Рабочая программа по родному языку (мордовскому) 3 класс



1.Пояснительная записка.
Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
Закона Российской Федерации № 279-фз от 29.12.2012 (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);
Приказа Министерства образования и науки РФ № 576 от 08.06.2015 «О внесении изменений внесённых в федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253»;САН ПИНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №189 зарегистрированного в Министерстве юстиции России 03.03.2011г., регистрационный № 19993;
Письма Министерства образования Ульяновской области №73-иогв-01-02/ 5194исх от 14.07.2015 г. «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ульяновской области в 2015-2016 учебном году»;
Приказа УО МО «Барышский район» №224 от 16.07.2015 года «Об организации образовательного процесса в образовательных организациях МО «Барышский район» в 2015-2016 учебном году»;
Устава муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Живайкино» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области;
Учебного плана МОУ СОШ с.Живайкино МО «Барышский район» Ульяновской области на 2015-2016 учебный год;
Программы по изучению эрзянского языка в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся разработанной Кочеваткиной О.В. (Министерство образования Республики Мордовия)
Положения о рабочей программе учителя – предметника (ФГОС НОО) муниципальной общеобразовательной организации «Средняя общеобразовательная школа с. Живайкино» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области.
Целью преподавания мордовских (мокшанского, эрзянского) языков в общеобразовательных учреждениях является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям школьного образования, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества.Цель обучения раскрывается в единстве взаимосвязанных компонентов:
воспитательного, образовательного, развивающего и практического.
Воспитательный компонент предусматривает формирование у учащихся уважительного отношения к языку, к культуре мордовского народа.
Развивающий компонент – в целенаправленном формировании интеллектуальных и познавательных способностей.
Реализация образовательного компонента предполагает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа.
Практический результат заключается в формировании умений устной и письменной речи на эрзянском языке.
Задачи обучения.
На начальной ступени обучения закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять взаимодействие детей на втором языке в разнообразных ситуациях общения. Основными видами коммуникативной компетенции являются речевая и языковая компетенции.
Речевая компетенция реализуется в таких видах речевой деятельности,какаудированиеговорение
чтение
письмо.
2.Общая характеристика учебного курса
В задачи начального этапа входит формирование базовых навыков аудирования: понимание смысла отдельных слов и реплик собеседника, выделение из речи смысловых единиц, восприятие всего смысла небольших по объему связных высказываний, построенных на изученном лексико-грамматическом материале.
Говорение в начальных классах предполагает создание пассивного и совершенствование активного словарного запаса, умение планировать и конструировать связные высказывания. Обучение навыкам диалогической и монологической речи происходит параллельно.
Чтение. Необходимые навыки работы при чтении включают умение использовать языковую догадку, выбор, опору на чувство языка, умение пользоваться словарем. Характерными особенностями чтения на начальном этапе является прочтение всего текста в медленном темпе, точное понимание основного содержания и наиболее существенных деталей, запоминание содержания для последующего пересказа.
Письменная речь. Ее задачи ограничены выработкой следующих умений: списывание исходного текста с дополнительными заданиями (конструирование словосочетаний по образцу, классификация слов по вопросам и грамматическим признакам, изменение формы слова по образцу); выписывание из текста слов, словосочетаний, простых предложений; запись по памяти; запись под диктовку; самостоятельное письменное высказывание ( 1-5 предложений).
Языковая компетенция представляет собой способность адекватно использовать языковые средства для построения высказываний и текстов в соответствии с нормами языка в устной и письменной речи.
Произношение. Произношение и различение на слух всех звуков эрзянского языка. Произношение звонких и глухих согласных. Произношение гласных под ударением и без ударения. Ударение в словах и во фразе. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение интонации основных коммуникативных типов предложения.
Лексика. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начального этапа, в объеме 500 лексических единиц для двустороннего ( рецептивного и продуктивного) усвоения и 100 лексических единиц для рецептивного усвоения. Простейшие устойчивые сочетания, оценочная лексика, реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру мордовского народа. Начальное представление о способах словообразования.
Грамматика. Основные коммуникативные типы предложения. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Общие и специальные вопросы. Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами.
