Презентация по ОМРК Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.(4 класс)

4 класс
Урок: Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Тип урока: урок – сообщение новых знаний
Цель урока: 1. Получить новые знания, расширить свой кругозор.
2.Учиться уважать традиции, нормы поведения, чувства верующих людей.
3.Учиться грамотно использовать в жизни приобретенные знания.
Задачи урока:
предметные - формировать представление о религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; метапредметные - формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять общее цели и пути их достижений, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
личностные - формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развивать доверие и уважение к истории и культуре всех народов;
развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Оборудование и средства наглядности: компьютер, проектор, экран, учебник, презентация к уроку, кроссворды с ключевыми словами «религия, «ритуалы», «обычаи», «обряды», конверты с определениями и понятиями слов «ритуал», «обычаи», «обряд», «закон» - слово-ловушка, иллюстрации и тексты для групповой работы по обычаям в исламе, буддизме, христианстве, иудаизме, магнитофон, диск с религиозной музыкой разных религиозных конфессий, тесты для индивидуальной работы, крупные магниты, карточки со словами «религия, «ритуалы», «обычаи», «обряды».
Ход урока:
1.Организационный момент.
Создание положительного настроя на урок.
(У) Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Давайте поприветствуем друг друга улыбками и пожелаем мысленно удачи. Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.
2.Постановка темы и целей урока. Обсуждение.
(У) Итак, начинаем урок. Все работаем в группах. Приступаем к 1 этапу - к кроссвордам. Найти ключевые слова. На эту работу у вас 3 минуты.
(У) Какие ключевые слова появились в кроссворде?
На доске появляются слова:
Религия Ритуалы Обряды Обычаи
(У) Вы любите путешествовать?
Где вы были? В каких странах побывали?
(У) Могут ли вам пригодиться эти слова в путешествиях или в повседневной жизни?
(Если «нет», то объяснить, что могут пригодиться)
Например: в мечетях – снимают обувь, в православных храмах – женщины покрывают голову, надевают обязательно юбки
(Спрашиваю 1-2 учеников, и сама привожу пример: в Таиланде на территории храмов женщины должны прикрывать плечи и пятки, если у экскурсантов нет при себе надлежащей одежды, то ее можно взять напрокат в специальных местах)
(У) А как называется курс (предмет), который мы изучаем?
(Основы мировых религиозных культур)
(У) Возвращаемся к нашим словам. Можем мы предположить, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
(Дети отвечают: об обычаях, обрядах)
(У) Молодцы, все верно
Можно мне предложить тему нашего урока - Слайд № 1 (тема урока) Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. (Тема на экране)
Давайте попробуем определить, какие задачи мы перед собой поставим на уроке?
(Нужно быть осведомлённым; знать, что происходит в обществе людей, в котором ты живёшь; чувствовать себя равноправным членом общества. Учиться уважать чувства верующих людей, а также уважать их обряды и обычаи!)
(У) Вы все верно говорили, правильно
(У) Я покажу самые главные
Слайд № 2 (цели урока) ЧИТАЕМ ВСЛУХ!!
1. Получить новые знания, расширить кругозор.
2.Учиться уважать традиции, нормы поведения, чувства верующих людей.
3.Учиться правильно (разумно) использовать в жизни приобретенные знания.
(У) Возвратимся к словам на доске, еще раз прочитаем их.
Кто-нибудь может объяснить, что обозначают эти слова?
Чувствую, что вы в затруднении, тогда я предлагаю выполнить следующее задание, которое нам поможет разобраться со значением этих понятий.
Подумайте, посоветуйтесь в группах, и опираясь на знания, соотнесите определение и понятие, время ограничено 3 минуты
(Даю 3 определения и 3 понятия в цветных конвертах на группу).
Ребята зачитывают по очереди понятия и определения, вместе выясняем: правильно ли нашли понятие слов ритуал, обычай и обряд.
(За правильный ответ выставляется магнит на «табло» каждой группе, которое находится на доске, учителю помогает вести счет один из учеников)
- Что такое ритуал? Есть другие варианты ответов? (Если звучит неправильный ответ, объясняю: вы не обратили внимание Слайд № 3
- Обычаи – это ПРИВЫЧКА: например, рукопожатие, приветствие при встречеСлайд № 4
- Дайте определение слову обряд (порядок) Слайд № 5
(У) Этот вопрос волновал и Маленького принца, когда он после долгого путешествия по другим планетам попал на Землю.
- А что такое обряд? - спросил Маленький принц у Лиса. - Это нечто давно забытое. Нечто такое, отчего один какой-то день становится непохож на все другие дни, один час - на все другие часы. Вот, например, у моих охотников есть такой обряд. По четвергам они танцуют с деревенскими девушками. И какой же это чудесный день - четверг!
Так что же это все-таки такое обряд? Обряды связаны с обычаями народа, его традициями. Есть обычаи сложные и простые. Самые простые - это то, что человек делает обычно. Например, есть кашу можно руками, вилкой или специальными палочками. У нас принято есть кашу ложкой. У верующих людей по определенным дням ходить в церковь - это тоже обычай. У всех народов есть, например, обычай отмечать дни рождения. А вот как их отмечают в разных странах - это уже обряд.
3. Открытие новых знаний. Работа с текстом учебника.
-Давайте посмотрим, какие понятия или примеры представлены в учебнике. Откроем его на стр. 52-53 и прочитаем вслух по абзацам (Учитель называет имена учеников)
(У) С какими новыми понятиями мы столкнулись в тексте?
(Ритуальные обряды)
(У) Кто являлся знатоком ритуалов – колдуны и шаманы
(У) О каких народах упоминается в тексте?
(У) У них одинаковые или разные были обряды и обычаи?
(У) Люди верили, что совершая действия в определенном порядке, они тем самым, общаются с Богом. С развитием человечества появляются новые обычаи и обряды, формируются религии. Каждая религия строила обряды и обычаи по своим традициям.
(У) А сегодня в религиях обряды и обычаи отличаются друг от друга?
(У) Какие обряды и обычаи в разных религиях вы знаете?
(У) В одних религиях существуют обычаи, которые не встречаются в других, но в жизни любого человека, какую бы религию он не исповедовал, есть события, которые происходят один раз, должны остаться в памяти
4. Физминутка.
5.Самостоятельная работа в группах.
(У) Сегодня мы остановимся на трёх основных значимых для человека событиях. (Включаю магнитофон, и звучит религиозная музыка!!!)
РОЖДЕНИЕ, ВСТУПЛЕНИЕ В БРАК, МОЛИТВА. Подойдите ко мне представители от каждой группы. Вытягивайте название религии и получите конверт. В нем иллюстрации и тексты, которые нужно соотнести друг с другом, красиво оформить на листе бумаги и приготовить небольшой рассказ по вашей работе. (Христианство, ислам, буддизм, иудаизм.) На эту работу 5-7 минут.
(У) Итак, человек родился в христианской семье Слово ученику
(У) А если появился малыш в исламской семье
(У) Радость посетила иудейскую семью
(У) Младенец родился в семье буддистов
Четыре ученика из каждой группы рассказывают об одном обряде, затем следующие и т.д.
Результаты вывешиваю на доску.
(У) Спасибо, вы отлично справились.
Ребята, вчера у нас было родительское собрание, и я рассказала вашим папам и мамам о предстоящем уроке. Они очень заинтересовались. И я думаю, они с удовольствием посмотрят и почитают ваши работы, а дома вы поговорите о сегодняшнем уроке
6. Домашняя работа:
(У) Домашнее задание будет с опережением. Стр. 52-57, прочитать, ответить на вопросы, вам предстоит хорошенько все запомнить, т. к. на следующем уроке вы будете заполнять таблицу, опираясь на материалы учебника.
7. Итог урока. Рефлексия.
(У) А сейчас я хочу предложить вам тест (тесты находятся у вас на столах), чтобы показать нашим гостям, какие мы умницы и умники. 2 минуты Слайд № 6
(У) Давайте проверим наши результаты Слайд № 7
(У) Поднимите руки, кто сделал без ошибок? Ура, здорово!!!
(У) Заканчивая наш урок, хочу показать вам вот такую иллюстрацию.
Слайд № 8
Красиво??? Как вы думаете, что это может означать???
(Дети высказывают предположения)
(У) Кто-нибудь из гостей хочет прокомментировать нашу иллюстрацию?
Прошу одного из уважаемых коллег подойти к окну.
(У) Возможно, вид из нашего окна поможет вам разобраться, что могут символизировать флажки?
(У) Флажки украшают нашу жизнь, круглый год создают атмосферу праздника, веселья, хорошего настроения!!
Слайд № 9
(У) Представляю очень популярный в тибетском буддизме РИТУАЛ ЛУНГТА – КОНЬ ВЕТРА, легендарное существо, изображенное на флажках, приносит удачу, благополучие, считается защитной силой человека, а когда флажки развеваются на ветру, то мантры звучат сами по себе и окружающее пространство погружается в гармонию.
Я желаю, чтобы и в вашей жизни всё было гармонично, вы были счастливы, чтобы смеялись, радовались каждому мгновению своей жизни, и чтобы другие, глядя на вас, становились счастливы.
Спасибо за внимание!

