ниже и имеют более одного стебля, а травы, чаще низкие растения, их стебель у большинства не одревесневает, они могут быть однолетними, двухлетними и многолетними. Зимой у трав отмирает надземный побег. Они возрождаются с помощью семян, почек, которые начинают расти весной. Итак, обобщает учитель, растения имеют определенную среду обитания, ее факторы многообразны, они воздействуют на растения и в результате у растений формируются приспособления к ним. Изучим их.


Задание 2. 1) Определите с помощью определителя 2-3 вида деревьев. 2) Наблюдайте деревья, у которых происходит листопад. Сделайте в таблице 1 записи об особенностях листопада у этих видов, отразив словами «раньше», «позже. И объясните причины листопада. Для этого найдите слой пробковой ткани (отделительный слой) на черешке опавшего листа. 3. Какие еще осенние явления можно наблюдать у деревьев?
Почему раскраска листьев и листопад в разных частях кроны наблюдаются в разные сроки?
Таблица 1
Осенние явления в жизни растений
Жизненные
Виды
Осенние
Способы

формы
растений
явления
распространения

растений


плодов и семян

1. Деревья






Задание 2. 1) Определите с помощью определителя 2-3 вида деревьев. 2) Наблюдайте деревья, у которых происходит листопад. Сделайте в таблице 1 записи об особенностях листопада у этих видов, отразив словами «раньше», «позже. И объясните причины листопада. Для этого найдите слой пробковой ткани (отделительный слой) на черешке опавшего листа. 3. Какие еще осенние явления можно наблюдать у деревьев?
Почему раскраска листьев и листопад в разных частях кроны наблюдаются в разные сроки?
Таблица 1
Осенние явления в жизни растений
Жизненные
Виды
Осенние
Способы

формы
растений
явления
распространения

растений


плодов и семян

1. Деревья





Задание 2. 1) Определите с помощью определителя 2-3 вида деревьев. 2) Наблюдайте деревья, у которых происходит листопад. Сделайте в таблице 1 записи об особенностях листопада у этих видов, отразив словами «раньше», «позже. И объясните причины листопада. Для этого найдите слой пробковой ткани (отделительный слой) на черешке опавшего листа. 3. Какие еще осенние явления можно наблюдать у деревьев?
Почему раскраска листьев и листопад в разных частях кроны наблюдаются в разные сроки?
Таблица 1
Осенние явления в жизни растений
Жизненные
Виды
Осенние
Способы

формы
растений
явления
распространения

растений


плодов и семян

1. Деревья




Задание З. 1) Определите 2 - 3 вида кустарников. 2) Сравните листопад у деревьев и кустарников, растущих на одном участке. Особенности расцвечивания листьев и листопада у кустарников обозначьте словами «больше», «меньше» и занесите их в таблицу. 3) Как распространяются плоды и семена у кустарников? 4. Какие осенние явления наблюдаются у кустарников?
Чем кустарники отличаются от деревьев? Что общего в подготовке к зиме у кустарников и деревьев? Как влияет произрастание кустарников под кронами деревьев на ход осенних явлений?
Таблица 1
Осенние явления в жизни растений
Жизненные
Виды
Осенние
Способы

формы
растений
явления
распространения

растений


плодов и семян

2.Кустарники






Задание З. 1) Определите 2 - 3 вида кустарников. 2) Сравните листопад у деревьев и кустарников, растущих на одном участке. Особенности расцвечивания листьев и листопада у кустарников обозначьте словами «больше», «меньше» и занесите их в таблицу. 3) Как распространяются плоды и семена у кустарников? 4. Какие осенние явления наблюдаются у кустарников?
Чем кустарники отличаются от деревьев? Что общего в подготовке к зиме у кустарников и деревьев? Как влияет произрастание кустарников под кронами деревьев на ход осенних явлений?
Таблица 1
Осенние явления в жизни растений
Жизненные
Виды
Осенние
Способы

