Презентация Одарённые дети расскажет Вам об особенностях О/Д, познакомит с классификацией О/Д, даст рекомендации для педагога, и проч.


Подготовила:Учитель начальных классовСелямина Л.А. МАОУ «Новомирская ООШ» Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.Некоторые психологи считают, что одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле.Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность — это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:способности выше средних,креативность,включенность в задачу. ОДАРЕННОСТЬ – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.       Выявление способных детей и создание эффективных условий для гармонического развития личности. Побуждение и стимуляция к самостоятельной и творческой деятельности. Создание условий для оптимального развития одаренных детей и способных детей. Расширение возможностей научной работы учащихся для участия в олимпиадах, конференциях и конкурсах. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ С О/Д Важным моментом теории является классификация по видам одаренности. Выделяются АКАДЕМИЧЕСКАЯ— способность учитьсяИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ - умение анализировать, мыслитьЛИДЕРСКАЯ одаренность.ТВОРЧЕСКАЯ - не шаблонное мышление ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - музыка, живопись, хореография и т. п. ПСИХОМОТОРНАЯ — спортивная Формирование одаренности ребенка невозможно без комплекса воспитательных мер со стороны - семьи;- без школьного и дополнительного образования;- без личностно-ориентированной педагогики;- должного социального окружения и условий;- собственного труда юного дарования. проявляется в овладении всеми видами деятельности связана с определёнными направлениями УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ:увлечен своим делом;способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;профессионально грамотным;интеллектуальным, нравственным и эрудированным;Быть проводником передовых педагогических технологий;психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;знатоком во всех областях человеческой жизни. Ниже перечислены личностные черты и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком «+» те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком «-» те, что не нравятся. Дисциплинированный.Неровно успевающий.Организованный.Выбивающийся из общего темпа.Эрудированный.Странный в поведении, непонятный.Умеющий поддержать общее дело.Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).Занятый своими делами (индивидуалист).Быстро, «на лету» схватывающий.Не умеющий общаться, конфликтный.Общающийся легко, приятный в общении.Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю. Каких «+» у Вас больше? Если чётных «+» больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. На практике такие учителя встречаются редко! 30% отчисленных из школ детей - ОДАРЁННЫЕ Условия развития одаренности Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются.Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60‑70 %, то к четырнадцати годам — 30‑40 %, а к семнадцати — только 15‑20 %. Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается.К 8 годам достигается 90% развития интеллекта;По результатам диагностики интеллект 12-летних подростков и уч-ся 11-х классов существенно не отличаются. Степень одаренности Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч. Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2‑3 %. Третья — собственно одаренные (15‑25 %). Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) и 2-5% относят к умственно отсталым. Типы характеров одаренных детей 1-й тип – подвижный, веселый, коммуникабельный, открытый, с хорошим речевым развитием, лидер, фантазер.2-й тип – замкнутый, тихий, размышляющий, застенчивый пугливый. «Плата за талант» Развитая речь и богатый словарный запас часто могут проявляться только в устной речи . Любознательны, однако часто не могут заучить легкий, но неинтересный материал. Способны к длительной интенсивной деятельности, но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени, иногда безнадежно неорганизованны. Подумаем! 1.Как Вы думаете, какого возраста должны быть родители, чтобы у них родился одарённый ребёнок? 2.В каком возрасте может проявиться одаренность? Сведения о родителях выдающихся людей Фамилия Возраст Фамилия Возраст Отца Матери Отца Матери ЕсенинГлинка ЛермонтовПушкинТургеневГогольДостоевскийЧеховЧайковскийПетр 1 22 27 27 29 25 32 32 36 45 43 20 20 17 24 30 18 21 25 27 19 БетховенЖюль ВернВагнерДа Винчи Л.БальзакНаполеонБайронГейнеШоу Б.Шопенгауэр 32 29 43 25 53 23 33 34 45 39 22 27 39 22 21 19 23 26 28 19 Пути развития одаренности Раннее проявление Трехлетний Моцарт, четырехлетний Ф.Й.Гайдн; Пятилетний Я.Л.Ф.Мендельсон; С.С.Прокофьев, выступивший композитором в 8 лет. Пути развития одаренности В период отрочества :Ф. И. Тютчев поступил в университет в 15 лет. Будущий поэт освоил курс всего за два года. Л. Д. Ландау, поступивший в университет в 13 лет, стал выдающимся физиком. Дипломат, писатель и полиглот А. С. Грибоедов поступил в Московский университет в 11 лет. Пути развития одаренности В зрелом возрасте Крылов начал писать в 40 лет, Аксаков – в 55 лет;А.Энштейн МЕТОДЫ: частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творчески заданий, решение нестандартных задач);исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);Проблемныйпроектный ФОРМЫ РАБОТЫ С О/Д - проведение нестандартных форм уроков;· творческие мастерские;· групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися (!?)· факультативы;· кружки по интересам;· занятия исследовательской деятельностью;·интеллектуальный игры, конкурсы; - научно-практические конференции; - участие в олимпиадах;- работа по индивидуальным планам;- сотрудничество с другими школами; - открытые уроки;- предметные недели;- экскурсии;- праздники, концерты;-использование современных средств информации;-создание детских портфолио; Рекомендации учителю Учителю не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой стремится учитель. Учитель не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы. Другая крайность — преднамеренное публичное принижение уникальных способностей и даже сарказм со стороны учителя,— конечно, недопустима. Рекомендации учителям: Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься . Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно . Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний . Ресурсы: https://yandex.ru/images/search http://nsportal.ru/shkola/materialye-deti http://ecsocman.hse.ru/text/33372755 https://yandex.ru/images/search?p=5&text