Приложение
Тест
Выберите правильный ответ
1) Еженедельное праздничное богослужение в христианских церквях совершают:


· в субботу

· в пятницу

· в воскресенье

2) Еженедельное праздничное богослужение в мечетях совершают:


· в субботу

· в пятницу

· в воскресенье

3) Еженедельное праздничное богослужение в синагогах совершают:


· в субботу

· в пятницу

· в воскресенье

4) Буддийские молитвы, произносимые ежедневно, называются:


· шахада

· намаз

· мантры







Слова для соотношения понятий (терминов) и определений
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415









Иллюстрации и тексты для самостоятельной группой работы на листах формата А3.
(Рождение, вступление в брак, молитва)
ИУДАИЗМ

Иудейское крещение проходило в следующем порядке: подлежащий крещению человек обрезал волосы и ногти, и раздевался; купель для крещения вмещала 480 литров воды, то есть около двух бочек. Каждая часть тела должна была быть покрыта водой. Человек исповедал свою веру в присутствии трех человек, которые назывались крестными отцами. Когда он находился в воде, ему зачитывали отрывки из закона, к нему обращались со словами ободрения, и он получал благословение. Когда он выходил из воды, он был уже членом иудейской общины и исповедовал иудаизм. Иудейскую веру он принимал через крещение.



Жених и невеста, обычно в сопровождении родителей, шествуют по проходу синагоги и останавливаются под хуппой (пологом, символизирующим шатер, в котором жили новобрачные в древние-древние времена). Затем делается ритуальный глоток вина, и новобрачные получают благословение раввина. После этого невеста принимает от жениха кольцо (простое золотое без камней и украшений, чтобы выбор ее не предопределялся богатством жениха). На этом первый акт официальной церемонии бракосочетания завершается. Затем следуют чтения из кетубы (прообраз современных брачных контрактов, где излагаются обязательства жениха перед невестой). Во второй части церемонии особо почитаемыми гостями или членами семей произносятся семь благословений, после чего делается второй ритуальный глоток вина, символизирующий настоящее бракосочетание.


В Библии обращение человека к Богу обозначается в основном словом «тфилла», что можно перевести как «молитва», но употребляются и другие слова, например «тхинна» – «мольба», «тхилла» – «хвала», «ринна» – «ликование», «шава» – «вопль». Тем самым как бы дается представление о многообразии чувств, с которыми человек обращается к Богу – с просьбой, исповедью, выражением поклонения или благодарности. Сама идея молитвы основана на вере в Бога, обладающего атрибутами личности, и в возможность непосредственного общения с Ним, носящего эмоциональный характер, выражающего стремление человеческой души к Высшей силе, опоре и прибежищу в невзгодах. Независимо от того, выражает ли такое обращение просьбу или хвалу, является ли оно свободным излиянием чувств или установленной формулой литургии, – это всегда особый диалог между человеком и Богом, интимные, личные отношения между ними. В иудейской традиции есть три ежедневные молитвы: «Шахарит» (утренняя), «Минха» (послеполуденная) и «Маарив» (вечерняя).