Глагол. Образование и употребление глаголов в настоящем, будущем и прошедшем времени.
Имя существительное. Существительные в единственном и множественном числе. Указательная и притяжательная форма имен существительных. Падежи имен существительных.
Имя прилагательное. Прилагательное в сравнительной и превосходной степени.
Имя числительное. Количественные и порядковые числительные.
Местоимения. Личные, притяжательные, указательные.
Послелоги места, направления.
Требования к уровню подготовки учащихся
Планируемый уровень подготовки обучающихся 3 класса
на конец учебного года:
В результате изучения эрзянского языка в начальной школе учащиеся должны знать/понимать:
В области говорения:
уметь поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить, пригласить поучаствовать в совместной игре, используя соответствующие формулы речевого этикета, соблюдая правильное произношение и интонацию;
уметь задать общий и специальный вопрос и ответить на вопрос собеседника в пределах тематики общения начальной школы;
кратко рассказать о себе, своей семье, друге, школе; описать простую картинку;
воспроизвести наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора.
В области аудирования:
понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание небольших текстов (длительностью звучания не более 1 минуты), построенных на знакомом языковом материале, с опорой на зрительную наглядность.
В области чтения:
овладеть техникой чтения вслух;
читать про себя и понимать полностью тексты, построенные на изученном языковом материале.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МОУ СОШ с. Живайкино и примерной программой по родному языку (мордовскому)предмет «Родной язык»( мордовский) в 3 классе отводится 1 учебный час из части формируемой участниками образовательных отношений. Общий объём учебного времени составляет 35ч.( 35 учебных недель ).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Сохранение национального языка ,культуры, словарного запаса детей с русским языком обучения. Воспитательный компонент предусматривает создание у обучающихся положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на данном языке, уважительного отношения к национальным традициям и обычаям. Соприкосновение с культурными традициями разных народов формирует у учащихся представление о многообразии мира и воспитывает при этом такие личностные качества, как открытость и толерантность.
Развитие учащихся предусматривает целенаправленное формирование интеллектуальных и познавательных способностей: языковой и речевой наблюдательности, речемыслительной деятельности, готовности к познавательно – поисковому творчеству.
Реализация образовательного компонента предполагает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа.

5.Личные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета « Родной язык»

В состав основных видов УУД входят 4 блока:
1) личностный, 2) регулятивный, 3) познавательный, 4) коммуникативный.
Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня     начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка — систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Действия в личностном самоопределении (описать любимое животное, выбрать понравившийся персонаж, задать вопрос одному из одноклассников).
Действия смыслообразования (объяснить, для чего я изучаю английский язык, в какой ситуации мне пригодятся знания, полученные сегодня на уроке).
Действия нравственно -этического оценивания материала (заполнить языковой портфель (портфолио).
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
• целеполагание (определить цель урока с опорой на наглядность: иллюстрация, слайд, игрушка и т.д.).
• планирование (заполнить таблицу – план для составления рассказа, сказки и др.).
• прогнозирование (предположить, какими знаниями и умениями ты будешь владеть после изучения этой темы).
• контроль (самостоятельно проверить и оценить результаты своей работы по предложенной шкале).
• коррекция (выполнить работу над ошибками).
• оценка (сказать, чему я научился сегодня на уроке, что у меня получилось, а что требует дополнительного изучения).
• саморегуляция (поучаствовать в различных конкурсах на уроке: лучший рассказчик, лучший журналист и др.; поработать в составе проектной группы).
Познавательные универсальные учебные действия
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели («Как спросить по-эрзянски, например, который час?», «Как сравнивать предметы на эрзянском языке?»).
Поиск и выделение необходимой информации (выделить необходимую информацию при чтении и аудировании, найти в информацию о традициях и обычаях мордвы и т.д.).
Осознанное построение речевого высказывания (самостоятельно описать друга/подругу с опорой на графические символы, самостоятельно написать письмо другу с опорой на предложенный план).
Выбор языковых средств в соответствии с ситуацией общения (окончить предложения, выбрав один из вариантов предложенной схемы).
