Выступление на педагогическом семинаре Как продуктивно использовать дифференцированное обучение

МОУ Новоивановская СОШ
Свободненский район
Амурская область




Выступление
на педагогическом семинаре
по теме:
«Как продуктивно использовать дифференцированное обучение?»























Учитель: Толокова РС












Октябрь 2016 год







Малочисленная школа даёт возможность учитывать индивидуальные возможности школьников и, соответственно, проводить дифференцированное обучение, которое позволяет принимать во внимание, как психологические особенности, так и способности к обучению каждого ребёнка.
В малых классах диапазон разнообразия индивидуально-психологических способностей мал, что упрощает работу учителя, связанную с учётом в обучении индивидуальных особенностей каждого школьника. Для создания оптимальных условий для выявления и развития способностей каждого ученика полезно дифференцированное обучение.
Дифференциация (различие) - означает расчленение, разделение, расслоение целого на части. В педагогике различают дифференциацию внешнюю (спецшколы, спецклассы) и внутреннюю (использование определённых технологий в классе). Цели дифференциации таковы: переход от обучения несуществующего «среднего» ученика к обучению конкретного ребёнка с его реальными возможностями. Дифференциация предполагает достижение учащимися класса различных уровней усвоения программного учебного материала: все должны овладеть обязательным базовым уровнем (ранее он назывался «обязательный минимум», а в сегодняшних документах – уровень заданий А). Дети, мотивированные на продолжение образования после школы, могут превзойти базовый уровень. Иными словами, возникает необходимость в индивидуализации обучения, к переходу личностно-ориентированного обучения. В малом классе педагогический консилиум позволит охарактеризовать ученика с разных сторон. Это необходимо для разработки планов индивидуализации обучения.
Личность – это человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, вступающий в общение с другими людьми с помощью языка. Главным в характеристике личности является её сущность. Один из самых сложных вопросов – из чего личность строится. Личность складывается из опыта выполнения и проявления личностных функций: высказывание своего мнения и смысла, определение ценностей, проявление автономных жизненных планов и т.д. Источником жизненного опыта является то, что затрагивает потребностно-смысловую сферу личности.
Потребность – осознание нужды в чём-либо. Потребности бывают естественные (питьё, пища, жильё), материальные и культурные (духовные, культура, спорт, музыка). Потребности проявляются, выражаются в мотивах, в побуждении к действию. Виды деятельности в достижении потребностей разнообразны. Например, потребность в знакомстве с определённой информацией можно удовлетворить несколькими способами: поговорить с кем-то, прочитать статью, книгу, поискать в Интернете. Потребность в пище деньгах – заработать, выпросить, украсть. Здесь важно, чтобы человек осмыслил и решил для себя: они действительно лично мои или возникли под влиянием рекламы, случайного разговора? Для того, чтобы мы, учителя, могли помочь школьнику разобраться в трудной жизненной ситуации, нам всем полезно понять общую направленность личности. К.Платонов выделил следующие формы направленности личности: убеждения, мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания, влечения. Малый класс позволяет хотя бы приблизительно составить образовательные программы для каждого. Здесь полезно обратиться к теории разноуровневой, внутренней дифференциации на базовом уровне Ю.Бабанского.
Типы дифференциации.
Внутренняя дифференциация – это совокупность методов, форм и средств обучения, организуемых с учётом индивидуальных особенностей учащихся на основе выделения разных уровней учебных требований. Она предполагает различный темп изучения учебного материала различными школьниками, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя. Особенность внутренней дифференциации в том, что она направлена не только на детей, испытывающих трудности в обучении, но и на одарённых детей.
Уровневая дифференциация предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать её на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательных требований к каждому. Уровневая дифференциация имеет два постулата:
а) безоговорочное признание ученика любить или не любить учебные дисциплины, интересоваться или нет какой-либо отраслью науки;
б) право ученика на выбор: осваивать базовый уровень учебного предмета, быть успевающим на 3 балла, или выходить за рамки базового минимума по отдельной теме, всему циклу. Такой своеобразный договор учителя и ученика может оформляться письменно. Пример: Учитель, приступая к новой теме, на доске подробно расписывает теоретическую, знаниевую и деятельностную составляющие этой темы. После объяснения блоком темы рассматриваем таблицу. Ученики в своих листочках цветовым знаком выделяют, планируют, чему они смогут (хотят) научиться.

Имя существительное

Содержание
Знать
Уметь

Часть речи
Признаки
Определение
Выделять среди слов
Приводить пример из учебника, свой пример, пример в предложении.
Доказывать по двум признакам.


Такое планирование позже позволит рефлексировать предметно и дать самооценку.
3. Тематическая дифференциация связана с приспособлением содержания существующих программ обучения к возможностям отдельных учащихся и групп. Она осуществляется после того, как закреплены минимальные требования, обязательные для всех учащихся. Она является важным фактором преодоления неуспехов в обучении отдельных учеников, а также мощным двигателем в развитии личных качеств каждого. Знакомство учителя с индивидуальными ученическими намётками планов даёт возможность увидеть уровень притязаний каждого: заниженный, завышенный, соответствующий возможностям, и внести коррективы в свою деятельность, делая упор на те элементы, которые ученик опускает, как ненужные для себя.
Разработка программы.
Процедуры целеполагания.
Процедуры планирования.
Процедуры освоения учебной деятельности (работа с учебником, информацией, способы чтения, приёмы работы с приборами, самоконтроль).
Способы нормотворчества (построение алгоритмов, составление правил и т.д.)
Рефлексия деятельности
На практике учителя реализуют элементы личностно ориентированного обучения через предоставление школьникам права выбора из нескольких заданий. Целесообразно включать свободный выбор индивидуализированных заданий во все этапы урока.
Сами задания, следуя элементам технологии Ривина – Дьяченко, условно можно разделить на три группы, что помогает в работе с детьми, испытывающими трудности в учёбе:
Информационные, т.е. содержащие учебную базовую и дополнительную информацию к изученной теме. Для сильного ученика – проработка задания вместо изложения учителем позволит идти в своём темпе. Для слабых детей информация может содержать интересные факты, заучивание которых необязательно.
Алгоритмические, операциональные, т.е., содержащие алгоритмы, памятки по выполнению учебных задач. Эти задания важны для всех учащихся.
Инфоромационно-операциональные – содержат конкретную информацию и способы её переработки. Используются на этапе ознакомления с новым материалом, для закрепления, для самопроверки, самоконтроля.

Итак, индивидуализация обучения – педагогическая поддержка учащихся – предполагает возможность выбора: дополнять ли обязательный уровень базового образования или не дополнять, довольствоваться минимумом или поднять планку своих знаний и умений.




Литература:
Журнал «Народное образование» №5 – 2015, статья профессора, доктора педагогических наук Суворовой Г.Ф.