Тренировочное задание ЕГЭ по истории (Россия в первой половине XVIII века)

ЕГЭ: - Тренировочные задания по теме № 6 :
« Россия впервой половине XVIII в» № 1»
Часть I(А)
Годы – 1700, 1709 г, 1721 – относятся к событиям:
Северной войны;
Церковного раскола;
Городских восстаний;
Русско- турецких войн

Позднее других произошло событие:
1 ) принятие Соборного Уложения;
2) воцарение Романовых;
3) получение империей выхода к Балтийскому морю;
4) появление на политической арене Лжедмитрия I

Провозглашение России империей состоялось :
1)XVI в; 2) XVII в; 3) XVIII в; 4)XIX в;
В каком году произошло Полтавское сражение?
1) 1709 г; 2) 1702 г; 3) 1711 г; 4) 1714 г

5. В каком году указаны даты царствования Петра I?
1) 1682- 1725 гг; 2) 1725 – 1741 гг; 3) 1762 – 1796 гг; 4) 1801 – 1825 гг

6. Какое событие связано с 1703 г?
1) начало Северной войны; 2) основание Санкт _ Петербурга;
3) заключение Ништадтского мира; 4) провозглашение России империей

7. Сенат, Синод , коллегии появились в России в:
1) XVI в; 2) XVII в; 3) XVIII в; 4)XIX в;

8. Какие из названных дат связаны с царствованием Елизаветы Петровны?
1) 1682- 1725 гг; 2) 1730 – 1740 гг; 3) 1741 – 1761 гг; 4) 1762 – 1796 гг

9. Укажите события Петровской эпохи , произошедшее ранее других:
1) создание Сената;
2) разделение государства на губернии;
3) образование Синода;
4) появление « Табели о рангах»
10. Какое из событий Северной войны произошло ранее других?
1) Полтавское сражение; 2) морское сражение у мыса Гангут;
3) сражение под Нарвой; 4) битва у деревни Лесной

11. В период правления Петра I состоялось народное выступление под предводительством:
1) Ивана Болотникова; 2) Степана Разина; 3) Кондратия Булавина; 4) Емельяна Пугачева;

12. И. Мазепа , Карл XII, Август II были современниками царя:
1) Павла I; 2) Петра I; 3) Ивана Грозного; 4) Бориса Годунова
13. Сражение у деревни Лесной и морское сражение у мыса Гангут произошли в ходе войны:
1) Семилетней; 2) Крымской; 3) Смоленской; 4) Северной

14. К памятникам архитектуры XVIII века относится:
1) Петропавловский собор в Санкт – Петербурге;
2) Успенский собор Успенского Кремля;
3) храм Василия Блаженного в Москве;
4) храм Святой Софии в Новгороде Великом
15. Какую меру предусматривали кондиции , предложенные Верховным тайным советом Анне Иоанновне? :
1) реформу Сената;
2) создание Государственного совета;
3) создание Священного Синода;
4) ограничение власти императрицы

16. В чье правление в России открытием Навигационной , Артиллерийской , Инженерной и Медицинской школ было положено начало формированию системы профессионального образования?
Алексея Михайловича; 2) Петра I; 3) Александра I; 4) Екатерины II
17. В 1722 г Петр I принял указ « о престолонаследии». В результате которого государь получил право:
1) лично выбирать и назначать наследника;
2) выбирать наследника вместе с Сенатом;
3) передавать престол строго по наследству;
4) передавать престол только по мужской линии.

18. Анна Иоанновна смогла разорвать кондиции , навязанные ей верховниками , опираясь на:
1) народное возмущение правлением верховников;
2) поддержку дворянства и гвардии;
3) раскол внутри Верховного тайного совета;
4) военную помощь со стороны Пруссии

19. Вследствие неудачи Прутского похода Петр I был вынужден:
1) временно приостановить строительство Балтийского флота;
2) вернуть Азов Османской империи;
3) вернуть Швеции Нарву;
4) отказаться от союза с королем польским Августом II

20. В XVIII веке рекрутской повинности не несли представители сословной группы:
1) частновладельческих крестьян ; 2) государственных крестьян; 3) купцов ; 4) мещан

21. В 1726 г Екатерина I учредила:
1) Государственный совет; 2) Земский собор; 3) Верховный тайный совет; 4) Сенат

22. Коллегиальная система управления была введена в России :
1) Иваном IV; 2) Борисом Годуновым; 3) Алексеем Михайловичем; 4) Петром I


23. К числу органов государственной власти, созданных при Петре I относится :
1) Государственный совет; 2) Верховный тайный совет; 3) Земский собор; 4) Синод;

24. Причиной проведения преобразований Петра I было стремление к:
1) расширению связей с Европой;
2) объединению всех русских земель;
3) расширению сети железных дорог;
4) завоеванию колоний

25. В результате петровских преобразований в области культуры в XVIII в произошло утверждение:
1) «золотого века» русской культуры;
2) интереса к античному искусству;
3) классицизма в архитектуре;
4) светского искусства

26. Реформы Петра I в области государственного управления привели к :
1) выборности государственных органов;
2) усилению влияния родовитого боярства;
3) ликвидации приказной системы;
4) упразднению сословного строя

27. Кунсткамера была открыта по инициативе:
1) Петра I ; 2) Екатерины II; 3) М.В. Ломоносова; 4) Н.М. Карамзина

28. Сподвижник Петра I, талантливый механик – изобретатель:
1) Иван Ползунов; 2) Иван Кулибин ; 3) Михаил Ломоносов; 4) Андрей Нартов

29.В первой четверти XVIII века в состав России вошли территории:
1) Эстляндии; 2) Восточной Пруссии; 3) Западной Украины; 4) Финляндии

Часть II(В)

Задания этой части работы требуют ответа в виде одного- двух слов, последовательности букв или цифр , которые переносятся в бланк ответов №1 без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенным в бланке образцами.

