Дополнительная образовательная программа музыкально-театрального объединения Весёлый калейдоскоп


Управление образования администрации Серпуховского муниципального района Московской области МОУ ДОД «Центр внешкольной работы»
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
педсовет ЦВР протокол № 1 Директор МОУ ДОД
от 01.09.14 год _______________
Дополнительная образовательная программа
музыкально-театрального объединения «Весёлый калейдоскоп»

Шатурная Светлана Ивановна,
преподаватель музыки МОУ ДОД «ЦВР»
Возраст обучающихся: 7-12 лет
Срок реализации 4 года
Эстетический отдел поселок Оболенск, 2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная модифицированная программа музыкально-художественного объединения имеет художественную направленность.
Образовательная деятельность творческого объединения связана с поиском модели художественно - творческого развития детей младшего школьного возраста в условиях системы дополнительного образования детей на основе синтеза искусств (сценическое искусство, вокал, литературное творчество) в разных видах художественной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество).
Психолого-педагогическую основу работы объединения составляют:
● положения теории Л.С. Выготского и Б.М. Теплова, нашедшие отражение в Концепции художественного образования (1992 г.) о специфике художественно-творческого развития ребёнка и праве каждого ребёнка, независимо от наличного уровня развития его способностей, на полноценное художественное образование;
● идеи использования синтеза искусств в художественном образовании подрастающего поколения (В. Ванслов, Б. Неменский, С. Московская и др.);
● теоретические и методические разработки в области начального литературного образования, театральной и музыкальной педагогики (К.И. Чуковский, В.И. Глоцер, В.А. Левин, О.С. Ушакова, Л.Е. Стрельцова, А.П. Ершова, Е.К. Чухман, Н.А. Опарина, Н.И. Чистякова, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.);
● общепедагогические принципы (последовательность, систематичность, доступность, эффективность) обучения.
Новизна и оригинальность данной программы, реализуемой в работе творческого объединения, состоит:
– в реализации идеи эффективного развития творческой личности.
– в синтетическом подходе к обучению детей и комплексному тематическому отбору репертуара в образовательных областях «театр» и «музыка»;
– в использовании в качестве основных репертуарных произведений работы классиков и современных авторов.
Программа в ряде элементов перекликается с существующими в данной области (её технологической основой можно считать программу «Актерское мастерство» А.П. Ершовой и В.М. Букатова).
В общепедагогическом плане программа ориентирована на удовлетворение общественной потребности в художественном образовании в системе учреждений дополнительного образования с массовым контингентом обучающихся, в развитии коммуникативной и эмоциональной сферы личности ребёнка, содействии социализации и способности к сотрудничеству в продуктивной деятельности, выявлении и развитии задатков и творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Частнодидактический аспект программы связан с развитием художественных способностей детей в конкретных направлениях:
– художественно-речевая и театрализованная деятельность;
– основы вокального искусства;
– основы сценического движения.
А так же новизна данной программы дополнительного образования детей заключается в том, что в программе используются:
информативно-коммуникативные и педагогические технологии.
Игровой метод обучения
образовательный процесс направлен на формирование музыкально-исполнительской культуры детей, которая является частью художественной  культуры личности, представляет собой совокупность эмоциональной и деятельной сфер.
В программе интегрируются предметы художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности, использование в работе детского объединения информативно-коммуникативных технологий.
 Актуальность: в условиях дополнительного образования детей музыкально-театральное искусство занимает существенное место. Практика показала целесообразность организации такого объединения, так как его деятельность благотворно влияет на развитие творческого начала учащихся младшей ступени, оказывает существенное влияние на  нравственное и эстетическое развитие детей.
Актуальность программы в том, что детское объединение создано в школе впервые.
Программа направлена на развитие духовности личности, творческих способностей ребенка, умение видеть и творить прекрасное.
Педагогическая целесообразность:
Одной из важнейших педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающихся, а также формирование эстетического вкуса и потребности духовной культуры. Приобщение к искусству способствует воспитанию у ребенка убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус.
 5. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
 Цель программы – содействие личностному развитию детей младшего школьного возраста 7-12 лет средствами комплексного подхода в художественном образовании (через создание и деятельность самодеятельного музыкально-театрального коллектива).
Задачи дополнительной образовательной программы в области театрального искусства:
– содействовать развитию поэтического слуха в процессе восприятия, игр, инсценирования, различных форм сочинительства;
– организовать художественно-речевую и театрализованную деятельность;
– содействовать развитию выразительности речи детей в процессе работы над техникой, интонацией, исполнением чтецких номеров;
– содействовать развитию сценических способностей детей (в плане соотнесения интонационной и пластической выразительности образа, взаимодействия с партнёром);
– предоставить детям опыт эмоционально-творческих переживаний в процессе постановки и показа спектакля; организации театрализованно-досуговой деятельности.
Задачи в области основ вокального искусства:
– дать детям основы вокально-технической культуры исполнения;
– добиться овладения певческим дыханием как важнейшим фактором голосообразования;
