РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ». УМК ШКОЛА РОССИИ, 2 КЛАСС


Лецких Л.А.учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №21,г.Кунгур, Пермский край
русская народная сказка «у страха глаза велики» (с. 35–37)
Цель деятельности учителя Способствовать развитию речи, навыков чтения, умений определять основную мысль сказки, делить текст на части, находить в тексте ключевые слова, отвечать на вопросы
Тип урока Решение частных задач
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: читать, выражая настроение произведения; характеризовать героев сказки; соотносить качества героев сказки с их поступками; называть русские народные сказки и их героев; получат возможность научиться: рассказывать сказку по иллюстрации, по плану; соотносить пословицу и сказочный текст, рисунок и сюжет сказки; придумывать свои собственные сказочные сюжеты; самостоятельно оценивать свои достижения.
Метапредметные: познавательные: ориентируются в речевом потоке, находят начало и конец фразы; регулятивные: контролируют и оценивают процесс и результат деятельности, отбирают адекватные средства достижения цели деятельности; коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; осознают личностный смысл учения
методы и формы обучения Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический
Образовательные ресурсы 1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/urok-literaturnogo-chteniya-vo-2-klasse-u-straha-glaza-veliki-skazka
2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/formirovanie-uud-na-uroke-literaturnogo-chteniya-vo-2-klasse
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы
организации взаимодействия
на уроке Формируемые умения
(универсальные учебные
действия) Промежуточный
контроль
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Приветствует учащихся, проверяет готов-ность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.
Плывут угрюмые века,
Плывут, как в небе облака.
Спешат, бегут за годом год,
А сказка – на тебе! – живет!
Когда и кто ее сложил
В своей избушке где-то –
И самый старый старожил
Не даст тебе ответа.
И про зверей, и про царей,
И что на свете было –
Все сказка в памяти своей
Нам с вами сохранила.
Она живет в любом дому
И странствует по странам.
А почему? Да потому,
Что без нее нельзя нам Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку Фронтальная, индивидуальная Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека, имеют желание учиться, проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность Устные ответы, наблюдения учителя
II. Актуализация знаний 1. Проверка домашнего задания.
2. Речевая разминка «Сова» Пересказ сказки «Петушок и бобовое зернышко».
У совы-совищиКруглые глазищи.
В темноте горят огнем,
Ночью видят все, как днем!
Неохота, братцы,
Мне с тобой встречаться!
– Прочитайте стихотворение про себя, четко произнося каждое слово. Затем прочитайте вслух очень медленно, очень быстро.
– Прочитайте выразительно Пересказывают сказку. Осуществляют оценку учебной деятельности.
Выполняют задания Фронтальная, индивидуальная Регулятивные: принимают и сохраняют учебные цели и задачи, осуществляют контроль и оценку учебной деятельности Наблюдения учителя, выполненные задания
III. Постановка учебной задачи – Как вы думаете, почему герой стихотворения не желает встречаться с совой?
– А когда вам бывает страшно?
– Сегодня мы будем читать сказку о страхе. Прочитайте её название. Как вы его понимаете? Отвечают на вопросы Фронтальная, индивидуальная Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу IV. Работа по теме урока 1. Чтение сказки.
2. Беседа Чтение сказки учителем (или в актерском исполнении из аудиоприложения).
Беседа по содержанию сказки по вопросам и заданиям учебника, с. 37–38 Слушают сказку.
Отвечают на вопросы Фронтальная, индивидуальная Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, умеют осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Устные ответы, выполненные задания
V. Закрепление знаний и способов действий 1. Словарная работа.
2. Знакомст-во с героями сказки.
3. Работа с послови-цами.
4. Работа с иллюстрацией к сказке (с. 36).
5. Работа над выразительностью чтения – Как образовано слово «водоносы»?
– Подберите близкие по значению слова (синонимы) к слову «схоронилась».
– Как звали героев сказки?
– Прочитайте пословицы. Найдите те, которые соответствуют сказке:
• На грубое слово не сердись, а на ласковое не сдавайся.
• У страха глаза велики.
• На ловца и зверь бежит.
• Робкого и тень страшит.
• Солнце, воздух и вода – лучшие доктора.
• Кто робеет, того бьют.
• Плох неряха в строю, а еще хуже – в бою.
– Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Кто на ней изображен?
– В каком состоянии находятся наши герои?
– Найдите в тексте слова, которые подходят к иллюстрации.
– Прочитайте выразительно, как наши герои испугались – Вода + носить.
– Притаилась, спряталась, укрылась, сокрылась…
– Бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка, мышка-норушка.
Выбирают пословицы и объясняют свой выбор.
Рассматривают иллюстрацию и соотносят ее с текстом. Находят в тексте сказки реплики героев и стараются читать выразительно, изображая мимикой испуг каждого героя Фронтальная, индивидуальная.
Фронтальная, индивидуальная Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение; выдвижение гипотез и их обоснование; поиск необходимой информации.
Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции, используют критерии для обоснования своего суждения Устные ответы, записи в тетради
VI. Итоги урока.
Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок – С какой сказкой познакомились?
– Чему учит эта сказка?
– Какова главная мысль этой сказки?
– В каких случаях мы говорим: «У страха глаза велики»?
– С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
– За что бы вы себя похвалили сегодня? Отвечают на вопросы, приводят примеры из жизни Фронтальная, индивидуальная Познавательные: ориентируются в системе знаний – отличают новое от уже известного.
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.
Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний Устные ответы
Домашнее задание Инструктаж по выполнению домашнего задания Выразительное чтение сказки Задают уточняющие вопросы Фронтальная, индивидуальная Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу