Модифицированная программа Элективного курса «Школа одаренных детей»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Степная средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено Согласовано Утверждено
На заседании педаго Заместитель Директор МБОУ
гического совета директора по УВР Степная СОШ
_______/Т.Ю.Пшембаева /
Протокол № ____ от __________/А.Т.Капашева /
« » 2016г. «____» _________2016 г. «____»_______2016г.
.
Модифицированная программа
Элективного курса «Школа одаренных детей»
для обучающихся 9 классов
Составила: Горшнякова Ирина
Владимировна
учитель биологии
первой категории
2016г.
1.Пояснительная записка
Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».
Программа «Школа одаренных детей по биологии» реализуется в рамках естественно-научной направленности и по функциональному предназначению является учебно-познавательной.
Использование личностно ориентированных технологий дает возможность учащимся осмыслить и систематизировать ранее полученный опыт и знания, сформировать новые знания и применить их. Кроме этого, совокупность приёмов и методов, используемых в рамках курса, позволяет школьникам развить коммуникативные навыки (умение слышать и слушать друг друга, способность встать на точку зрения партнёра или склонить собеседника к своей точке зрения, быть контактным в различных социальных ситуациях, работать в команде для достижения общего результата). Программа предполагает также развитие способности адекватной самооценки и рефлексии образовательной деятельности.
Программа учебного курса «Школа одаренных детей по биологии» разработана на основе методических рекомендаций по разработке заданий школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по биологии (И.Н.Пономарева,Н.М.Чернова (Основы общей биологии) . Природоведение. Биология. Экология.5-11классы.-М.:Вентана – Граф,2012.)Цель программы: расширение и углубление знаний по биологии, развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к учебно-исследовательской деятельности.
 Задачи: 
Обучающие:
- научить применять систему знаний, умений, навыков по биологии в олимпиадах разного уровня сложности;
- подготовить учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ;
- удовлетворить потребности в новой информации (широкая информационно– коммуникативная адаптация);
Развивающие:
- стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся- развить у учащихся склонности к выполнению сложных заданий;
развить умение самостоятельно приобретать необходимые знания, грамотно работать с информацией, формулировать выводы и на их основе выявлять и решать проблемы;
стимулировать развитие аналитического и творческого мышления;
развить способности принимать и осуществлять перемены, делать выбор, быть ответственным за результат собственных действий;
развить мотивационную сферу личности как фактора повышения интереса к изучению поставленных проблем, активному поиску решений;
Воспитательные:
помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).
усовершенствовать коммуникативные навыки и опыт сотрудничества в группе, коллективе, навыки предотвращения конфликтных ситуаций, умелого выхода из них.
2. Принципы работы с одаренными детьми
1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей.
5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Программа  предназначена  для подготовки одаренных детей к предметным олимпиадам по биологии. В её содержание включены основы различных разделов биологии, занятия отличает целостность, главной идеей является выделение закономерностей развития и разнообразие жизни на Земле, взаимосвязи этих процессов и роли их в культуре человека, так же отражает состояние науки и её взаимосвязи с решением современных проблем общества.
Занятия включают в себя лекционные формы подачи теоретического материала, практические занятия включающие в себя предметные тренинги, разбор олимпиадных заданий, выполнение тренировочных и контрольных заданий с последующим разбором, практические работы, использование системы заданий повышенной сложности.
Практические умения и теоретические знания, полученные в ходе изучения учащимися биологии растений, животных, человека, общей биологии, являются хорошей мотивационной основой для обучения предмета, дальнейших исследований подобного плана, а также профессиональной ориентации школьников.

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Изучив курс, учащиеся будут знать:
основные понятия и принципы биологии как науки,
особенности строения биологических объектов,
признаки биологических признаков процессов и явлений,
характеристику содержания биологических теорий, учений, законов, закономерностей, правил, принципов, гипотез, многообразие живых организмов.Учащиеся будут обладать умениями и навыками:
грамотно работать с информацией (добывать из различных источников, обобщать, систематизировать и анализировать, умело применять на практике),
чётко определять проблемы и причины их возникновения, формировать и отстаивать собственное мнение,
исследовать биологические системы,
решать задачи разного уровня сложности по биологии,
постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.
Ожидаемые результаты программы
Положительное изменение качественных характеристик участия обучающихся в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах и конференциях.