формы
растений
явления
распространения

растений


плодов и семян

2.Кустарники






Задание З. 1) Определите 2 - 3 вида кустарников. 2) Сравните листопад у деревьев и кустарников, растущих на одном участке. Особенности расцвечивания листьев и листопада у кустарников обозначьте словами «больше», «меньше» и занесите их в таблицу. 3) Как распространяются плоды и семена у кустарников? 4. Какие осенние явления наблюдаются у кустарников?
Чем кустарники отличаются от деревьев? Что общего в подготовке к зиме у кустарников и деревьев? Как влияет произрастание кустарников под кронами деревьев на ход осенних явлений?
Таблица 1
Осенние явления в жизни растений
Жизненные
Виды
Осенние
Способы

формы
растений
явления
распространения

растений


плодов и семян

2.Кустарники






Задание 4. Найдите травянистые растения. 1) Определите основные отличия в строении травянистых растений по сравнению с деревьями и кустарниками. 2) Выясните и
· запишите в табл. 1, какие осенние явления наблюдаются у травянистых растений и как распространяются их семена. Какова продолжительность жизни травянистых растений? Как вы отличили травы от деревьев и кустарников? Какие осенние явления можно наблюдать у травянистых растений?
Таблица 1
Осенние явления в жизни растений
Жизненные
Виды
Осенние
Способы

формы
растений
явления
распространения

растений


плодов и семян

3.Травы







Задание 4. Найдите травянистые растения. 1) Определите основные отличия в строении травянистых растений по сравнению с деревьями и кустарниками. 2) Выясните и запишите в табл. 1, какие осенние явления наблюдаются у травянистых растений и как распространяются их семена. Какова продолжительность жизни травянистых растений? Как вы отличили травы от деревьев и кустарников? Какие осенние явления можно наблюдать у травянистых растений?
Таблица 1
Осенние явления в жизни растений
Жизненные
Виды
Осенние
Способы

формы
растений
явления
распространения

растений


плодов и семян

3.Травы







Задание 4. Найдите травянистые растения. 1) Определите основные отличия в строении травянистых растений по сравнению с деревьями и кустарниками. 2) Выясните и запишите в табл. 1, какие осенние явления наблюдаются у травянистых растений и как распространяются их семена. Какова продолжительность жизни травянистых растений? Как вы отличили травы от деревьев и кустарников? Какие осенние явления можно наблюдать у травянистых растений?
Таблица 1
Осенние явления в жизни растений
Жизненные
Виды
Осенние
Способы

формы
растений
явления
распространения

растений


плодов и семян

3.Травы






Заключение. 1. В лесу наблюдается биологическое разнообразие растений. Здесь растут растения таких жизненных форм, как деревья, кустарники и травы.
2. Осенью на растения влияют такие факторы среды, как уменьшение светового дня, снижение температуры воздуха, увеличение влажности. У растений всех жизненных форм выработались приспособления к этим факторам среды.
З. У растений разных жизненных форм сформировались сходные приспособления к осенним факторам среды - это осенние явления: листопад, образование коры с теплоизоляционным пробковым слоем, защищающих растение от неблагоприятных факторов, образование плодов и семян, их распространение. Различные жизненные формы растений имеют неодинаковые приспособления к осенним факторам среды: у деревьев и кустарников разные сроки расцвечивания листьев и листопада, разные сроки образования почек и созревания плодов и семян. У трав происходит отмирание наземной части, они различаются по срокам цветения и плодоношения и подразделяются на однолетние, двухлетние и многолетние. Травы начинают возобновление с семян или подземных почек.
4. Несмотря на неблагоприятные осенние климатические условия, ряд растений продолжает рост и развитие - это земляника лесная, копытень обыкновенный. Это связано с тем, что у этих растений нет наследственных приспособительных признаков к обитанию в условиях со сменой климата осенью.

