Национальная игра Тогыз кумалак


План урока №74
Тема: Национальные игры Тогыз кумалак.
Цели: Привлечь учащихся к национальным играм.
Задачи: 1Воспитание трудолюбия, дисциплинированности.
2 Обучение правилам игры.
3. Развитие мышления, логики.
Место проведения: спортзал.
Инвентарь: свисток, маты.
Класс: 6 «В», «Г».
Время проведения: 11.03.15г.
Части урока Содержание Дозировка Методические указания
1 Построение. Приветствие сдача рапорта сообщение задач урока.
2 Строевые приёмы: Нале-во! Напра-во! Кру-гом!
3 Разновидности ходьбы:
ходьба;
на носках, руки вверх;
на пятках, руки за голову;
в полуприсяде, руки вперёд;
прыжками, руки свободно,
спортивная ходьба;
4 Разновидности бега: С.Б.У.
-бег;
-высокое бедро руки свободно;
-правым, левым боком.
-захлёст голени назад руки за спиной;
-высокие подскоки руки вперёд;
-спиной вперёд;
-ходьба с восстановление дыхания.
Ходьба. Перестроение из колонны по одному в колонну по три поворотом в движении ( «В колонну по 3 налево – МАРШ»)
О.Р.У. в движении
1) 1- наклон головы вперёд;
2- наклон назад;
3- наклон влево;
4- наклон вправо;
2) И. п руки перед грудью
1-2 пружинящие отведения согнутых рук назад;
3-4 пружинящие отведения прямых рук назад;
3) И. п правая вверх, кисти сжаты в кулак;
1-2 отведение прямых рук назад;
3-4 то же со сменой положения рук.
4) И. п руки к плечам
1-4круговые вращения в перёд;
5-8 то же назад.
5) наклон на каждый шаг.
1-наклон к левой;
2-наклон к правой;
6) ходьба выпадами;
7)выпады на каждый шаг с поворотом туловища.
1-выпад правой, поворот туловища в лево;
2-то же в другую сторону.
8)прыжки с продвижением вперёд.
2 мин
20м.
20м.
5-6р.
5-6р.
5-6р.
5-6р.
5-6р.
5-6р.
5-6р.
Внешний вид, форма.
Техника безопасности
Руки прямые
Спина прямая
Соблюдать дистанцию
С продвижением в перёд
Руки на пояс
С ноги на ногу
Смотреть через левое плечо
Сильно голову не закидывать
Локти не опускать
Руки прямые
С большой амплитудой
Соблюдать дистанцию.
Спина прямая
Руки согнуты в локтях.
Соблюдать дистанцию.
Основная 28-30 мин. Правила игры в "Тогыз - кумалак"
Тогыз-кумалак (девять камешков) — казахская народная настольная игра. Играют двое. На доске имеется 18 лунок (отау) (по девять у игрока) и два казана. В начале игры у каждого игрока в девяти лунках лежит по девять камешков (кумалак) (отсюда название игры) в каждой. Задача: собрать как можно больше камешков в свой казан. Принадлежит к семейству манкала, включающему такие игры как Вари или Калах.
Игра называется тогыз-кумалак (девяткою), потому что в основу 81 (9х9) и 162 (2х9х9) положено число 9, считавшееся у древних монголов и тюрков священным числом.
Тогыз кумалак — казахская настольная игра. Для нее используют четырехугольную доску, имеющую 18 продолговатых лунок (отау). В промежутке между рядами вырезаны еще две большие лунки круглой или продолговатой формы (казан). Каждый из двух игроков имеет по 81 шарику, а в лунки кладут по девять. Ходы делаются поочередно.
Игрок из одной из своих лунок выкладывает по шарику в разные лунки соперника. Если количество шаров в лунке противника составляет четное число, то игрок забирает шары в свой «казан», если же нечетное, шары остаются на месте. Есть в игре как нападение, так и защита, и забрать шары у противника — не такое легкое дело.
Выигравшим считается тот, кто забрал из лунок противника большее количество шаров. Если к концу игры количество шаров равно, то есть по 81 шару, игра считается ничейной. Партия может продолжаться четыре-пять часов. В ходе игры соперникам приходится использовать все четыре основных математических действия, и чем быстрее вы будете считать, тем, естественно, выгоднее. Но игра строится не только на скорости подсчета, но и на тактике. Раньше, как пишут историки, игра была настолько популярной, что игроки могли обходиться без доски. Для этого участники выкапывали необходимые лунки прямо на земле и проводили партии. Игра называется тогыз-кумалак (девяткой), потому что в основу 81 (9х9) и 162 (2х9х9) положено число 9, считавшееся у древних монголов и тюрков священным.
 Игроки делают ходы поочерёдно. Делая ход, игрок берёт все шарики из любой непустой лунки на своей половине, и раскладывает их в лунки по одному против часовой стрелки. Если последняя лунка окажется вражеской и количество камешков в ней стало чётным, то камешки из этой лунки переходят в казан игроку, совершившему ход. После этого ход переходит к его сопернику. Игра ведётся до тех пор, пока один из двух игроков не наберёт в свой казан больше 81 камешка (этот игрок побеждает), либо они оба набирают 81 камешек (ничья). 28мин Игровые ситуации
Если после хода в какой-то лунке оказывается три камешка, то эта лунка объявляется «туздыком». В последующем каждый камешек, попавший в туздык, переходит в казан игрока, на чьей стороне расположен этот туздык, но игрок не может завести себе туздык на 9-ой, а также на лунке под той цифрой которой взял первым "туздык" соперник. У каждого игрока может быть не больше одного туздыка одновременно.
Если после хода у одного из игроков все лунки оказываются пустыми, то он попадает в ситуацию «атсыз калу» (каз. «остаться без коня»). В этом случае он не может ходить, пока будет оставаться «пешим».

Заключительная 5 мин. Упражнения на восстановления дыхания вдох, выдох.
Построение. Подведение итогов, выставление оценок.
Д\з знать правило игры
1мин.
4мин. В кругу.
Выявить лучших.
Организованный уход.
См._________________ Соколова М.Е.