Урок физической культуры Тогыз-кумалак (6 класс)


Урок № 75
Тема: Тогыз-кумалак
6 класс.
Цель: Разучить правила игры тогыз-кумалак.
Задачи: Развитие логического мышления.
Развитие математических способностей, внимания.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь:игра тогыз-кумалак.
Содержание урока дозировка Организационно-методические указания
I Вводно подготовительная часть.
Построение.
Основные знания.
Задачи рапорта.
Сообщение целей и задач урока.
Строевые упражнения.
ОРУ в движении.
ОРУ на месте. 15 мин.
Обратить внимание на внешний вид учащихся.
В шеренгу по одному.
Громко, четко, ясно.
Следить за осанкой.
Повороты, ходьба.
II Основная часть.
1. Встать на гимнастический мостик, опираясь на козла. Сделать 10 выпрыгиваний вверх,
максимально разводя ноги в стороны.
2. С небольшого разбега напрыгнуть на гимнастического козла и сесть на него ноги врозь
как можно ближе к дальнему краю. Пройти два круга по одному прыжку каждый.
(Учитель разбирает ошибки. Ученики выполняют опорный прыжок ноги врозь.)
1. Встать на гимнастический мостик, опираясь на козла. Сделать 10 выпрыгиваний вверх,
максимально разводя ноги в стороны.
2. С небольшого разбега напрыгнуть на гимнастического козла и сесть на него ноги врозь
как можно ближе к дальнему краю. Пройти два круга по одному прыжку каждый.
(Учитель разбирает ошибки. Ученики выполняют опорный прыжок ноги врозь.)
Тогыз-кумалак (Тоғыз құмалақ) (девять камешков) — казахская народная настольная игра. Играют двое. На доске имеется 18 лунок (отау) (по девять у игрока) и два казана. В начале игры у каждого игрока в девяти лунках лежит по девять камешков (кумалак) (отсюда название игры) в каждой. Задача: собрать как можно больше камешков в свой казан. Принадлежит к семейству манкала, включающему такие игры как Вари или Калах.
Игра называется тогыз-кумалак (девяткою), потому что в основу 81 (9х9) и 162 (2х9х9) положено число 9, считавшееся у древних монголов и тюрков священным числом.
Тогыз кумалак — казахская настольная игра. Для нее используют четырехугольную доску, имеющую 18 продолговатых лунок (отау). В промежутке между рядами вырезаны еще две большие лунки круглой или продолговатой формы (казан). Каждый из двух игроков имеет по 81 шарику, а в лунки кладут по девять. Ходы делаются поочередно.
Игрок из одной из своих лунок выкладывает по шарику в разные лунки соперника. Если количество шаров в лунке противника составляет четное число, то игрок забирает шары в свой «казан», если же нечетное, шары остаются на месте. Есть в игре как нападение, так и защита, и забрать шары у противника — не такое легкое дело.

Выигравшим считается тот, кто забрал из
лунок противника большее количество шаров. Если к концу игры количество шаров равно, то есть по 81 шару, игра считается ничейной. Партия может продолжаться четыре-пять часов. В ходе игры соперникам приходится использовать все четыре основных математических действия, и чем быстрее вы будете считать, тем, естественно, выгоднее. Но игра строится не только на скорости подсчета, но и на тактике. Раньше, как пишут историки, игра была настолько популярной, что игроки могли обходиться без доски. Для этого участники выкапывали необходимые лунки прямо на земле и проводили партии.
Игра развивает математическое мышление и воспитывает выдержку. В учёном мире её называли «алгеброй чабанов».
25 мин.
Следить за выполнением.
Правила игры. Игроки делают ходы поочерёдно. Делая ход, игрок берёт все шарики из любой непустой лунки на своей половине, и раскладывает их в лунки по одному против часовой стрелки. Если последняя лунка окажется вражеской и количество камешков в ней стало чётным, то камешки из этой лунки переходят в казан игроку, совершившему ход. После этого ход переходит к его сопернику. Игра ведётся до тех пор, пока один из двух игроков не наберёт в свой казан больше 81 камешка (этот игрок побеждает), либо они оба набирают 81 камешек (ничья). [1]
Игровые ситуации
Туздык
Если после хода в какой-то лунке оказывается три камешка, то эта лунка объявляется «туздыком». В последующем каждый камешек, попавший в туздык, переходит в казан игрока, на чьей стороне расположен этот туздык, но игрок не может завести себе туздык на 9-ой, а также на лунке под той цифрой которой взял первым "туздык" соперник. У каждого игрока может быть не больше одного туздыка одновременно.
Атсыз калу
Если после хода у одного из игроков все лунки оказываются пустыми, то он попадает в ситуацию «атсыз калу» (каз. «остаться без коня»). В этом случае он не может ходить, пока будет оставаться «пешим».
III Заключительная часть.
Построение
Подведение итогов.
Выявление лучших
Оценивание.
Домашнее задание.
Рефлексия:
Закончите следующие фразы:
На уроке мне было легко… .
На уроке мне было тяжело… .
Организованный уход с места проведения. 5 мин.
В шеренгу по одному.
Следить за осанкой.
Правила игры.
В колону по два.