Культура и народное творчество мордовского народа


Открытый урок в 4 классе
Тема урока «Культура и народное творчество мордовского народа»
Цель урока: 1. Пробудить у детей интерес и стремление к общению на мокшанском языке, создать настрой для дальнейшего изучения.
2. Расширять знания детей о творчестве Марии Антоновой и о природе родного края.
3.Воспитывать детей в духе уважения к мордовскому народу, его истории и культуре и бережного отношения к ним.
Ход урока.
1.Шумбратада шабат! Озада! (звучит мордовская музыка) учитель читает стихотворение
Мокшень крайняй, шачем крайняй,
Моньге морозень примак.
Катк сон паксять вельхксса гайняй,
Прокс аф сетьмоси сон катк.
Тячиень уроконьконь темац «Культура и народное творчество мордовского народа»
Рузаевская земля богата талантами. Здесь живет народный писатель Мордовии, член союза писателей России, почётный гражданин РМ Ф.К.Андрианов(слайд фото Андрианова), много замечательных художников и среди них такой мастер ,как Игорь Сидельников(слайд фото Сидельникова),наши именитые певицы Мария Антонова и Александра Куликова (слайд фото Антоновой и Куликовой)
-Ребята, талантливых людей на мордовской земле много, но мы будем говорить о нашей землячке Марии Антоновой. Давайте послушаем в её исполнении известную песню «Умарина» (звучит 1 куплет)
-Мария Антонова родилась и выросла в селе Левжа(слайд села Левжа).Здесь она начала петь свои первые песни. Она поёт на родном мокшанском, на эрзянском, который хорошо знает, а также на татарском и других языках. Неоднократно давала концерты в Белоруссии, Молдавии, Узбекистане, Казахстане, в республике Прибалтии, а также выезжала на гастроли в Германию, Венгрию, Финляндию. И везде имела большой успех.
Мария Антонова никогда не пользуется фонограммами, Всюду звучит её живой голос-красивый, лиричный, никого не оставляюший равнодушным.(Звучит песня «Колыбельная» 1куплет.
2.Работа по учебнику стр.105
-А сейчас прочитаем в учебнике, как Мария Антонова рассказывает о себе
а)Чтение по цепочке и перевод(слайд с новыми словами)
б)Словарная работа
Эсь колганза-про себя
Озай кштирдема-сядет за прялку
Кулхцондан-слушаю Шуваня вайгяльняса-тоненьким голоском
Шачема мастор-родимый край
б) Работа с пословицами
Дело пойдёт хорошо –если попадёт в хорошие руки.
Хорошие дела делаешь - хорошие слова и услышишь.
-Ребята, как вы думайте, эти пословицы подходят для Марии Антоновой?
Она очень много трудилась, чтобы стать известной певицей.
3.Объяснение нового материала
Ребята ,мы бы хотели ,чтобы Мария Антонова была у нас в гостях, но у неё нет времени..
Она прислала нам посылку с подарками. Но подарки не простые, а с заданиями. Она прислала свой концертный костюм, в котором она начинала песенное творчество.
Чтобы увидеть первый элемент костюма, надо выполнить задание.
а) (вынимаю листок со словом «Панар»-Рубашка(слайд с рубашкой)
-Ребята ,Мария Антонова родилась в селе. У неё очень много песен о любви к родной земле, родному краю, о красоте мордовского леса.- -Назовите деревья, которые растут в наших лесах. -Какие деревья зелёные и летом и зимой?
Какие грибы вы знаете? Молодцы! Справились с заданием.
-Ребята, рубаха-это главный элемент женского костюма. Её шили из холста.
Праздничный костюм включает в себя несколько рубах, одетых одна на другую, но обязательно нечётное количество 3,5,7. Вышивали все ,но в каждом селе были мастерицы. Многие девушки обращались именно к ним. Конечно надеть на себя 7рубах очень сложно и придумали кайму-петькс, которую пришивали к подолу. Эта кайма составлялась из рядов тесьмы, металлического кружева. И создавалось такое впечатление, как будто надето несколько рубах.
-Чтобы увидеть второй элемент костюма, надо выполнить следующее задание
б) (вынимаю листочек со словом «каркс-пояс»(слайд с поясом)
-Назовите зверей ,которые живут в наших лесах
Врьзазсь кодама?(уле, кяжи)
Келазсь кодама?(ежу ,тюжя)
Нумолсь кодама?(акша, ёмла). Мезьда ярхцай?
Урсь кодама?
Офтсь кодама? Тялонда месенди?
Молодцы!(завязываю пояс)
-Ребята , пояс-каркс носили по верх рубахи. Они были очень красивые. Их изготовляли из крученых шерстяных ниток. Праздничный пояс молодые женщины украшали бляшками, жетонами, медными цепочками, подвесками. Бубенчиками, перезвон которых сливался в характерную музыку, согласую ритмам движения человека. Не зря говорили: «Мордовочку сначала услышишь, а потом увидишь».Обязательной деталью были кисти. Их располагали на бёдрах с двух сторон.
-Чтобы увидеть следующий элемент костюма-надо выполнить следующее задание
в) (вынимаю листочек со словом « сапоня-передник»(слайд )
-Ребята ,Мария Антонова родилась в селе, и конечно же многое связывало её и с домашними животными. Она будет очень довольна, если вы назовёте домашних животных.(картинки- корова, лошадь, овца, поросёнок, телёнок)
-Мезе максы тракссь? Лофца.
-Мезе максы учась? Пона, сиволь.
-Кодама асу канды алашась? Лезды азоронцты.
Молодцы! Справились и с этим заданием( прикалываю табличку на костюм и надеваю на моникен)
-Сапоня носили по верх рубахи. Праздничные передники отличались яркостью расцветки. Шили передники из различных тканей фабричного производства ситца, сатина, шёлка. Причём цвет зависел от возраста, чем старше женщина, тем темнее передник.
Чтобы увидеть следующий элемент костюма, надо выполнить следующее задание.
г) (вынимаю листочек со словом «Кямот»(слайд)
Ребята о Марии Антонове говорили :»Морай-кода цёфкс»
Давайте послушаем ещё одну песню в исполнении М.А. и отдохнём (физминутка) –прослушивание записи.
-Ребята, а ещё каких птиц вы знаете?(сорока, ворона, дятел и т.д.)