Задача 3. Сравните особенности осенней окраски листьев, одного дерева, расположенных в разных частях кроны. Сравните растения, выросшие на свету и в тени. Объясните наблюдаемые различия?
Ответ. Это определяется разной интенсивностью освещения. Растения, выросшие в тени и на свету имеют разную окраску листьев, так как процессы образования и разрушения веществ, которые обеспечивают осеннюю окраску листьев, несколько различаются. Растения могут быть светолюбивыми и теневыносливыми и иметь в связи с этим различия в строении листьев, стеблей и других органов. Тогда осенняя раскраска листьев зависит еще и от строения этих растений.

Задача 4. Какие условия создают деревья для жизни другим растениям в лесу? Ответ. Они формируют для них особую среду обитания: Повышенную влажность почвы и воздуха, температура и освещённость здесь иные, чем на открытом месте. Поэтому, растения, имеющие приспособления к этим условиям, растут и развиваются в лесу успешно, и, наоборот, не приспособленные выглядят угнетенными.

Задача 5. Наступят ли осенние явления в жизни березы, если она растет в теплице?
Ответ. Да, наступят. Осенние изменения - это такие приспособления, которые являются наследственными.







план письменного отчета.
1. Тема и эмблема экскурсии.
2. Красота осенней природы (школьники выражают эмоционально-ценностное отношение к природе в виде рисунков или стихов, фоторепортажа или сочинения и др.).
З. Описать осенние явления у деревьев, кустарников и травянистых растений и их причины.
4. Составить списки изученных видов растений. Сделать выводы.

план письменного отчета.
1. Тема и эмблема экскурсии.
2. Красота осенней природы (школьники выражают эмоционально-ценностное отношение к природе в виде рисунков или стихов, фоторепортажа или сочинения и др.).
З. Описать осенние явления у деревьев, кустарников и травянистых растений и их причины.
4. Составить списки изученных видов растений. Сделать выводы.

план письменного отчета.
1. Тема и эмблема экскурсии.
2. Красота осенней природы (школьники выражают эмоционально-ценностное отношение к природе в виде рисунков или стихов, фоторепортажа или сочинения и др.).
З. Описать осенние явления у деревьев, кустарников и травянистых растений и их причины.
4. Составить списки изученных видов растений. Сделать выводы.

план письменного отчета.
1. Тема и эмблема экскурсии.
2. Красота осенней природы (школьники выражают эмоционально-ценностное отношение к природе в виде рисунков или стихов, фоторепортажа или сочинения и др.).
З. Описать осенние явления у деревьев, кустарников и травянистых растений и их причины.
4. Составить списки изученных видов растений. Сделать выводы.

план письменного отчета.
1. Тема и эмблема экскурсии.
2. Красота осенней природы (школьники выражают эмоционально-ценностное отношение к природе в виде рисунков или стихов, фоторепортажа или сочинения и др.).
З. Описать осенние явления у деревьев, кустарников и травянистых растений и их причины.
4. Составить списки изученных видов растений. Сделать выводы.

план письменного отчета.
1. Тема и эмблема экскурсии.
2. Красота осенней природы (школьники выражают эмоционально-ценностное отношение к природе в виде рисунков или стихов, фоторепортажа или сочинения и др.).
З. Описать осенние явления у деревьев, кустарников и травянистых растений и их причины.
4. Составить списки изученных видов растений. Сделать выводы.

план письменного отчета.
1. Тема и эмблема экскурсии.
2. Красота осенней природы (школьники выражают эмоционально-ценностное отношение к природе в виде рисунков или стихов, фоторепортажа или сочинения и др.).
З. Описать осенние явления у деревьев, кустарников и травянистых растений и их причины.
4. Составить списки изученных видов растений. Сделать выводы.

план письменного отчета.
1. Тема и эмблема экскурсии.
2. Красота осенней природы (школьники выражают эмоционально-ценностное отношение к природе в виде рисунков или стихов, фоторепортажа или сочинения и др.).
З. Описать осенние явления у деревьев, кустарников и травянистых растений и их причины.
4. Составить списки изученных видов растений. Сделать выводы.








13PAGE 15


13PAGE 14215


13PAGE 15


13PAGE 14415


13PAGE 15


13PAGE 14415




15