Конспект урока И.А.Крылов Зеркало и обезьяна


КС(К)ОУ «Цивильская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №2»
План-конспект урока чтения на тему: «И.А.Крылов. Зеркало и Обезьяна».
Выполнила: Ксенофонтова Ираида Геннадьевна, учитель КС(К)ОУ «Цивильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2»
Цивильск – 2015 год
Цели: познакомить с творчеством И.А.Крылова и его произведением «Зеркало и Обезьяна»;
развивать эмоционально-эстетическое восприятие произведения;
развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения;
обогащать словарный запас и способствовать развитию речи;
приобщать детей к чтению басен.
Оборудование: портрет И.А.Крылова, иллюстрация памятника Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга, к басням Крылова, запись басни.
Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Вводная беседа.
На доске изображения зеркала, обезьяны, волка, лисы, медведя.
И.А.Крылов – великий баснописец. Не зря он начал писать басни. Однажды ему сделали замечание, что если он не прекратит показывать в своих произведениях плохое, то его произведения не будут печататься. И он нашел выход из ситуации. Крылов начал писать басни, и все нехорошее начал показывать через животных. А каких героев-животных его басен вы знаете? (ответы учащихся)
Сегодня его новая басня. Название ее узнаем, если отгадаем загадки.
У.: Прочитайте первую загадку. Отгадайте. Докажите верность выбора.
Я круглое и гладкое,
Но не румяное и сладкое.
Глядят в меня,
А видят себя. (Зеркало)
У.: Что же такое зеркало? Что вы знаете о зеркале? (ответы учащихся)
У.: Зеркало – стеклянное или металлическое тело с отражающей поверхностью, хорошо отполированное. Обычно зеркала бывают плоские.
У.: Прочитайте вторую загадку. Отгадайте. Докажите верность выбора.
Зверь смешной в огромной клетке
С ветки прыгает на ветку.
Ест бананы, сладости,
К общей детской радости. (Обезьяна)
У.: Что вы знаете про обезьяну? (ответы учащихся)
У.: Обезьяна – это животное. Обезьяны разделяются на широконосых и узконосых. Длина их тела может быть от 15 см до 2 м. Обезьяны бывают свыше 150 видов. Некоторые виды обезьян совершают набеги на плантации (н-р, мартышки). Обезьяны издавна содержались в неволе. В неволе они живут до 20-30 лет.
По мере отгадывания выбираются и вывешиваются иллюстрации.
3.Сообщение темы урока.
У.: Назовите предметы, о которых вы отгадали загадки.
Д.: Зеркало и обезьяна.
У.: Это название басни, которую мы сегодня прочитаем.
А кто ее написал? (ответы учащихся)
У.: Ее написал И.А.Крылов. А что такое басня?
Д.: Басня – короткий рассказ, где есть мораль.
У.: Что такое мораль?
Д.: Мораль – поучение.
Учитель вывешивает портрет И.А.Крылова.
4.Знакомство с биографией Крылова.
У.: Мы представляем Крылова старым, серьезным. А ведь и он, проживший долгую жизнь (75 лет), был когда-то мальчиком. Родился Ваня Крылов в 1769 году в семье небогатого армейского офицера. И жизнь его в детстве сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию было настолько велико, что он самостоятельно овладел грамотой, научился читать.
Когда мальчику исполнилось 9 лет, его отец умер. В наследство от отца Ване остался маленький сундучок, набитый книгами. Среди них была книга «Басни Эзопа». (Эзоп жил много-много лет назад в древней Греции) Эта книга стала его любимой. Он читал и перечитывал басни. Особенно ему нравилась басня про ворона, нашедшего кусок мяса, и лисицу, которой очень хотелось полакомиться мясом, и она стала расхваливать ворона.
Семья и при отце жила бедно, а после его смерти еле сводила концы с концами. Поэтому мальчик стал рано работать, а 12 лет был отправлен в Петербург, где начал служить в канцелярии.
Учитель показывает иллюстрации с видами Петербурга.
Любознательный и упорный, он самостоятельно изучил математику, итальянский и французский языки и стал образованным человеком. Но его настоящим призванием стали басни.
В Санкт-Петербурге, в Летнем саду на площади у его памятника играет детвора, с большим вниманием рассматривает сидящего в кресле задумавшегося баснописца, искусно изображенного среди героев своих басен – разных зверей и птиц, знакомых каждому ребенку.
Учитель показывает иллюстрации памятника и героев басен.
Крылова окружают глупая Ворона и хитрая льстивая Лисица, злой голодный Волк, сытая самодовольная Свинья, невежественный фанфарон-Петух.
Он показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей, раскрывал плохое в людях так, что всем понятно, что это плохо, что это надо осудить. Крылов учил людей хорошему так, как только может учить человек, глубоко понимающий человеческую душу.С тех пор прошло более двухсот лет. А басни Крылова живут – их знают, любят все люди. Они не могут состариться, потому что настоящие поэтические, сильные и правдивые слова не стареют – они становятся достоянием всего народа.
5.Викторина.
У.: И сегодня дедушка Крылов занимает почетное место и снова рассказывает школьникам свои бессмертные басни. Давайте вспомним некоторые из них. Строки из многих стали часто использоваться в нашей речи.
Учитель читает начало фразы, а дети называют ее окончание и название басни.
Вороне где-то бог… послал кусочек сыру («Ворона и Лисица»).
Спой, светик… не стыдись («Ворона и Лисица»).
Попрыгунья Стрекоза… лето красное пропела («Стрекоза и Муравей»).
А вы, друзья, как ни садитесь… все в музыканты не годитесь («Квартет»).
У.: О многом говорят нам крыловские звери. И, читая его басни, мы думаем, как много еще случаев в нашей жизни, к которым применима их мораль.
6.Работа с произведением.
Подготовительная работа.
У.: И вот сегодня новая басня «Зеркало и Обезьяна». Подготовимся к чтению нового произведения. В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуйте прочитать их.
Образ – вид, облик.
Кум – крестный отец по отношению к родителям крестника и крестной.
Ужимки – гримасы, неестественные телодвижения.
Оборотиться – посмотреть на себя.
У.: Зная названия и некоторые слова из нового произведения, попытайтесь предположить, о чем пойдет в ней речь. (Ответы учащихся)
У.: Кто был прав, мы узнаем, прослушав произведение.
Чтение текста учителем.
Проверка первичного восприятия.
У.: Кому понравилась басня? Чем?
Кому не понравилась басня? Чем?
В чем смысл басни?
Оправдались ли ваши предположения?
Давайте ответим на вопросы так, чтобы получился связный текст.
Кто герои басни?
Какая история в ней описывается?
Понравилось ли Обезьяне ее отражение в зеркале?
Узнала ли она себя в нем?
Д.: Герои басни – Обезьяна и Мишка. Обезьяна, стоя перед зеркалом, смеется над своим отражением. Оно ей не понравилось. Обезьяна не узнала в нем себя, зато ей показалось, что оно (это изображение) напоминает ей ее кумушек.
У.: Теперь вы будете читать басню. Во время чтения подумайте, кто высмеивается в этой басне.
Анализ произведения.
У.: Кто высмеивается в этой басне?
Д.: В басне высмеивается Обезьяна, потому что она выглядит глупо, смеясь над своим отражением в зеркале.
У.: Видит ли Обезьяна свои недостатки?
Д.: Не видит своих недостатков, но видит их в других.
У.: Подумайте, в ком легче найти недостатки: в себе или в других?
Д.: В других легче найти недостатки. Себе человек всегда кажется хорошим.
У.: Какова же мораль басни? Выразите ее своими словами. Прочитайте мораль в тексте басни. (Таких примеров много в мире: не любит узнавать никто себя в сатире.)
У.: Какие строки из басни стали часто употребляемым выражением?
Д.: Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться.
У.: Некоторым людям свойственно не замечать в себе даже больших недостатков, но зато видеть в других даже меньшие.
Чтение басни в лицах.
Творческая работа.
У.: Приступим к творческой работе. Из набора разных выражений, которые вы видите на карточке перед собой, в парах составьте три пословицы.
Делу времялюдей насмешишь
Поспешишьна себя поглядиДругих не судипотехе час

7. Итог урока.
У.: Назовите составленные пословицы.
Д.: У нас получились такие пословицы:
Делу время, потехе час.
Других не суди, на себя погляди.
Поспешишь, людей насмешишь.
У.: Какая из них, на ваш взгляд, подходит по смыслу к прочитанной басне?
Д.: По смыслу к прочитанной басне подходит пословица: Других не суди, на себя погляди.
У.: Подумайте, какой бы совет вы могли дать Обезьяне, если бы случайно встретились с ней? (ответы учащихся)
8.Домашнее задание: читать басню выразительно по лицам.