Конспект экскурсии по биологии «Осенние явления в жизни растений»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Велижская средняя общеобразовательная школа №2










Экскурсия
«Осенние явления в жизни растений»
6 класс






Выполнила:
Кудряшова Екатерина Вячеславовна,
учитель биологии и химии



Цели:
образовательная – развивать у учащихся понятия о древесных, кустарниковых и травянистых растениях, продолжительности их жизни, приспособленности растений к условиям окружающей среды; осенняя окраска листьев, листопад, распространение семян, особенности внешнего строения цветковых растений разных мест обитания, подготовка растений к зиме; формировать общеучебное умение по оформлению письменного отчета об экскурсии.
развивающая – развивать любознательность, познавательный интерес к сезонным изменениям природы и творческие способности детей.
воспитательная – развивать диалектико-материалистическое мировоззрение, раскрывая причины наступления осенних явлений в жизни растений путем установления связей между ними и изменениями в окружающей среде; формировать у учащихся эстетическое восприятие природы.
Оборудование:
папка для гербаризации листьев;
карточки – задания;
дидактический материал с изображением деревьев и кустарников;
полиэтиленовые мешочки для сбора семян и плодов;
лупа, линейка, блокнот, карандаши.
Методы обучения:
наблюдение;
беседа;
рассказ;
распознавание объектов.
План:
I. Вступительное слово учителя.
II. Самостоятельная работа учащихся по карточкам.
III. Итоги экскурсии.
IV. Домашнее задание.

Проведение экскурсии.
I. Учитель: Ребята, вот мы с вами и на месте. Посмотрите вокруг, какое сейчас время года?
Ученики: Осень
Учитель: Правильно! Не правда ли прекрасное время года. Сколько о нем написано стихов, сколько нарисовано картин, даже и не счесть. Послушайте стихотворение И. Бунина «Листопад»:
« Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца...»
Раскрываю для детей тайны удивительных вещей природы.
Учитель: Ребята, я просила вас найти какие-нибудь стихотворения, рассказы, пословицы, загадки на тему «Осень». Давайте проверим, что вы подготовили.
Ученик:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(А.С. Пушкин)
Учитель: Молодец! Кто-нибудь из вас подготовил еще стихи?
Ученик 1: Стихотворения про осень
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(А.С. Пушкин)
Ученик 2: Пословицы про осень:
Осенью скот жиреет, а человек добреет.
Осень хвастлива, весна справедлива.
Осень прикажет, а весна свое скажет.
Осень - запасиха, зима - подбериха.
Осень - время собирать урожай.
Осень - погоды перемен восемь.
Брюзжит, что худая муха в осень.
В осень и у вороны копна хлеба.
Придет осень, за все спросит.
Цыплят по осени считают.
В осень и у воробья пир.
Осенью и воробей богат.
Осень непогодь несет.
Ученик 3: Загадки про осень:
Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек. Я - ... (Осень)
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
(Береза)
Ученик 4:
Сидит – зеленеет,
Летит – пожелтеет,
Упадет – почернеет.
(Лист)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(Лес)
Учитель: Молодцы ребята! Вы очень хорошо подготовились.
Ребята, как вы думаете, а почему не которые люди не любят осень?
Ученик: осенью, опадают листья, отцветают растения, все становится желтым и идет дождь.
Учитель: Правильно. Ребята, посмотрите вокруг, что вы видите?
Ученик: бумажки, бутылки, битое стекло.
Учитель: весь этот мусор не нужен природе. А как вы думаете почему?
Ученик: этот мусор не нужен природе, потому что он долго разлагается и загрязняет окружающую среду.
Учитель: Верно. Например, полиэтиленовые пакеты разлагаются около 100 лет. Ребята, если мы пришли в лес на пикник, что мы должны сделать при уходе?
Ученик: Все отходы мы должны взять с собой, а то, что легко разлагается закопать.
Учитель: Все верно. Сегодня мы пришли сюда, чтобы разобраться, почему растения сбрасывают листву, почему желтеют листья и многое другое. Итак, какие же изменения произошли при смене лета на осень?
Ученики: уменьшился день, понизилась температура воздуха, увеличилась влажность, выпадает большое количество осадков.
Учитель: Все правильно. А какие изменения произошли с растениями?
Ученики: Трава потемнела, пожелтели листья деревьев и кустарников, опадают листья, некоторые растения отцвели, а на некоторых уже появились семена.
Учитель: Верно.
II. Учитель: Ребята, после экскурсии нам надо будет ответить на вопросы: Почему сезонные изменения погодных условий влияют на жизнь растений осенью и как растения приспосабливаются к изменениям условий внешней среды и как они готовятся к зиме?
Для того чтобы ответить на все эти вопросы нам необходимо выполнить ряд заданий. Для работы нам нужно разделиться на 5 групп по 4 человека и каждая группа получает свое индивидуальное задание на карточке.
Задания предусматривают выполнение двух видов работ:
Первый вид работы направлен в основном на ознакомление учащихся с многообразием видов древесных растений, выявление признаков приспособленности растений к осенним условиям.
Второй вид работы направлен на формирование эстетических ценностей природы.
Перед выполнением заданий провожу инструктаж.
Привожу пример 2 карточек (всего их было 5).
Карточка 1
Изучить процесс листопада.
1.Отметьте изменения в жизни деревьев, кустарников, трав. Какой стала окраска у большинства растений, а у каких растений осталась зеленой до самых заморозков.
2.Отметьте в таблице виды растений и сроки их листопада: частично сбросили, полностью освободились от листвы, оставили на зиму (+).
Листопад
Растение
Частично сбросили
Полностью сбросили
Оставили на зиму












3.С помощью лупы рассмотрите, основание черешка опавшего листа и найдите слой ткани способствовавшей его отделению.

