Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: Русская сказка «У страха глаза велики»


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Кунгурский центр образования № 1»
Конспект урока литературного чтения
во 2 классе
по теме: Русская сказка «У страха глаза велики»
Выполнила:
студентка группы Н-13
Белявцева Мария
2015
Тема: «У страха глаза велики» (русская сказка)
Тип урока: комбинированный
Цели:
Образовательные: познакомить учащихся с новым произведением; способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения, формировать умение работать с текстом произведения.
Развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать; создать условия для формирования выразительного чтения.
Воспитывающие: прививать любовь к народному творчеству.
Методы обучения, технологии: репродуктивный и словесный.
Оборудование:
Технические и программные средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.
Дидактические средства обучения: презентация, раздаточный материал, учебник «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть.
Ход урока
Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Александровна, и я проведу у вас урок литературного чтения. У нас сегодня, ребята, необычный урок, к нам на урок литературного чтения пришли гости. Поделимся с гостями своими знаниями, своим теплом, добротой, хорошим настроением. Каждый урок – это урок новых открытий. И я, ребята, желаю вам новых открытий.
Речевая разминка
- Прежде чем приступить к уроку, проведём небольшую речевую гимнастику. А зачем на уроке мы их проводим? (они играют роль гимнастики органов речи и необходимы для правильного произношения звуков).
Упражнение «Конфетка»
- Кончиком языка упритесь в щёку и растяните её, а затем другую. Проделайте упражнение 10 раз. Давайте пожуём мягкую конфетку и проглотим ее.
Упражнение «Вверх – вниз»
- Упритесь кончиком языка в верхнюю губу, а затем – в нижнюю. Для снятия напряжения сделайте жевательные движения.
- Вот мы с вами теперь будем на уроке говорить четко, ясно и правильно.
- Прочитайте с веселой интонацией. Как на горке, на пригорке жили - были три Егорки.
- А что вы сейчас читали, к какому жанру относится это предложение? (скороговорка)
- Скороговорку вы сказали с улыбкой. Также сегодня мы будем улыбаться, прочитав одно произведение.
- Какие жанры устного народного творчества вы знаете? (Песни, сказки, загадки, пословицы, поговорки, потешки).
- А какие пословицы вы знаете?
- Какие загадки вы знаете?
- Какие поговорки вам известны?
- Какие народные сказки знаете?
- Почему произведения этих жанров называют народными? ( Произведения сочинял народ).
-Почему это устное творчество? (Потому что не записывалось, а передавалось из уст в уста).
- Были ли у вас случаи, когда вы, в темноте принимали один предмет за другой? (Рассказы учащихся ).
- Сейчас я прочитаю вам, что увидел мальчик Петя из стихотворения Самуила Яковлевича Маршака.
Темноты боится Петя.
Петя маме говорит:
Можно, мама, спать при свете?
Пусть всю ночь огонь горит.
Отвечает мама: - Нет!
-Щёлк - и выключила свет.
Стало тихо и темно.
Свежий ветер дул в окно.
В темноте увидел Петя
Человека у стены.
Оказалось на рассвете –
Это куртка и штаны.
Рукавами, как руками,
Куртка двигала слегка,
А штаны плясали сами
От ночного ветерка...
В темноте увидел Петя
Ступу с бабою-ягой.
Оказалось на рассвете –
Это печка с кочергой...
3. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы будем читать произведение о страхе. Прочитайте его название. Как вы его понимаете?  
4. Первичное восприятие сказки «У страха глаза велики».
4.1. Словарная работа.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. Но сначала обратите внимание на слова напёрсток, колода, колодец.
– Прочитайте эти слова. Если сможете, объясните их значение.
Наперсток - колпачок, надеваемый на палец при шитье для предохранения пальцев от уколов иголкой.
Колода - род деревянного корыта - бревно с выдолбленной серединой.
Колодец - укрепленная срубом узкая, глубокая яма для получения воды.
- Приготовьтесь к слушанию и попытайтесь определить жанр этого произведения.
(прослушивание аудиозаписи)
- Какой жанр произведения?
- Как вы узнали, что это сказка? Докажите.
- Вспомните начало сказки. Какие слова подтверждают, что это сказка? (Жили-были)
-Понравилась вам сказка? Веселая она или нет?
ВИДЕОФИЗМИНУТКА
5. Организация первичной проверки понимания сказки
- Как вы понимаете название сказки?
- Сейчас, ребята, прочитайте первую часть сказки, для того, чтобы найти главных героев сказки, как в ней они названы?
- Почему герои сказки так названы?
- Приготовились читать по цепочке. Ученики читают, находят, что бабушку зовут старушка, внучку – толстушка, курочку - клохтушка, мышку – норушка. - Почему разный размер вёдер у героев сказки? (У каждого вёдро по своему росту).
- Откуда брали воду? (Ответы детей).
6. Работа над выразительностью чтения
- Прочитайте выразительно, как наши герои испугались. (Бабушка на лавку упала..).Чтение по ролям: (автор, бабушка, внучка, курочка, мышка, заяц). Находят в тексте сказки возгласы героев и стараются читать выразительно, изображая мимикой испуг каждого героя.
- Задание такое: определить, кого испугались герои сказки.
Кого испугалась бабушка?
Кого испугалась внучка?
Кого испугалась курочка?
Кого испугалась мышка?
Что вы можете сказать о зайце?
- Теперь давайте проверим, как вы выполнили задание. (ученики по руке отвечают, кто как выполнил задание)
-Что вы можете сказать о героях сказки? (Глупые, трусливые)
- А какие люди в народе ценятся больше всего? (Храбрые, мудрые, смелые, которые сохраняют самообладание в трудных и страшных ситуациях).
Решение теста
1. За чем каждый день ходили герои сказки?
А) За орехами
Б) За ягодами
В) За грибами
Г) За водой
2. Сколько людей ходили за водой?
А) 4
Б) 3
В) 2
Г) 1
3. Откуда брала воду бабушка?
А) Из водопровода
Б) Из речки
В) Из озера
Г) Из колодца
4. Откуда брала воду внучка?
А) Из колодца
Б) Из колоды
В) Из кувшина
Г) Из крынки
5. Что попало зайке в лоб?
А) Мяч
Б) Жёлудь
В) Яблоко
Г) Груша
6. Кто, как показалось бабке, напал на неё?
А) Волк
Б) Рысь
В) Лось
Г) Медведь
7. А внучке кто привиделся?
А) Медведь
Б) Кабан
В) Волк
Г) Лиса
8. Кого испугалась курочка?
А) Кабана
Б) Рысь
В) Зайца
Г) Лису
9. А мышка кого увидела?
А) Медведя
Б) Волка
В) Лису
Г) Кота
10. А кого испугался заяц?
А) Лису
Б) Кота
В) Волка
Г) 4 охотников
Проверка теста
- Обменяйтесь листочками друг с другом и приготовьтесь проверять тест.
- На слайде эталон ответов, вы проверяете и ставьте «+», если правильно выполнено, если неправильно, то ставьте «-».
7. Итог урока
- С каким произведением познакомились?
- Какова главная мысль этой сказки?
- В каких случаях мы говорим: «У страха глаза велики»? Ученики отвечают на вопросы и приводят примеры жизненных ситуаций.
8. Домашнее задание
- Пересказ сказки.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Рефлексия
- Найдите и подчеркните те пословицы, которые соответствуют сказке:
Где ум, там и толк.
У страха глаза велики.
Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Робкого и тень страшит.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
В каждой шутке есть доля правды.