Конструкт урока ОРКиСЭ, 4 класс, Религиозные обычаи, ритуалы, обряды


Конструкт урока
по основам религиозных культур и светской этики
по производственной практике «Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
Халтуриной Екатерины Сергеевны
студентки группы 36 специальности
44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Дата: 10.02.16
ОУ: №40
Класс: 4 "в"
Учитель: Галанова Светлана Владимировна
Методист: Подпись_______________
Тема урока: Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды
Цель: познакомиться с историей возникновения некоторых ритуалов, обычий, обрядов христианства и ислама
Планируемый результат:
Личностный: демонстрируют сформированность образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважение к истории и культуре всех народов;
Метапредметный:
Предметный: демонстрируют первоначальные представления об религиозных культурных традициях как основе многонационального многоконфессионального народа России;
Задачи:
Воспитательная: формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитывать уважение к истории и культуре всех народов;
Развивающая:
Образовательная: формировать первоначальные представления об религиозных культурных традициях как основе многонационального многоконфессионального народа России;
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий
Принципы обучения:
наглядности,
доступности,
систематичности,
последовательности,
Принципы воспитания:
Создание положительного эмоционального подъема.
Воспитание через взаимодействие.
Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.
Методы обучения:
1.Метод организации учебно-познавательной деятельности (объяснение, беседа, демонстрация).
2.Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (оперативный контроль).
3.Метод организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта (создание ситуаций совместных переживаний).
Методы воспитания:
1.Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа, рассказ).
2.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательной процессе (Создание ситуации успеха).
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная
Оснащение: компьютерная презентация, учебник, раздаточный материал.


План урока:
1. Организационный момент (1-2 мин)
2. Актуализация знаний (4-5 мин)
3. Постановка учебной задачи (4-5 мин)
4. "Открытие нового знания" (построение проекты выхода из затруднения) (7-8 мин)
5. Первичное закрепление (4-5 мин)
6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону (4-5 мин)
7. Информация о домашнем задании
8. Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 мин)

Источники информации:
ФГОС НОО: текст с изм. И доп. На 2011 год/ Министерство и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.

Эскиз доски:



Десятое февраля.
Классная работа.

Ход урока:

Этапы, задача Методы и приемы Деятельность учителя Планируемый результат
1. Организационный момент Педагогическое требование -Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.
 Мне очень приятно вас снова увидеть. Тем, кто забыл, напомню, что меня зовут Екатерина Сергеевна. Этот урок ОРКСЭ проведу у вас я.
-Присаживайтесь, пожалуйста, на места.
-Ребята, мир религий разнообразен и живя в современном мире, нам просто необходимо ориентироваться во всех его областях. А для того, чтобы во время урока, ничего не отвлекало ваше внимание, сейчас на партах вы оставите только учебник, тетрадь, дневник и пенал. РУУД (волевая саморегуляция);
ЛУУД (действие смыслообразования)
2. Актуализация знаний Беседа -Сегодня на уроке по основам религиозных культур и светской этики мы приступим к изучению новой темы, но сначала вспомним о
КУУД (умение выслушать собеседника и вести диалог)
ПУУД (общеучебные) (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи)
3. Постановка учебной задачи -Ребята, перед вами список слов, постарайтесь разбить их на 2 группы:
1) Масленица, Крещение, чтение молитвы, причащение, венчание.
2) Заучивание стихотворения, празднование Дня Рождения, дружеская встреча, празднование Нового года, выполнение домашнего задания.
Ребята, что обозначают слова из первой группы? Из второй?
Чем они отличаются? Как можно назвать одним словом слова из первой группы? (ритуалы)
-Кто догадался, какова тема урока?
Попробуйте сформулировать цель урока. Чему вы сегодня научитесь?
4. "Открытие нового знания" (построение проекты выхода из затруднения)