– добиться овладения звукообразованием, высокой вокальной позицией;
– воспитать у детей навыки чистой интонации на базе развития слуха;
– воспитать у детей навыки эмоциональной выразительности исполнения, включающей в себя тембр, динамику, фразировку;
– сформировать нравственно-эстетические идеалы, содействовать развитию и воспитанию духовной культуры;
– научить основам сценического движения;
– развивать у детей чувство ритма, двигательную координацию, владение своим телом;
– развивать у детей навыки пластической импровизации.
Программа рассчитана на работу с массовой категорией детей 7-10 лет. Количество детей в группе 10-15 человек. Программа предполагает 4 года обучения на основе усложнения программного материала и технологий педагогической работы с детьми.
Продолжительность занятия составляет 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом 10 минут.
Ожидаемые результаты и способ определения их результативности:
– активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей действительности;
– развитая эмоциональная сфера личности;
– развитие творческого потенциала личности;
– развитие умений работать в команде;
– развитие исполнительских способностей.
Диагностика театральных навыков:
– техники речи (артикуляция, дикция, тембр, темп и т.д.);
– интонационной выразительности речи (способность к интонированию по образцу, по заданию, на основе образа);
– уровня развития исполнительских умений (на основе исполнения ребёнком стихотворения);
– уровня моторно-двигательного развития (чувство ритма, пластика, координация движений).
Диагностика музыкальных данных:
- слуха (определение количества и высоты звуков);
– ритма (повторение ритмических построений);
– голосовых данных (исполнение знакомой песни);
Методы и формы диагностики могут варьироваться (беседа, игра, театрализация, досуг и т.д.). В качестве параметра определения достигнутых результатов служит уровень овладения художественными умениями (в сравнении с начальным) и творческие достижения каждого школьника.
Диагностика сценического движения включает:
– физического и соматического здоровья ребёнка;
– уровня развития двигательной координации и чувства ритма;
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы театрального кружка:
В качестве промежуточных результатов работы могут рассматриваться: подготовка сольных исполнительских номеров (чтецких, вокальных) или отдельных групповых композиций (сценок, ансамблей) для участия в общешкольном концерте. В конце учебного года постановка небольших музыкально-драматических спектаклей, подготовленных участниками кружка и отдельных музыкально-театральных сценок.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения
Организация художественно-речевой и театрализованной деятельности 72 часа
Вводный и промежуточный инструктаж по технике безопасности.
Беседы о театре и видах театральной деятельности.
Техника и интонационная выразительность речи 2
10
20
Работа над концертной сценической программой (стихи, песни, сценки) 30
Просмотр музыкальных сказок, для создания сценических образов. 10
Основы вокального искусства и организация вокального ансамбля 72 часа
Упражнения на развитие слуха, чувства ритма, интонирования, голосовых данных, певческого дыхания (работа с музыкальными ударными инструментами) 32
Развитие исполнительских навыков, изучение нотной грамоты 20
Работа над концертной сценической программой 20
Итого: 144 часа
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 год обучения
Организация художественно-речевой и театрализованной деятельности 72 часа
Инструктаж в игровой форме по технике безопасности.
Беседы о театре и видах театральной деятельности
Словесная мозаика (упражнения на артикуляцию)
 Техника и интонационная выразительность речи (заучивание стихов, басен, поговорок) 1
5
6
20
Работа над концертной сценической программой (стихи, песни, сценки) 30
Работа по постановке спектакля (работа с костюмами и элементами костюмов – маски для создания образов) 10
Основы вокального искусства и организация вокального ансамбля 72 часа
Упражнения на развитие слуха, чувства ритма, интонирования, голосовых данных, певческого дыхания. Занимательная дыхательная гимнастика. 32
Развитие исполнительских навыков
– исполнение песен, прибауток, вокальных зарисовок. 20
Работа над концертной сценической программой (индивидуальные и групповые занятия) 20
Итого: 144 часа
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 год обучения
Организация художественно-речевой и театрализованной деятельности 72 часа
Вводный и промежуточный инструктаж по технике безопасности в игровой форме
Музыка, театр, композиция
Техника и интонационная выразительность речи (скороговорки, прибаутки, пословицы) 2
10
20
Работа над концертной сценической программой (стихи, песни, сценки) 30
Работа по постановке спектакля (создание костюмов и театральной атрибутики для постановок) 10
Основы вокального искусства и организация вокального ансамбля 72 часа
Упражнения на развитие слуха, чувства ритма, интонирования, голосовых данных, певческого дыхания. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. 32
Развитие исполнительских навыков. 20
Работа над концертной сценической программой 20
Итого: 144 часа
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 год обучения
Организация художественно-речевой и театрализованной деятельности 72 часа
Вводный и промежуточный инструктаж по технике безопасности в виде презентации
Беседы о театре и видах театральной деятельности
Техника и интонационная выразительность речи 2
10
20
Работа над концертной сценической программой (стихи, песни, сценки). Работа с куклами. 30
Работа по постановке спектакля (создание сценических образов через костюмы, маски) 10
Основы вокального искусства и организация вокального ансамбля 72 часа
Упражнения на развитие слуха, чувства ритма, интонирования, голосовых данных, певческого дыхания 32
Развитие исполнительских навыков 20
Работа над концертной сценической программой 20
Итого: 144 часа
 