№ Тема занятия К.ч. Дата Виды деятельности
1
История развития знаний о биологии. Ток-шоу «Возникновение и развитие жизни на Земле. С чем входим в новый век?» 1 Беседа, рассказ, игра, слайды
2 Ролевая игра «Глобальные проблемы - глобальные решения». Взаимосвязи организмов с окружающей средой. 1 Беседа, рассказ, игра, слайды
3 Занимательные растения и животные. Заполнение матриц: «Органоиды клетки, органы и ткани» 1 Работа с аппаратом учебника, доп. литературой
4 Цитология и гистология. Работа с микрофотографиями. 1 Работа с аппаратом учебника, доп. литературой, слайды
5 Отделы головного мозга. Решение задач. 1 Работа с таблицами, схемами, ИКТ
6 Регуляция функций внутренних органов человека и животных. Составление кроссвордов. 1 Работа с таблицами, схемами, ИКТ
7 Строение и функции ДНК и РНК. Синтез белка. 1 Работа с аппаратом учебника, доп. литературой, слайды
8 Генетика пола и хромосомные болезни. Решение задач. 1 Практические, игра, слайды, рисунки
9 Решение задач на молекулярную генетику. Подведение итогов работы. 1 Практические, игра, слайды, рисунки
4. Тематический план
Всего9
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Тема 1. История развития знаний о биологии. Ток-шоу «Возникновение и развитие жизни на Земле. С чем входим в новый век?» (1ч)
Изучение ученых, их вклада в биологию. Этапы возникновения и развития жизни на Земле, их характеристика.
Тема 2. Ролевая игра «Глобальные проблемы - глобальные решения». Взаимосвязи организмов с окружающей средой (1ч)
Экологические проблемы, пути их решения. Факторы среды, их влияние на организмы.
Тема3. Занимательные растения и животные. Заполнение матриц: «Органоиды клетки, органы и ткани» (1ч)
Ядовитые растения и животные, растения-инженеры природы, лекарственные растения, растения и животные-рекорды. Строение и функции органоидов клетки, органов и тканей.
Тема 4. Цитология и гистология. Работа с микрофотографиями (1ч)
Углубленное изучение строения клеток, тканей организмов, работа с микропрепаратами.
Тема5. Отделы головного мозга. Решение задач (1ч)
Строение и функции отделов головного мозга, их взаимосвязь.
Тема 6. Регуляция функций внутренних органов человека и животных. Составление кроссвордов (1ч)
Нервная и гуморальная регуляция функций внутренних органов человека и животных. Сравнительная характеристика.
Тема 7. Строение и функции ДНК и РНК. Синтез белка (1ч)
Строение ядра, хромосом, ДНК, РНК. Нуклеотиды, их строение и функции. Пластический обмен. Решение задач.
Тема 8. Генетика пола и хромосомные болезни. Решение задач (1ч)
Классификация хромосомных заболеваний. Сцепленное наследование генов. Модификаторы. Решение задач.
Тема 9. Решение задач на молекулярную генетику. Подведение итогов работы (1ч)
Решение задач.
Формы и методы достижения целей программы.
Методы Формы
частично – поисковый
исследовательский
проблемный
проектный
анкетирование
опрос
собеседование
тестирование
метод прогнозирования
нетрадиционные уроки, дополнительные занятия;
работа в парах, в малых группах;
групповые занятия с одаренными обучающимися;
разноуровневые и творческие задания, 
вовлечение обучающихся в работу в роли консультантов, помощников учителя; проектная и исследовательская деятельность;
создание портфолио;
участие во Всероссийских дистанционных олимпиадах и конкурсах;
элективные, предпрофильные курсы;
предметные кружки;
научно-исследовательские конференции;
работа по образовательным программам и индивидуальным планам


5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература.
1. Биологические олимпиады школьников. Вопросы и ответы. Методическое
пособие. Под редакцией В.В. Пасечника, издательство «Мнемозина»
Москва 2012 год.
2. Биология. Подготовка к ЕГЭ – 2015. А.А. Кириленко. С.И. Колесников,
издательство «Легион» Ростов-на-Дону, 2014 год.
3. Биология. 10-11 классы. Тематические задания. Подготовка к ЕГЭ – 2015.
А.А. Кириленко, С.И. Колесников, издательство «Легион» Ростов-на-Дону, 2014 год.
4. Биология. Сборник задач по генетике для подготовки к ЕГЭ.
Разноуровневые задания. А.А. Кириленко, издательство «Легион»
Ростов-на-Дону, 2014 год.
5. Молекулярная биология. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ.
А.А. Кириленко, издательство «Легион» Ростов-на-Дону, 2014 год.
6. Биология. Эволюция. Подготовка к ЕГЭ: теория и тренировочные задания. С.И. Колесников, издательство «Легион» Ростов-на-Дону, 2014
год.
7. «Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ» (пособие для учителя) С.Ю. Модестов, Санкт-Петербург, издательство «Акцидент»,
1998 год.
8. «Сборник задач по генетике», Демьянков, г. Орёл
9. Электронные ресурсы