Рефлексия деятельности по овладению эрзянским языком (обсудить пройденный на уроке материал: что нового я узнал, что делал на уроке, чему научился, что мне понравилось больше всего и т.д.).
Построение логической цепи суждений (сказать, какое у меня любимое время года и почему).
Установление причинно-следственных связей (прочитать (прослушать) загадку, выбрать отгадку из предложенных рисунков).
Синтез – составление целого из частей (составить слова из букв, предложения из слов, текст из фрагментов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
К коммуникативным действиям относятся:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определить цели, функции участников групповой работы, способы взаимодействия друг с другом и с учителем).
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (самостоятельно найти материал во внешних источниках для оформления стенда, открытки, газеты и др.).
Управление поведением партнера (контролировать партнера при составлении диалога; проверить и оценить работу соседа).
Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (составить монолог, разыграть диалог, написать письмо, заполнить анкету и т.д.).
6.Содержание учебного предмета.
Наша школа. (3 часа)
Занятия в школе. Моя учительница. Временные понятия. Счет до 100. Порядковые и количественные числительные.
Знать: названия дней недели, временные понятия.
Уметь: считать до 100, отвечать на вопросы «зяро», «зяроце», « зярдо».
Я и моя семья. (3 часа)
Термины родства. Домашние обязанности. Семейные праздники.
Знать: слова, обозначающие родственные отношения.
Уметь: составлять высказывания о членах семьи, об обязанностях в семье.
Мои друзья. (2 часа)
Рассказ о друге. Наши игры и занятия.
Знать: лексический материал по теме (ялга, оя, вейсэ, налксемс, чийнемс, лездамс)
Уметь: составлять портрет-описание, рассказ о совместных занятиях.
Мой дом.(2 часа)
Описание. Кто живет в нашем доме?
Знать: лексический материал (кудо, кенкш, вальма, киякс …).
Уметь: составлять рассказ о своем жилище по образцу, отечать на вопросы «косо», «кодамо», «зярдо».
Я и мое здоровье.( 2часа)
Распорядок дня. Одежда, обувь. Утренняя гимнастика.
Мой любимый вид спорта.
Знать: временные и пространственные понятия.
Уметь: составлять сообщение о распорядке дня, о занятиях физкультурой и спортом по заданному образцу.
Дикие и домашние животные. (3 часа)
Знать: названия диких и домашних животных.
Уметь: описывать животных, составляя предложения или небольшие тексты.
Мир вокруг нас. Времена года. (10 часов)
Лето. Летние каникулы. Летом в лесу, на речке. Летний отдых.
Осень. Дары осени. Осенние заботы. Подготовка к зиме.
Зима. Первый снег. Зимние забавы детей. Зимние праздники.
Весна. Пробуждение природы. Весенние хлопоты. Мамин праздник.
Знать: названия времен года, лексического материала ( пси, экше, якшамо, маней, чопода, валдо, пиземе, варма, чипай…)
Уметь: составлять высказывание о каждом времени года по заданному образцу, рассказывать об изменениях в природе.
Моя малая Родина. (5 часов)
Наш город. Саранск – столица нашей республики. Города Мордовии. Природа нашего края. Заповедники Мордовии. Экскурсия в краеведческий музей.
Знать: лексический материал ( ош, веле, прявт, сэрей, алкине, ламо…), о природе родного края, о заповедных местах.
Уметь: отвечать на вопросы «кодамо», «косо», составлять небольшой текст по теме « Мой город», «Моя деревня».
Культурное наследие .(5 часов)
Традиции и обычаи мордовского народа. Устное народное творчество мордвы: сказки, загадки, считалки, пословицы и поговорки, календарно-обрядовый фольклор. Писатели Мордовии – детям. Журнал « Чилисема».
Знать: об обычаях и традициях мордовского народа, о творчестве детских писателей Мордовии.
Уметь: воспроизводить по памяти небольшие стихотворения на эрзянском языке, произведения устного народного творчества ( считалки, загадки, сказки).

Учебно-тематический план.
№ п/п Наименование разделов и тем. Количество часов
1 Моя школа. 3
2 Я и моя семья. 3
3 Мои друзья. 2
4 Мой дом 2
5 Я и мое здоровье 2
6 Дикие и домашние животные 3
7 Мир вокруг меня. 10
8 Моя малая Родина. 5
9 Культурное наследие. 5
Итого 35
7.Тематическое планирование предмета «Родной язык »(мордовский)
Тематическое планирование в рабочей программе состоит из тематических блоков, объединяющих ряд дидактических единиц соответствующего раздела содержания учебного предмета, рассчитанных на изучение в течение нескольких уроков. Обязательной частью тематического планирования является определение основных видов учебной деятельности учащихся, направленных на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы. Рабочая программа позволяет распределить учебные часы по разделам и темам курса, указывая последовательность их изучения.
№ дата Тема урока Тип урока Виды деятельности
Кол-во
часов Планируемые результаты Дом.
зада
ниеПри
мечаниепредметные метапредметныеличностные 1 5.09 Здравствуй, школа! Ввод новой лексики 1 Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (самостоятельно найти материал во внешних источниках для оформления стенда, открытки, газеты и др.). Действия в личностном самоопределении С.4№2 2 12.09 Дни недели Ввод новой лексики Чтение диалога 1 Поиск и выделение необходимой информации (выделить необходимую информацию при чтении и аудировании, найти в информацию о традициях и обычаях мордвы и т.д.).
Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения С.6 №4 3 19.09 В школе Активизация речевых умений Составление диалога 1 Выбор языковых средств в соответствии с ситуацией общения (окончить предложения, выбрав один из вариантов предложенной схемы).
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (самостоятельно найти материал во внешних источниках для оформления стенда, открытки, газеты и др.). Действия нравственно-этического оценивания материала С.10
№7 4 26.09 Я ученик Урок с групповыми формами работы Работа с речевыми конструкциями 1 Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения С.12
№7 5 3.10 Сколько? Ввод новой лексики Чтение и перевод текста 1 Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Управление поведением партнера (контролировать партнера при составлении диалога;
проверить и оценить работу соседа Действия нравственно-этического оценивания материала С.15
№8 6 10.10 Который? Ввод новой лексики Чтение стихотворения1 Поиск и выделение необходимой информации (выделить необходимую информацию при чтении и аудировании, найти в информацию о традициях и обычаях мордвы и т.д.).
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (самостоятельно найти материал во внешних источниках для оформления стенда, открытки, газеты и др.). Действия в личностном самоопределении С.17
№5 7 17.10 Осень наступила.
Подарки осени. Ввод новой лексики Разучивание считалки 1 Выбор языковых средств в соответствии с ситуацией общения (окончить предложения, выбрав один из вариантов предложенной схемы).
Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Действия нравственно-этического оценивания материала С.22
№5 8 24.10 Дикие животные. Активизация речевых умений и навыков Составляем предложения 1 Поиск и выделение необходимой информации (выделить необходимую информацию при чтении и аудировании, найти в информацию о традициях и обычаях мордвы и т.д.).
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (самостоятельно найти материал во внешних источниках для оформления стенда, открытки, газеты и др.). Действия нравственно-этического оценивания материала С.30
№5 9 31.10 Домашние животные Ввод новой лексики Чтение стихотворения1 Выбор языковых средств в соответствии с ситуацией общения (окончить предложения, выбрав один из вариантов предложенной схемы).
Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Действия нравственно-этического оценивания материала С.32
№3 10 14.11 Домашние птицы.
Животные и птицы. Ввод новой лексики Чтение и перевод 1 Рефлексия деятельности по овладению эрзянским языком Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (самостоятельно найти материал во внешних источниках для оформления стенда, открытки, газеты и др.). Действия нравственно-этического оценивания материала С.40
№4 11 21.11 Писатели Мордовии Ввод новой лексики Чтение и перевод 1 Выбор языковых средств в соответствии с ситуацией общения (окончить предложения, выбрав один из вариантов предложенной схемы).