Установите соответствие между датой и событием:
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Дата

Событие

А
1549 г
1
Принятие Соборного уложения

Б
1589 г
2
Избрание первого русского патриарха

В
1649 г
3
Полтавское сражение

Г
1709 г
4
Созыв первого Земского собора



5
Начало Ливонской войны


А
Б
В
Г








Установите соответствие между процессами и терминами, к ним относящимся:
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Процессы

Термины

А
Закрепощение крестьян
1
«Новоторговый устав»

Б
Образование всероссийского рынка
2
«заповедные годы»

В
Создание регулярной армии
3
Рекрутчина

Г
«обмирщение культуры»
4
«ассамблеи»



5
Государственный совет


А
Б
В
Г







3. Установите соответствие между именами государей и названиями документов , созданных в их правление.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Имена государей

Документы

А
Ярослав Мудрый
1
«Соборное уложение»

Б
Иван III
2
«Русская Правда»

В
Алексей Михайлович
3
Судебник

Г
Петр I
4
«Жалованная грамота дворянству»



5
«Об учреждении губерний»


А
Б
В
Г







4.Расположите имена исторических личностей в хронологическом порядке их жизни и деятельности
Запишите буквы, которыми обозначены имена , в правильной последовательности в таблицу.
А) Афанасий Никитин; 2) Симон Ушаков; 3) Иван Федоров; 4) Витус Беринг











5. Расположите события в хронологическом порядке события.
Запишите буквы, которыми обозначены имена , в правильной последовательности в таблицу.
А) начало царствования Петра I;
2) провозглашение России империей;
3) принятие Соборного уложения;
4) начало Северной войны












6. Прочитайте отрывок из сочинения С.М. Соловьева и напишите , как называлась относящаяся к XVIII веку война, о которой пишет историк:
« Война эта , окончившись таким блистательным миром для России , изменяла положение дел в Европе: подле Западной Европы для общей деятельности с нею появилась новая Европа. Восточная, что сейчас же отразилось в европейском организме , отозвалась повсюду – от Швеции до Испании»

7. Прочитайте отрывок очевидца событий и напишите о какой войне идет речь:
« Поистине удивительно , как русские могли взобраться на такую крепость и взяли её помощью одних осадных лестниц». Петр каламбурил по случаю успеха: « Правда , что зело жесток сей орех был , однако , слава Богу, счастливо разгрызен.»

8 . Прочитайте отрывок из сочинения современного историка и напишите фамилию государственного деятеля XVIII века, о котором идет речь:
«Среди многочисленных его достижений , званий и титулов были генералиссимус, денщик, светлейший князь, президент; он был несомненно богат, но всего лишился к концу жизни. Его именем названо одно из полотен В.И. Сурикова»

9 . Прочитайте отрывок из документа и напишите имя царя:
«Между тем он неусыпно учился морской архитектуре. Время провожал он, как и в Голландии. Король подарил ему 25- пушечную яхту и модель военного корабля и велел дать морское примерное сражение. Тогда – то , восхищаясь маневрами , сказал он: «если б не был русским царем , то желал бы быть английским адмиралом»

Часть III(С)
Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 1-3 , приведенные после текста . Ответы предполагают использование информации из источника , а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из работы историка Н.И. Павленко
« Нам остается ответить на вопрос , волновавший как современников , так и потомков: почему намерение верховников ограничить самодержавие потерпело неудачу , почему надорванные кондиции стали кульминацией в победе самодержавия? Причин несколько ,но главная из них кроется в отсутствии консолидации среди господствующего сословия – она наступила несколькими десятилетиями позже.
Волею случая Верховный тайный совет был укомплектован преимущественно выходцами из аристократии, причем представителями двух фамилий : Долоруких и Голицыных. Составленные ими кондиции отражали интересы прежде всего этих двух фамилий. Вчитайтесь в кондиции и их преамбулу, состоявшую из 12 пунктов, и вы обнаружите только два , в реализации которых были заинтересованы широкие круги дворянства: обязательство императрицы заботиться об укреплении и расширении православия и лишении императрицы возможности распоряжаться без суда жизнями и имениями дворян. Остальные же десять пунктов были нацелены на удовлетворение интересов двух аристократических фамилий и имели в виду не изменение политического строя в стране , а ограничение власти конкретного монарха в пользу конкретных фамилий.
Сказанное дает основание считать «затейку» верховников олигархической , удовлетворяющей притязаниям всего двух фамилий. Отсюда брали начало все последующие ошибочные действия верховников. »

1. Под каким названием вошел в историю период, описываемый в документе? Кем были составлены кондиции, и кому было предложено их подписать?

2. Используя текст документа и свои знания по курсу истории , ответьте , какова была цель составления кондиций , и почему ее не удалось реализовать ( укажите не менее трех причин)

3. Как оценивает автор «затейку» верховников? Какие доводы он приводит для обоснования своей оценки? Укажите не менее двух доводов.




ЕГЭ: - Тренировочные задания по теме № 6 :
« Россия впервой половине XVIII в» № 1»



Часть 1

1
1

2
3

3
3

4
1

5
1

6
2

7
3

8
3

9
1

10
3

11
3

12
2

13
4

14
1

15
4

16
2

17
1

18
2

19
2

20
3

21
3

22
4

23
4

24
1

25
4

26
3

27
1

28
4


29
1








Часть 2

1
4213

2
2134

3
2315

4
АВБГ

5
ВАБГ

6
Северная

7
Северная

8
Меньшиков

9
Петр I или Петр Великий









15