Урок культуры речи на тему Сочиняем сказку (2 класс)


Внеурочная деятельность
Сочиняем сказку.
Голубятникова Е.А., учитель начальных классов
Участники: учащиеся 1-В класса.
Цель: - показать детям, как можно изменять сюжеты известных сказок, вводить что- то необычное, придумывать свои сказки;
формировать навыки осознанного выбора слов для выражения мыслей, четкого и правильного произношения, обогащению словарного запаса;
развивать пытливость, память, воображение учащихся, речь;
прививать любовь к сказкам;
воспитывать культурного, высоконравственного человека.
Оборудование выставка книг со сказками, герои сказок, план сказки.
Ход занятия:
1.Орг. момент.
2.Самоопределение к деятельности.
- Они сопровождали народ на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку. Сказки встречают нас, когда мы только приходим в этот мир, сказки сопровождают нас всю жизнь: учат добру, мудрости, вере в человека, учат удивляться и наслаждаться, любить окружающий мир и жить в нем. И одно в сказках остается нерушимым – добро всегда побеждает зло.
-Чему посвящена тема нашего урока?
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
3.Актуализация опорных знаний.
Сегодня мы собрались поговорить о сказках, но вначале я хочу проверить, как хорошо вы знаете сказки…
Викторина “Угадай сказку”:
Герой, какой сказки любил повторять: “Ничего, дело-то житейское”?
В какой сказке домашнее животное с удовольствием носит обувь?
Героиню, какой сказки называли не по имени, а по предмету одежды?
В какой сказке убрать овощ с огорода смогли только всей семьей?
В какой сказке героиня-красавица была вынуждена носить одежду из кожи лягушки?
Герой, какой сказки доказал: хвостом рыбы не наловишь?
Герой, какой сказки жил со своими друзьями-коротышками в Солнечном городе?
4.Изучение новой темы.
-Давайте сегодня попробуем вместе с Вами сочинить небольшую сказку.
Вообще, сказка – это тот же рассказ, только все события в нем сказочные, волшебные. Поэтому, чтобы сочинить любую сказку, нужно использовать определенные правила и специальный план.
Первое, что нужно сделать – это определить тему, то есть то, о чем будет наш рассказ (сказка).
Второе – обязательно сформулировать основную мысль будущего рассказа, то есть для чего, с какой целью вы его пишете, чему он должен научить слушателей.
И третье – непосредственно построить рассказ по следующей схеме:
Экспозиция (кто, где, когда, что сделал)
Завязка действия (с чего все началось)
Развитие действия
Кульминация (самые важные моменты)
Спад действия
Развязка (чем все закончилось)
Концовка
По точно таким же правилам составляются рассказы и пишутся сочинения .
5.Физминутка.
6.Закрепление знаний.
Итак, давайте теперь непосредственно перейдем к придумыванию сказки.
Для составления сказки можно немного расширить алгоритм, чтобы было проще ориентироваться.
1. Начало (например, жил-был дождик, цветочек, солнышко и т.д.)
2. Завязка (как-то раз, однажды пошел он или решил сделать и т.д.)
3. Развитие действия (повстречало кого-то, например)
первое испытание выдержало
второе испытание выдержало
4. Кульминация (третье испытание, после которого он или он превращается в кого-то или что-то)
5. Спад действия (кто-то что-то делает, чтобы наш герой обрел свой первоначальный вид)
6. Развязка (с той поры или с тех пор)
7. Концовка (и стали они жить по-прежнему или не стал он больше никуда уходить и т.д.)
Предлагаем Вам прочитать сказку «Путешествие шарика» и проследить каждый пункт плана.
Жил-был у одного мальчика Алеши воздушный шарик. И однажды, когда Алеша уснул, решил отправиться погулять.
Летит-летит шарик, а навстречу ему радуга.
- Ты зачем здесь летаешь? Где твой дом? Ты же можешь потеряться или лопнуть!
А шарик ей отвечает:
- Я хочу мир посмотреть и себя показать.
И полетел дальше.
Летит-летит, а навстречу ему облачко.
- Как ты здесь очутился? Ведь кругом столько опасностей!
А шарик отвечает:
- Не мешай мне! Я хочу мир посмотреть и себя показать. И полетел дальше.
Летит-летит, а навстречу ему ветер.
- Ты зачем здесь гуляешь? Ты можешь лопнуть!
Но шарик опять не послушался старших. И тут мудрый ветер решил проучить его.
- У-у-у-у – задул ветер.
Шарик с огромной скоростью полетел в обратную сторону и зацепился за ветку. И ниточка его развязалась, и он повис на веточке как тряпочка. А в это самое время по тропинке шел наш мальчик Алеша. Он собирал грибы в лесу и вдруг видит, на веточке висит тряпочка. Смотрит, а это его воздушный шарик. Очень обрадовался мальчик, отнес шарик домой и снова надул. А шарик дома рассказал Алеше о своих приключениях и больше никогда не летал гулять без Алеши.
7.Физминутка.
8. Обобщение знаний.
Игра «Настоящий сказочник».
Кто лучше расскажет свою любимую сказку «Три поросёнка»?
Подумай ,как ты расскажешь сказку :каким тоном ,о чём медленно, о чём –быстрее; о чём -тише; о чём -громче? Как ты будешь использовать жесты и мимику?(итог).
На уроках культуры речи мы учились правильно читать и пересказывать сказки.
А сейчас сочините сказку «три поросёнка» на новый лад ,со счастливым концом,придумайте другое название.
(Дети пишут сказку на новый лад ,изменяя названия, рисуют эпизод из сказки).
9. Подведение итога урока. Рефлексия.
Вот такие интересные задания, например, сочинить небольшую сказку, изминить сюжеты известных сказок выполняли на уроке .
Научившись грамотно составлять сказки, рассказы, пересказывать коротенькие тексты, вы в школе будет без особых проблем пересказывать, писать изложения и сочинения. Поэтому, не поленитесь и начните заниматься этим .Ну, а чтобы видеть свой результат налицо, как говорится, можно делать своими руками книжки-малышки и записывать туда свои сказки.
У вас на парте лежат сердечки.
Кому урок не понравился – пусть сердечко останется лежать на парте.
Кому урок не очень понравился – поднимите сердечко на высоту согнутой руки.
А кому урок понравился – поднимите руку с сердечком высоко вверх.
10. Орг. окончание урока.