·4.Соберите листья различной окраски и сделайте из них гербарий с подписями названий растений.
5.Рассмотрите окраску листьев у различных деревьев и кустарников и внесите данные в таблицу.
Окраска листьев
Название растения
Окраска листьев








6.Одинакова ли продолжительность листопада у разных видов деревьев и кустарников?
7.Написать не большой рассказ на тему: «Осень».


Карточка 2
Изучить многообразие плодов.
1. Соберите плоды, которые распространяются ветром (ясень, клен, липа, береза).
2. Соберите плоды, которые распространяются птицами (рябина, калина, бузина).
3. Соберите плоды, которые распространяются человеком (череда, гравилат, подорожник, ромашка, репейник).
4.Соберите плоды, которые распространяются саморазбрасыванием (акация).
5.Заполните таблицу.
Название растения
Тип плода
Особенности строения плода
Способы распространения

Дуб
желудь
Коричневого цвета, окружен плюской.
С помощью животных и человека






6. Почему у растений на плодах образуются волоски, крылья? С чем это связано?
7. Составьте 2 синквейна на тему: «Осень».
При подведении итогов в обобщающей беседе выясняю, как учащиеся усвоили материал по данной теме.
Итак, ребята подойдите ко мне и ответьте на вопрос: Когда начинается календарная и астрономическая осень?
Ученики: календарная осень начинается 1 сентября, а астрономическая после 23 сентября.
Учитель: А ботаническая осень всегда приходит как-то неожиданно с появлением массового пожелтения листвы у березы и липы. Однако, настоящая осень наступает даже не тогда, когда все листья на деревьях стали желтыми, а с того времени когда начинается листопад. Как вы думаете, ребята, почему это явление очень важно для растений?
Ученики: Именно в этот период растение готовится к неблагоприятному периоду зиме. Именно с опадением листвы уменьшается испарение.
Учитель: А что случилось бы, если бы листва не опадала?
Ученик: При сохранении листвы испарение бы продолжалось, корни не могли бы восполнять потери влаги из-за промерзания почвы, и это привело бы к гибели растения. Сбрасывание листьев предохраняет растение от механического повреждения, т.к. Под тяжестью снега на широкой листовой пластинке ветви бы сломались. Вместе с листьями растение удаляет вредные вещества, которые к осени из стволов и стеблей переходят в листья.
Учитель: Все правильно. Скажите, ребята, а одинакова ли продолжительность листопада у разных видов деревьев?
Ученики: Нет, она различна.
Учитель: А как же происходит листопад?
Ученики: К осени у основания черешка листа образуются особые мелкие клетки, напоминающие пробку это отделительный слой.
Учитель: Как называется место на стебле, где был прикреплен лист?
Ученик: Это место называется листовым рубцом.
Учитель: в период листопада листья, меняют свою окраску на желтую, красную, фиолетовую, чем объясняется это многообразие цветов?
Ученики: Это объясняется тем, что помимо хлорофилла в листьях находятся и другие окрашивающие вещества. Но весной зеленый пигмент их покрывает и не дает им проявляться. Осенью хлорофилл разрушается и начинает преобладать другое вещество – антоциан, от которого листья становятся красными или фиолетовыми.
Учитель: Молодцы, все правильно. А как вы думаете, почему хвойные деревья не сбрасывают на зиму хвою?
Ученик: Сосна и ель - засухоустойчивые растения, испаряющая поверхность их хвоинок очень мала и они покрыты восковым налетом, который почти не пропускает влагу.
Учитель: В конце беседы отмечаю смышленых, наблюдательных, организованных ребят.
Итак, ребята, мы сегодня с вами проделали огромную работу, пронаблюдали, как растения готовится к зиме, листопад.
Делаю вывод, придав материалу целостность.
IV. Напоминаю о сроках письменного отчета. Каждая группа школьников представляет выполненный отчет об экскурсии, в которой кроме результатов наблюдений записывает личные впечатления, основанные на чувственном восприятии окружающей природы.
По результатам экскурсии провожу обобщающий урок. К этому уроку в кабинете биологии монтирую выставку наиболее удачных творческих работ учащихся: сочинения - миниатюры, стихи собственного сочинения, рисунки, коллекции плодов и семян, гербарные листы, поделки из природного материала.
Свои восхищения явлениями природы, свои чувства, любовь дети выражают в рисунке, в написании стихов, синквейнов, кроссвордов, эссе, рассказов.
Отчеты проверяю и оцениваю:
На обобщающем уроке подводим итог экскурсии по двум видам работ, предусмотренных в карточках. Ребята читают свои ответы на вопросы, показывают рисунки, читают стихи, обмениваются мнениями, ведут дискуссии.
Опыт проведения таких обсуждений показывает роль и значение экскурсий: ребята становятся активнее, заинтересованнее в изучаемом и обсуждаемом материале, они с удовольствием делятся наблюдениями и впечатлениями. Наблюдая живописные уголки природы, школьники учатся понимать красоту, у них развивается любовь к русской природе.
Экскурсии дают хороший материал для воспитания эстетических чувств, материалистического мировоззрения, диалектического понимания, экологических связей, единства и целостности природных комплексов.


Источники

Пасечник В.В. Биология, грибы, растения. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2010.

Интернет ресурсы:
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] А.С. Пушкин «Унылая пора»
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] И.Бунин «Листопад»
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] пословицы про осень
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] загадки про осень









13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015




15