Урок по литературе на тему В страну доброго волшебника(5 класс)

Филиал МБОУ СОШ села Даниловка в селе Старый Карлыган



Урок-путешествие в 5 классе


« В страну доброго волшебника»

(По страницам книг
М.М. Пришвина).




Учитель: Рамазанова А. Р.






с. Старый Карлыган
Цели урока:
1) образовательная:
расширение и углубление знаний учащихся по творчеству М. М. Пришвина;
2)воспитательная:
воспитывать любовь к литературе, природе, учить видеть и понимать
неповторимую красоту окружающего мира, беречь и ценить все живое;
3) развивающая;
развивать логику мышления, речь, познавательную активность.
Методы и приемы: беседа, анализ отдельных рассказов, работа с текстом,
словарная работа, выразительное чтение стихотворений на татарском и
русском языках учителем.
Оборудование: портрет писателя, высказывания М.Пришвина о природе,
К. Паустовский о писателе, иллюстрации к рассказам, грамзаписи.

Высказывания:
1. Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайну жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего это благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.
К. Паустовский.
2. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять Родину.
М. Пришвин.

3. Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю.
М. Пришвин.

Ход урока.
Звучат в грамзаписи птичьи голоса. Выходит учитель, переодетый в Пришвина, с палочкой, в шляпе. Он читает:
Птицы взвиваются из-под ног,
Зайцы срываются из-под ног, А я никого не трогаю:
Лугами, лесами, как добрый бог,
Иду своею дорогою.
И ягоды ем,
И траву щиплю,
К ручью становлюсь на колени я.
Я воду люблю, Я землю люблю
Как после выздоровления.
Бреду бережком
Не с ружьем, с батожком,
Душа и глаза - настежь.
Бродить по сырой земле босиком-
Это большое счастье.
Вот это стихотворение Александра Яшина очень близко мне по духу.
Здравствуйте, еще раз здравствуйте, милые! Приглашаю всех вас в страну доброго волшебника – Михаила Михайловича Пришвина. А кто такой Пришвин? Вы меня помните?
Ученики: Пришвин – писатель.- Певец русской природы.
Правильно. Помните.
А какие мои произведения знаете?
В краю дедушки Мазая,
Календарь природы.
В краю напуганных птиц,
Кладовая солнца, Родники Берендея и другие.
А еще?
(звучит в грамзаписи кваканье лягушки)
Кто это? Ребята, мы совсем забили про этот рассказ, и лягушка обиделась. Спасибо, что героиня сама напомнила о себе. А как рассказ называется?
«недовольная лягушка»
Читали? Если из вас кто-то не прочитал, то обязательно прочитайте и тогда вы узнаете, чем же она недовольна.
Что же вас удивило, когда читали мои рассказы?
- Удивило то, как писатель хорошо знает природу и понимает ее.
- То, что можете передать «разговор» птиц. Плач дерева «настроение» лягушки, и маленького зверька.
- Видели то, чего не видели другие и проходили мимо.
- Вы подбираете такие сравнения, эпитеты, метафоры и нам кажется. Что все описанное как наяву и удивляемся, как это у Вас так здорово получается.
-Вокруг нас, ребята, полно разных чудес. Надо только внимательнее приглядываться к каждому цветку, каждой травинке, каждому дереву, каждому зверю, каждой птичке и букашке. Тогда вы будете понимать их языки, и они сами расскажут вам о своей.
- Пожалуйста, ребята, кто же из вас расскажет о лесных этажах?
- У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях – в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнездышки прямо на земле; дрозды еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы – дятел, синички, совы – еще повыше, а на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы.
- Вот обо всем этом, в каком рассказе говорится? В рассказе «Этажи леса».
- А вот героини нового рассказа. Это тянутся ко мне ромашки, маленькие солнышки с белыми лепестками. Ребята, а почему ромашку называют солнышком?
- Ромашку называют солнышком, «потому что сердцевина у нее желтая как солнце, а лепестки напоминают солнечные лучи.
- Если человек не заметит ее, то она обижается и говорит про себя. Что же она говорит?
-Не заметил, проходит не видя, не любит, только себя.
-Как называется этот рассказ?
-«Ромашка».
-Собака – это(продолжайте)
-Друг человека.
- И у меня в жизни было много таких друзей. Вы можете назвать некоторых из них?
- Травка, Жуль-ка, Жаль-ка, Норка, Трубач, Робик, Нада, Кадо, Жизель и другие.
- Все они мои друзья, герои моих произведений. Я никогда не писал о чужих собаках.
- Ребята, знаете, как зовут эту собаку? Именно так звали и собаку моего друга Антипыча.
- Травка.
- Из какого произведения? Жанр?
- Из сказки – были «Кладовая солнца».
- Назовите героев и дайте характеристики.
- Настя и Митраша.
Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки.
Митраша был моложе сестры на два года. Ему было все только десять лет с хвостиком. Он был невысокий, но очень плотный, лобастый, упрямый и сильный. «Мужик в мешочке», улыбаясь, называли его люди.
- А какую роль сыграла Травка в жизни Митраши?
- Спасла его, вытащила из болота.
- Собака видит в человеке высшее существо и старается заслужить нашу любовь и уважение. Она очень страдает от равнодушия и черствости человека. Вы читали мой рассказ о белочке? Как называется?
- «Беличья память».
- О чем говорится?
- говорится о том, как зимой белка под глубоким снегом безошибочно определяет свои запасы, спрятанные еще осенью орехи.
- Ну как не позавидовать беличьей памяти и смекалке! Это ли не чудо природы?!
Однажды весной я долго бродил по лесу, устал, сел на пень отдохнуть и осмотрелся. Передо мной на поляне стояла «необыкновенно красивая, Стройная березка. Она недавно только распустила свои светло – зеленые клейкие листочки. Я непременно решил завести с ней разговор и спросил: «Милое деревце, скажи, пожалуйста, а для чего ты растешь?
- Ребята, как вы думаете, что же мне ответило дерево?
- Чтобы очищать воздух.
- Чтобы люди могли отдохнуть под моими ветвями
- Давайте послушаем ответ самого дерева.
«Магнитофонная запись: Расту я на радость людям)
- А кто твои родители? Ребята, ваши ответы. Пожалуйста.
- Старые березы.
- Теперь послушаем дерево.
Запись. Мой папа – солнце, а мама – земля
- Правильно ответило дерево. Земля – кормилица всего живого на земле, а солнце – источник жизни. Оно светит одинаково всем: и человеку, и зверю, и дереву. Многие любуются природой, но немногие ее принимают к сердцу. Надо именно любить, а не просто любоваться жизнью природы. Ребята, как вы понимаете слова любить и любоваться?
- Любить – это значит беречь, защищать, что-то делать. Любоваться – значит радоваться, восхищаться, смотреть, но ничего не делать.
- Верно, только любя, а не любуясь. Можно уберечь и защищать этот удивительный мир – природу.
(Чтение эпиграфа урока)
- Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю.
На свете очень много хороших и добрых людей, которые подкармливают голодающих птиц и зверей. Подбирают заброшенных кошек и собак. Их великодушию нет предела.
- Ребята, как вы понимаете слово великодушие? Из каких слов образовано?
- Великодушие – великая душа, значит добрая душа.
- Давайте вспомним охотников из рассказа «Этажи леса», которые случайно уронили птичье гнездо. Как они отнеслись к этому?
- Здравствуйте, дорогие. Вышло несчастье: мы этого не хотели.
- Прочитайте. Пожалуйста, описание птенцов.
- Голые птенцы, покрытые перышками, раскрывали широкие рты, пищали, просили червячка.
- Что сделали охотники?
- Накормили их и гнездо поставили на свое место, т. е. на вершину соседней березы.
- Счастливы били и родители птенцов и охотники. А вот другой пример. Вы помните поэму Николая Алексеевича Некрасова «Саша»? Как же там поступили лесорубы с птенцами?
- Раздавили, чтобы они не пищали.
- Вот вам два отношений человека к природе. Первое какое?
- Любовное бережное.
- А второе?
- Жесткое уничтожающее.
- Бережное отношение к природе – это наши нравственные ценности. Вы понимаете, что стоит за этими словами? Это то. Что жива наша душа, что делает человека человеком
Вот послушайте, пожалуйста, отрывок из письма одного юного любителя природы. Кто хочет прочитать? Пожалуйста, Дима.
«К людям приставлены всякие защитники: от болезней – врачи, от хулиганов – милиционеры, от шпионов – пограничники, а кто защитит в лесу зверушек и сам лес?
Природа нуждается в нашей защите, в нашей помощи. Природа – это наша земля, наша Родина.
Рыбе - вода, птице - воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять Родину.
(Звучит в грамзаписи музыка П. И. Чайковского «Времена года»)
Учитель: Великолепную красоту природы воспевали и воспевают многие прозаики и поэты. Назовите, пожалуйста, некоторых из них.
- А. С. Пушкин, Ф. Тютчев, И. Никитин, С. Есенин, К. Паустовский и другие.
О природе писали и пишут на разных языках, потому что природа – это наш общий дом. И сейчас я хочу прочитать вам на татарском языке стихотворение нашего поэта – земляка, уроженца села Карлыган кого района Мунира Мазунова, который с глубокой любовью писал о природе своего родного края.
Родник.
Яр астында чылтырап инеш ага, Аккан саен тавышы кочая.
Ташлар аша Узеня юллар таба,
Борылмалар ясый,
Запись песни «Зорька алая» на фоне музыки слова.
Урока время истекло,
Я всем вам очень благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали мы славно.








15