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
1. Организация художественно-речевой и театрализованной деятельности.
Тема 1.1. Техника и интонационная выразительность речи. Понятие о технике и интонационной выразительности. Выполнение комплекса упражнений, направленных на развитии речевой выразительности (скороговорки, поговорки, прибаутки, загадки, басни и т.д.)
Тема 1.2. Работа над концертной сценической программой. Знакомство с концертной программой, определение структурных частей и исполнителей. Содержание отдельных номеров концертной программы. Тренинг индивидуальных и коллективных номеров. Репетиции: индивидуальные и коллективные. Репетиция сводного варианта сценической программы. Генеральная репетиция.
Тема 1.3. Работа по постановке спектакля. Знакомство с пьесой, читка пьесы, разбор по ролям. Тренинг: творческие этюды, индивидуальная работа с исполнителями ролей, работа над коллективными мизансценами. Построение мизансцен, индивидуальная работа с исполнителями ролей. Отработка мизансцен, работа над пластической и интонационной выразительностью. Работа над выразительностью целостного художественного образа спектакля. Репетиция в условиях, приближенных к сценическим. Репетиция на сцене (с фонограммой, с элементами декораций и реквизитом и т.д.). Сводная репетиция на сцене – соединение всех видов сценической работы. Индивидуальная работа. Генеральная репетиция – прогон спектакля, просмотр композиции и анализ результата работы с детьми. Индивидуальная работа. Показ сценического представления. Анализ работы.
2. Основы вокального искусства.
Тема 2.1. Упражнения на развитие слуха, чувства ритма, интонирования, голосовых данных, певческого дыхания. Выполнение комплекса упражнений, развивающих слух и чувство ритма, обеспечивающих чистоту интонирования, укрепляющих голосовые данные, тренирующие певческое дыхание.
Тема 2.2. Развитие исполнительских навыков. Отработка навыков фразировки, тембровой и динамической выразительности при исполнении вокальных номеров (или отрывков).
Тема 2.3. Работа над концертной сценической программой. Знакомство с концертной программой, определение отдельных вокальных номеров и музыкальной композиции в целом. Подбор исполнителей. Индивидуальная работа по подготовке номеров. Репетиции отдельных номеров и композиции в целом. Репетиции на сцене. Работа над точностью пластической, интонационной и певческой выразительности. Генеральная репетиция. Исполнение композиции и его анализ.
VI. Список  использованной литературы.
Список литературы, рекомендуемой для педагогов.
 
Артемова Л. Театрализованные игры дошкольников. /Л. Артемова   М.: 1991 г.
Баряева Л. «Театрализованные игры-занятия». СПб изд-во «Союз» 2001 год
Библиотека учителя. Русская поэзия 19 -20 веков
Горбина Е.В. «В театре нашем для вас поём и пляшем. Музыкальные сказки- спектакли для школьников. Янаев В.Х., Куров В.Н. Ярославль: Академия Холдинг, 2001 г.
Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе: Сценарии, конкурсы. М: Айрис пресс Рольф.1999.
Завадский Ю.. об искусстве театра. - М. ВТД, 1965.
Захаров В.Е… Мастерство актера и режиссера. - М.: Искусство, 1969.
Зимина А.Н. «Музыкальные сказки: Сценарии и ноты. Издательство «Гном» и Д» 2000 год.
Короб чудес. Чебоксары: КЛИО, 1997.сост. Л.И.Глизерная.
Кох И.Э. Основы сценического движения. - М.: Искусство 1970;
Научно-методический журнал «Литература в школе» № 3. 1999.
Система регионального непрерывного художественно-эстетического образования. Краснодар, «Просвещение»2000;
Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве». - М..Искусство,1954.
Станиславский К.С. Сборник сочинений. - М., 1957.
Эфрос А.В. Репетиция - любовь моя. - М., 1993.
 
 
      Список литературы, рекомендуемой для детей.
 
Алянский Ю. Азбука театра. Ленинград: Детская литература, 1990.
Круглый год. Москва, изд. «Правда». 1991 , сост. Некрылова А.
Музыкальная шкатулка /Ред. - сост.Л.Жук. Изд. «Красико-Принт», Минск.
Музыка в семье муз. Ленинград, 1985
На буяне, славном острове. /Сост. Н. Колпакова/, М.,1980.
Организация внешкольного досуга. Серия «Библиотека школьника». -Ростов н/Д: Феникс, сост. Шашина В.
Праздники в начальной школе. Грузина И.В. -М. «Издат-школа 2000»,Москва
Устное творчество народа. Составитель В. Аникин. -М. 1978.