БУДДИЗМ

Ожидая рождения ребенка, родители могут совершить обряд «Нилсахын даллага» - призывание благодати на рождение ребенка. В этом случае они приглашают в дом ламу для чтения сутры «Сокровенные капли». Затем, когда рождается ребенок, снова приглашается лама, и он устанавливает знак запрета «хорюул», прикрепляя с правой стороны косяка двери ветку сосны или ели, что указывает о новорожденном в доме. Вход посторонним в дом запрещен в течение месяца. Данный запрет призван оградить новорожденного от заражения различными болезнями. Лама, устанавливающий знак запрета, становится «найджи» новорожденного, то есть его покровителем и духовником на всю жизнь. Родители с почтением относятся к покровителю своего ребенка и старательно выполняют все его рекомендации и советы. Когда ребенку исполняется год, проводят обряд пострижения первых волос. По этому случаю устраивают праздник, на который приглашаются родственники и друзья.


При создании семьи родители обоих сторон обращаются к ламе-астрологу. Выясняют, подходят ли молодые друг другу, узнают благоприятный день привода невестки в дом, день для проведения свадьбы. Все астрологические прогнозы имеют огромное значение для будущей молодой семьи. В настоящее время вновь возрождаются буддийские религиозные традиции, согласно которым молодожены в день свадьбы приезжают в дацан для проведения свадебного обряда. Молодожены совместно с родственниками и друзьями совершают почтительный обход вокруг ступ и храмов, вращают молитвенные барабаны, молятся божествам, заходя в храмы, ставят лампады перед алтарем за благополучие новой семьи. Совершение всех этих ритуалов считается необходимым для того, чтобы супружеская пара в будущем жила в мире и согласии. Во время ритуала лама читает благопожелания ради благополучия новой семьи, одаривает их необходимыми изображениями божеств и ритуальными предметами, а также вручает специальную грамоту с печатью дацана и именами сочетающихся в браке.

В буддийских дацанах молебен называется хурал, что можно перевести как «собрание» Они читаются каждый день, в основном, на тибетском языке. Хуралы бывают малые и большие. Обычно в большинстве дацанов малые хуралы начинаются: утренний в 9.00 и дневной – 15.00 часов.  Продолжительность – 1-2 часа. При этом наиболее благоприятными для умножения добродетели считаются 8, 15 и 30 лунный день. 
Хуралы обладают большой силой воздействия на жизнь человека, на разрешение его проблем. Когда ламы читают молитвы, то буддийские божества, которым посвящается молебен, незримо присутствуют в эти моменты в дацане. Внутреннее обращение человека к ним посредством молитвы, просьбы дает положительный эффект. Во время хурала дацан наполняется мощной божественной энергетикой, очищая все вокруг и всех присутствующих. Люди разных национальностей и веры могут посещать хуралы.  






ХРИСТИАНСТВО

В различных христианских направлениях обряд крещения толкуется по-разному. В православной и католической церквях крещение относится к разряду таинств. В Священном Писании слово «крещение»  впервые встречается в связи с именем Иоанна Крестителя. Приходившие к нему иудеи погружались в воды реки Иордан в знак того, что отказываются от совершения зла, смывают с себя, «топят» грязь греха, дабы в чистоте души встретить Мессию, приход Которого проповедовал Иоанн. Вода - символ очищения, символ жизни, но одновременно - и смерти: в пучинах вод таится погибель. Обряд погружения в воды озёр и источников - священный акт приобщения к чередованию жизни и смерти, к постоянному обновлению природы. Принимая крещение во имя Христа, человек не просто «смывает» с себя грехи. Погружаясь в воду, он умирает для греха - умирает с Христом, чтобы воскреснуть с Ним для вечной жизни. Крещение ребенка является духовным рождением - после крещения (и миропомазания) ребенка можно приступать ко всем остальным таинствам Церкви .



Венчание в церкви - один из самых значительных, радостных и жизнеутверждающих христианских обрядов. Праздничное убранство церкви торжественное облачение священнослужителей, белоснежное платье и фата невесты, счастливые молодые лица жениха и невесты, приподнятое настроение родственников и друзей и, конечно, само богослужение - вековая мудрость молитв и священное песнопение - создают во время обряда венчания в церкви незабываемую, возвышенную атмосферу всеобщей радости благожелательности и любви. Торжественная церемония обряда венчания в церкви состоит из обручения, венчания, разрешения венцов и благодарственного молебна. Священник вводит жениха и невесту внутрь храма, где будет совершаться обряд венчания. Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, становятся на коврик, на котором лежит Крест, Евангелие и венцы. По окончании обряда венчания в церкви священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены и, покрыв соединенные руки епитрахилью, а поверх нее - своей рукой, ведет их трижды вокруг аналоя (высокий и узкий столик). Оканчивается обряд венчания в церкви целомудренным поцелуем новобрачных, свидетельствующим о святой и чистой любви друг к другу.