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (самостоятельно найти материал во внешних источниках для оформления стенда, открытки, газеты и др.). Действия нравственно-этического оценивания материала С.42 №2 12 28.11 Мордовские народные сказки. Путешествие Инсценирова-
ние1 Рефлексия деятельности по овладению эрзянским языком Управление поведением партнера (контролировать партнера при составлении диалога;
проверить и оценить работу соседа Действия в личностном самоопределении С.44 №4 13 5.12 Мой дом. Активизация речевых умений и навыков Составляем рассказ по картинке 1 Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (самостоятельно найти материал во внешних источниках для оформления стенда, открытки, газеты и др.). Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, С.46
№4 14 12.12 Встреча гостей Повторение и обобщение темы Работа с текстом 1 Выбор языковых средств в соответствии с ситуацией общения (окончить предложения, выбрав один из вариантов предложенной схемы).
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (самостоятельно найти материал во внешних источниках для оформления стенда, открытки, газеты и др.). Действия нравственно-этического оценивания материала С.52№3 15 19.12 Моя семья. Активизация речевых умений и навыков Составляем предложения по картинкам 1 Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (самостоятельно найти материал во внешних источниках для оформления стенда, открытки, газеты и др.). Действия нравственно-этического оценивания материала С.55
№5 16 26.12 Моя бабушка Знакомство с новыми речевыми конструкциями Составляем текст-описание 1 Рефлексия деятельности по овладению эрзянским языком Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (самостоятельно найти материал во внешних источниках для оформления стенда, открытки, газеты и др.). Действия в личностном самоопределении С.57
№4 17 16.01 Приход зимы Ввод новой лексики Работа с текстом 1 Выбор языковых средств в соответствии с ситуацией общения (окончить предложения, выбрав один из вариантов предложенной схемы).
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (самостоятельно найти материал во внешних источниках для оформления стенда, открытки, газеты и др.). Действия в личностном самоопределении С.68
№2 18 23.01 Зима Активизация речевых умений и навыков Чтение и перевод 1 Поиск и выделение необходимой информации (выделить необходимую информацию при чтении и аудировании, найти в информацию о традициях и обычаях мордвы и т.д.).
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, С.73
№ 5 19 30.01 Зимние забавы Путешествие Инсценирование фрагментов сказок 1 Построение логической цепи суждений Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (самостоятельно найти материал во внешних источниках для оформления стенда, открытки, газеты и др.). умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, С.75
№4 20 6.02 Новогодний праздник Ввод новой лексики Чтение диалога по ролям 1 Рефлексия деятельности по овладению эрзянским языком Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Действия в личностном самоопределении С.80
№3 21 13.02 Одежда и обувь Ввод новой лексики Чтение и перевод 1 Построение логической цепи суждений Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (самостоятельно найти материал во внешних источниках для оформления стенда, открытки, газеты и др.). умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, С.81№4 22 20.02 Я и мое здоровье Ввод новой лексики Чтение и перевод 1 Построение логической цепи суждений Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Действия в личностном самоопределении С.86 №4 23 27.02 Береги здоровье Ввод новой лексики Работа с текстом 1 Поиск и выделение необходимой информации (выделить необходимую информацию при чтении и аудировании, найти в информацию о традициях и обычаях мордвы и т.д.).
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (самостоятельно найти материал во внешних источниках для оформления стенда, открытки, газеты и др.). Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, С.89 №3 24 5.02 Мордовские народные сказки Активизация речевых умений и навыков Творческая работа 1 Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, С.91
№ 3 25 12.03 Мой родной язык Повторение и обобщение темы Тестовая работа 1 Синтез – составление целого из частей (составить слова из букв, предложения из слов, текст из фрагментов).
Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Действия в личностном самоопределении С.93
№5 26 19.03 Саранск- столица Мордовии Урок творчества Составляем текст поздравления
1 Рефлексия деятельности по овладению эрзянским языком Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (самостоятельно найти материал во внешних источниках для оформления стенда, открытки, газеты и др.). Действия нравственно-этического оценивания материала С.97
№2 27 26.03 Моя Родина Развитие речи Конкурс чтецов 1 Построение логической цепи суждений Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Действия нравственно-этического оценивания материала С.100
№3 28 9.04 Весна пришла! Ввод новой лексики Работа с текстом 1 Синтез – составление целого из частей (составить слова из букв, предложения из слов, текст из фрагментов).
Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами С.109
№5 29 16.04 Природа весной Ввод новой лексики Чтение и перевод 1 Рефлексия деятельности по овладению эрзянским языком Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Действия нравственно-этического оценивания материала С.112
№3 30 23.04 Весенние заботы Ввод новой лексики Ответы на вопросы к тексту 1 Поиск и выделение необходимой информации (выделить необходимую информацию при чтении и аудировании, найти в информацию о традициях и обычаях мордвы и т.д.).
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (самостоятельно найти материал во внешних источниках для оформления стенда, открытки, газеты и др.). Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами С.116
№5 31 30.04 Эрзянский национальный костюм Знакомство с новыми речевыми конструкциями Работа с текстом 1 Поиск и выделение необходимой информации (выделить необходимую информацию при чтении и аудировании, найти в информацию о традициях и обычаях мордвы и т.д.).
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (самостоятельно найти материал во внешних источниках для оформления стенда, открытки, газеты и др.). Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами С.118
№5 32 7.05 Обычаи и традиции мордовского народа Активизация речевых умений и навыков Чтение и перевод текста 2 Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Действия в личностном самоопределении С.120
№3 33 14.05 Лето - славная пора. Повторение и обобщение темы Работа с текстом 1 Построение логической цепи суждений Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Действия нравственно-этического оценивания материала №1
С.130 34 21.05 Природа летом Развитие речи Составляем диалог 1 Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Действия нравственно-этического оценивания материала С.134
№3 35 28.05 Летние каникулы Повторение и обобщение темы Тестовая работа 1 Поиск и выделение необходимой информации (выделить необходимую информацию при чтении и аудировании, найти в информацию о традициях и обычаях мордвы и т.д.).
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (самостоятельно найти материал во внешних источниках для оформления стенда, открытки, газеты и др.). Действия нравственно-этического оценивания материала 8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Компьютер.
Проектор, экран.
3. Диски с народными сказками
4.Таблицы
5.Диски с фильмами.
Литература
Изобразительное искусство Мордовии.- Саранск, 1984.
Легенды и предания мордвы / Сост .Л.В.Седова.- Саранск,1982.
Люлякина С.М. Евкст.- Саранск,-1993.
Мокшин Н.Ф. Этническая история мордвы.- Саранск, 1977.
Мордовский народный костюм/ Альбом, Саранск, 1990.
Самородов К.Т. Мордовская обрядовая поэзия. Саранск, 1980.
Федот Васильевич Сычков: Альбом. Саранск,1998.
Д.В.Цыганкин. Занимательная грамматика. Саранск,1988.
9.Критерии оценивания
В процессе изучения мордовских языков знания обучаемых оцениваются по 5 бальной шкале измерения уровня знаний и качества усвоения учебного материала, при этом качественные характеристики овладения минимумом знаний рекомендуется применять по следующему принципу:
- первый год обучения - со 2 полугодия по итогам усвоения программного материала;
- второй, третий годы обучения - по итогам усвоения тематических разделов содержания образования - по 5 бальной шкале;
- четвёртый, пятый годы обучения - по результатам усвоения поурочного объема лексико-грамматического материала и уровню сформированности коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письме – по 5 бальной шкале.
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
-понимание эрзянского языка как одной из основных национально-культурных ценностей мордовского народа;
определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для ведения диалога и монолога в рамках тематики начального этапа;
- способность к самооценке на основе наблюдения над собственной речью;
прилежание и ответственность за результаты обучения;
-наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами эрзянского языка и литературы как учебного предмета;
активность и инициативность во время работы в группах и при выполнении учебных проектов.
Оценивание метапредметных результатов ведётся по следующим позициям:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым);
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала, в том числе:
-усвоение элементарных коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме) с использованием эрзянского языка с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников;
-знание обучающимися песенного, стихотворного и сказочного фольклора, доступных детям младшего школьного возраста образцов детской художественной литературы на мордовских языках;
-овладение элементарными сведениями о лексической, фонетической, грамматической системе эрзянского языка;