Презентация об организации наставничества


Организация наставничества как один из факторов повышения качества знаний обучающихся Алексеева А.Е., заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ № 23 с. Новозаведенного Наставничество - одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера (Современный словарь по педагогике так трактует это понятие).Школьное наставничество - это форма индивидуального обучения и воспитания молодого педагога в одной из сложных областей интеллектуально-эмоционального творчества. При осуществлении наставничества теоретический курс сведен к минимуму, акцент ставится на формирование практических умений и навыков. Наставничество может быть коллективным, когда за одним наставником закрепляется несколько молодых специалистов, и индивидуальным (шефство). Определение терминов «наставничество», «школьное наставничество» Виды наставничества Основные принципы формирования системы наставничества 1. Добровольность и целеустремленность работы наставника.2. Морально-психологическая контактируемость наставника и подшефного.3. Личный пример наставника.4. Доброжелательность и взаимное уважение.5. Уважительное отношение к мнению подшефного.6. Согласованность содержания работы наставника по профессиональному становлению подшефного с содержанием рабочей программы по предмету и планов работы методических объединений.7. Направленность плановой деятельности наставника на воспитание и профессиональное становление подшефного. Действия директора знакомит с Уставом школы, ее структурой, историей, традициями, педагогическим коллективом, правилами внутреннего трудового распорядка и режимом работы;дает характеристику детского коллектива;разъясняет ему права и обязанности учителя;определяет его должностные обязанности;знакомит с оплатой труда учителя (согласно штатному расписанию) и учебной нагрузкой;- назначает из числа лучших учителей соответствующей специальности наставника. Действия заместителя директора по учебно-воспитательной работе знакомит молодого специалиста с условиями труда, кабинетами школы, определяет рабочее место;в расписание уроков предусматривает необходимость взаимного посещения уроков молодым специалистом и его наставником;проводит предварительную работу в классах, где будет работать молодой специалист и представляет его обучающимся;утверждает индивидуальный план адаптации молодого специалиста с учетом методической темы, над которой работает школа.В течение учебного года:контролирует деятельность наставника стажера (если сам не являет­ся его наставником);планирует посещение отдельных уроков и воспитательных ме­роприятий, проводимых молодым специалистом. Действия руководителя методического объединения проводит индивидуальное собеседование с молодым специалистом; вносит необходимую информацию о молодом специалисте в банк данных; знакомит его:с учителями-предметниками;методической темой;учебным планом и программами, по которым работают учителя методического объединения;с планом работы методического объединения. Взаимосвязанные направления осуществления системности повышение научной, теоретической и психолого-педагогической подготовки молодого специалиста;глубокое изучение и освоение молодым специалистом школьной программы, требований к современному уроку; научной и методической литературы по предмету;овладение молодым специалистом комплексным подходом к воспитательной работе, ознакомление, овладение методикой воспитывающего обучения; освоение современных требований к внеурочной работе по предмету;изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности молодого специалиста. Функции наставника определяет методику обучения молодого специалиста, вместе с ним составляет план его профессионального становления;помогает подшефному в определенных пределах, не стесняя его самостоятельности;проверяет усилия подшефного, дает нужные советы и рекомендует необходимую литературу;вместе со своим подшефным посещает занятия творчески работающих учителей и учителей-новаторов и затем анализирует их;привлекает молодого специалиста к разработке технологических карт и различного рода учебно-методической документации;учит составлению рабочей программы и других учебно-методических документов по предмету;знакомит с нормативными документами по организации УВП, с гигиеническими требованиями к условиям обучения школьников; посещает уроки, занятия, внеклассные мероприятия по предмету у своего подшефного и проводит их разбор; выносит на обсуждение на заседании М/О педагогическую деятельность молодого специалиста и план мероприятий по ее дальнейшему совершенствованию. План работы наставника по адапта­ции молодого специалиста к педагогической деятельности № п/п Содержание мероприятия Срок Форма отчетности 1. 1.1. Подготовительная частьИзучение должностной инструкции учителя. 1.2. Подготовка информационных материалов (списки администрации: должность, Ф.И.О., телефоны, № кабинета; правила внутреннего распорядка; режим работы школы и т.п.) 1.3. Составление плана работы по адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности 2. 2.1 Общая частьВводное ориентационное собеседование 2.2. Ознакомление со школой и ее сотрудниками 2.3. Ознакомление с учебным кабинетом 2.4. Собеседование с руководителем методического объединения и администрацией школы 3. 3.1. Индивидуальная частьСовместная разработка системы уроков по теме или отдельного урока, внеклассного мероприятия 3.2. Совместная подготовка и отбор дидактического материала для уроков 3.3. Посещение уроков, внеклассных занятий и их последующий подробный анализ 3.4 Беседы с молодым специалистом по определенным разделам педагогики, научному содержанию предмета, частной методике преподавания 3.5. Обмен мнениями о новых изданиях по общепедагогическим вопросам и предметам 3.6. Консультация по частным вопросам методики проведения внеклассного мероприятия 3.7. Отчет о проделанной работе на заседании методического объединения 3.8. Подготовка характеристики с оценкой работы молодого специалиста за весь период адаптации  Заключениепо итогам адаптации к педагогической деятельностимолодого специалиста Период адаптации с__________ по _________Выполнены следующие виды работ:посещенозанятий, внеклассных мероприятий; проведенотематических консультаций,бесед; _________________________________________________________.Оценка прохождения первичной адаптацииУровень соответствия профессиональной подготовки, квалификационным и должностным требованиямСтепень освоения основных технологических процес­сов, уровень знания нормативных документовОсвоение практических методов работыЭффективность взаимодействия с руководителем, коллегамиЗаключение:Период адаптации прошел успешно.Требуется дополнительная профподготовка по следующим направлениям:а) б) в)Наставник _________________________ _________________ (подпись)  ПЛАН профессионального становления молодого специалиста Раздел I. Вхождение в должностьРаздел II. Работа в должностиУчебная работаII. Методическая работаIII. Воспитательная работа  Виды контроля обзорный контрольпредупредительный контроль (первый год работы)повторный контрольперсональный контроль (второй год работы)фронтальный контроль (третий год работы)  Процесс адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности можно считать законченным, если: учитель овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации учебной деятельности;проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства страха, неуверенности;показатели качества знаний обучающихся и процент обученности находятся на базовом уровне. Благодарю за внимание!