Молитвой называется обращение священнослужителя или верующего человека (мирянина) к Господу Богу, к Богородице или к Святым угодникам Божьим. Такое обращение содержит в себе просьбу о ниспослании милости, защиты от зла, или состоит из благодарности и восхваления. Впоследствии в христианстве церковью были разработаны единые для всех правила совершения молитв, которые применяются как в общественном, так и в домашнем богослужении. Во время молитвы православные христиане применяют поклоны, коленопреклонения и крестное знамение. Во время богослужения священники используют поднятие рук. В протестантстве во время молитвы используются специальные молитвенные позы: опущенная голова, закрытые глаза, сложенные ладонь в ладонь руки. В католическом богослужении молитвы совершаются в костёле сидя и стоя. В православном храме нет скамеек для сидения, и молитвы совершаются стоя, или в коленопреклоненной позе, чем выражается трепетное почтение и уважение к Богу со стороны верующих людей. Только больные и старые люди могут молиться сидя. В протестантстве молятся стоя на ногах и на коленях.



ИСЛАМ

В традиционном быту имя ребенку давали через несколько дней после рождения. Оставлять его без имени дальше считалось опасным, так как он мог заболеть. Обряд наречения имени - исем кушу , ат кушу проводился в домашней обстановке с приглашением муллы и почтенных старцев - родственников, соседей (мужчин). Сама церемония заключалась в том, что младенца на подушке подносили к мулле. Он поворачивал подушку таким образом, чтобы ноги младенца были направлены в сторону Мекки. Сам же, стоя у изголовья ребенка, произносил Азан и, наклонившись к нему называл имя. Это проделывалось три раза, после чего делал запись в книге регистрации новорожденных. Преобладавшими были имена из мусульманского именинника, включавшего эпитеты Аллаха (их более ста), арабские имена. Церемонию наречения имени завершало угощение - аш. Это было единственное застолье, куда приглашались мужчины, да и то в основном пожилые.



Обряд аналогичный христианскому венчанию в исламе называется «никях», это слово можно расшифровать, как бракосочетание. По законам мусульманской веры, чтобы благополучно вступить в брак молодым людям необходимо выполнить, как минимум, четыре условия. На церемонии обязательно должен присутствовать родственник невесты мужского пола, это может быть отец, дед, дядя, брат. С обеих сторон, то есть со стороны жениха, и со стороны невесты обязательно должны присутствовать свидетели, - мужчины мусульманской веры. Никях положено проводить только после уплаты калыма, который назначают невеста и ее родные. Самым главным условием для благословенного брака является желание молодых людей жить вместе. Никях проводиться следующим образом. Во время церемонии перед молодыми читается определенная сура Корана, после чего брак считается состоявшимся, причем никакого официального уведомления не требуется.


Молитва для мусульман представляет собой каждодневный обязательный ритуал, совершаемый пять раз. Кто не молится 5 раз в день, считаются неверными. От обязанности молиться могут быть освобождены только немощные, больные, маленькие дети и другие категории населения. Как правило, мусульмане молятся поодиночке, редко – группами, обычно совершают моление в мечетях. Количество мусульман должно составлять не менее сорока человек мужского пола. Женщинам в мечетях молиться запрещено. Молитва должна совершаться на заре, в полдень, днем пополудни, на закате солнца и перед тем, как отойти ко сну. В праздничные дни и по пятницам в мечетях происходят торжественные богослужения. Ими руководят имамы – уважаемые руководители исламской общины. Перед молитвой необходимо обязательно очиститься водой. Если нет возможности провести обряд очищения с помощью воды (в пустыне, например) разрешается очиститься песком. Мусульмане молятся в одежде на специальном коврике, обязательно в чистом месте и обратившись лицом в сторону Мекки.
,Outdoor Jewish Wedding Ceremony with Chuppah
·о
·
·
·
·Абуддистская свислам свадьба315