Начать свой рассказ мне бы хотелось с удивительной истории открытия одной древней пещеры в Испании. Она носит название пещеры Альтамира.
История открытия пещеры Альтамира в Испании.
 Эту пещеру обнаружила собака охотника, что охотился неподалеку. Она пробралась в ущелье, которое ранее никто не замечал, и громко залаяла, хозяин нашел ее под землей и рассказал о диковинной пещере своему другу – археологу любителю Марселино Санс де Саутолла.
Тот стал приходить сюда чуть ли не ежедневно вместе со своей дочерью Марией, разгребая камни в предвкушении обнаружить что-нибудь стоящее. Однажды, играя в пещере, девочка подняла глаза и увидела великолепные рисунки на потолке, закричав: «Папа, папа, смотри – бизоны!» И действительно, когда Марселино пригляделся, он обнаружил целую картинную галерею настенной живописи. Быки и бизоны, дикие лошади – украшали потолок и стены пещеры Альтамира.
При тщательном осмотре оказалось, что потолок и стены пещеры покрыты рисунками зубров, выполненными черной, коричневой и красной краской. Фигуры животных были в натуральную величину и отличались необычайной реалистичностью и высоким мастерством исполнения. Саутуола не сомневался, что эта живопись относится к эпохе древнего каменного века, но когда он опубликовал сообщение, оно было встречено с крайним недоверием. Большинство археологов сочли эти рисунки подделкой. Невозможно было поверить, что человек каменного века обладал столь развитым искусством, свидетельствующим о высокой культуре и талантливости первобытных людей. Ученые споры постепенно утихли, и Альтамирская пещера была предана забвению. Но открытие настенных изображений в пещерах Европы продолжались. Со временем подлинность и древность живописи были доказаны.
-Ребята, как вы думаете, с какой целью первобытный человек создавал эти рисунки? Почему он тратил на них время и труд?
Для наших далеких предков рисунки и росписи на скалах были не простой забавой, а частью тайных религиозных церемоний, без которых первобытный человек не мыслил благополучия своей общины. Их проводили в укрытых от чужого глаза, труднодоступных местах. Поэтому и были выбраны пещеры. Вера в магическую силу изображения, дающего власть над изображаемым, магия, колдовство - все это присутствовало в сознании первобытного человека, не ведающего, что он творит искусство.
-Ответьте на вопрос, как древний человек добывал себе пропитание? (занимался охотой). 
-Убивая нарисованного зверя копьями или стрелами, первобытные люди верили, что выполняя такие действия, они приманят к себе удачу.
Значит, рисунки создавались не для того, чтобы украсить ими стены пещеры. Эти рисунки были ритуальными.
-Ребята, что же такое ритуал? Давайте найдем определение в учебнике
Так же первобытные люди верили в загробную жизнь. В захоронения они складывали предметы, которыми пользовались в жизни. Так уже в древности начали складываться религиозные обряды. 
-Что же такое обряд? Найдем определение в учебнике.
-Ребята, а как называли людей, которые руководили обрядами? (колдуны, маги, жрецы).
Прочитаем о них в учебнике (3 абзац, стр. 52)
- А теперь обратим внимание на стр. 53 на рубрику «Это интересно» в правом верхнем углу. Прочитайте это сообщение, пожалуйста.
- Обряды становились все более сложными. Люди стремились умилостивить своих богов, попросить их об удаче, о богатстве. Для этого они приносили богам подношения, подарки и молились им.
- В каждой существующей сегодня религии есть свои обряды. Они связаны с основными событиями в жизни человека, такими, как рождение, вступление в брак или смерть.
- Обряды могут быть ежедневными, еженедельными, посвящёнными какому-то празднику или совершаться раз в жизни.
- Главным ежедневным обрядом во всех религиях является молитва. Самая известная молитва – спасибо. Вы произносите ее очень часто. Что она обозначает? («спаси бог»)
Возвращаемся к разговору о ритуалах и обрядах.
В современных религиях сохранилось множество обычаев состоящих из обрядов и ритуалов, очень похожих на древние.
-А что же такое обычай? Найдем определение в учебнике.
Они все обычаи различны, но их объединяет главное.
Как вы думаете, что? (общаются с Богом и друг с другом)
Давайте еще раз вспомним понятия: ритуал, обряд, обычай.
Прочтем их еще раз. Что в них общего? Чем они отличаются?
5. Первичное закрепление А сейчас вы поработаете в парах. Правила работы в парах вы прекрасно знаете. Каждая пара превратится в представителей одной определенной религии.
-Всю необходимую информацию вы возьмёте из раздаточного материала; вы ее прочтете и постараетесь ответить на следующие вопросы:
1.Чему посвящен праздник?
2.Какие существуют обычаи отмечать праздник?
3.Какой смысл носят обряды и ритуалы праздника?
После выполнения работы пара представит нам всем что у нее получилось.
Остальные слушают внимательно о думают, что в этих обрядах общего, а чем они отличаются.
-Вы выслушали представления двух пар о праздниках христианства и ислама. Что вы заметили? (обряды схожи, связаны с жизнью человека)
-А в чем отличие? (в названии, в проведении)
- А можем ли мы сказать, что обряды какой-то религии лучше или красивее?
Все религии провозглашают только добро и человеческие ценности.

6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону Чтобы закрепить полученные знания, сейчас проведем самостоятельную работу.
Проверьте себя, решив кроссворд.
7. Информация о домашнем задании -Что нового вы узнали на уроке?
-Как вы думаете, обо всем мы успели поговорить сегодня?
Конечно, нет. В любой религии есть еще много таинств и обрядов, о которых нам еще предстоит узнать.
Дома вы подготовите сообщение об одном празднике 1 вариант - христианства, 2 вариант – ислама; но только о том обряде, что мы сегодня не рассматривали. Оно может быть оформлено как доклад, сообщение в тетради, или компьютерная презентация.
Ваше сообщение должно отвечать на 3 главных вопроса:
1.Чему посвящен праздник?
2.Какие существуют обычаи отмечать праздник?
3.Какой смысл носят обряды и ритуалы праздника?
8. Рефлексия деятельности (итог урока) В заключении мне бы хотелось, чтобы вы подумали и ответили на один важный вопрос:
Мы с вами живем в большом государстве, где проживают люди разных национальностей и разных религиозных взглядов. Скажите, как нужно относится к людям разных вероисповеданий, чтобы сохранить мир и покой в нашем общем доме?
-Сумели ли мы достигнуть цели, которую мы поставили в начале урока?
-Какие трудности возникли при освоении темы?
Сумели их преодолеть?
-По вашему мнению, кто считает, что может похвалить себя за работу на уроке?